Кинопремьеры недели: Изображая Бога

С 10 июля на украинских экранах демонстрируются: фантастическая драма "Превосходство" Уолли Пфистера и комедийный вестерн "Миллион способов потерять голову" Сета МакФарлейна.

Превосходство / Transcendence

Режиссёр: Уолли Пфистер
В ролях: Джонни Депп, Ребекка Холл, Пол Беттани, Киллиан Мёрфи, Кейт Мара, Коул Хаузер, Морган Фриман, Клифтон Коллинз-мл., Кори Хардрикт, Фальк Хеншел
Жанр: фантастика, драма
Страна: Великобритания-Китай-США

Возможно, одна из причин удовольствия, которое доставляют нам кинематографические и литературные описания разнообразных напастей, метеоритами, ядерными взрывами, атаками пришельцев из космоса сметающих привычный порядок вещей, заключается в смутном чувстве освобождения и в надежде, что на руинах старого мира может быть построен лучший.

Вероятно, это ощущал и герой "Войны миров" Герберта Уэллса, любуясь с вершины холма родным городом, который, благодаря уничтожившим британскую промышленность марсианам, впервые был очищен от смога: "...Те, кто видел Лондон только под привычным покровом дыма, едва ли могут представить себе обнажённую красоту его пустынных, безмолвных улиц".

Нечто подобное вызывает и пролог "Превосходства".

На экране предстают приметы некоей катастрофы, обрушившейся на мир: среди растерянно слоняющихся по улицам граждан- солдаты, с бдительным видом поглаживающие стволы автоматических винтовок, на проезжей части бодро крутят педалями велосипедисты, в то время как автомобили безжизненно застыли у обочины, под ногами валяются мобильные телефоны - сломанные, быть может? - хозяин продуктовой лавки использует клавиатуру в качестве подпорки для двери, герой Пола Бетани, прохаживающийся среди этих печальных картин, рассуждает о неизбежности столкновения человечества и технологий.

Очевидно, технологии потерпели поражение, и теперь - на время, во всяком случае, -человечеству придётся обходиться без электрического чайника и Фейсбука.

Этот устрашающий образ цивилизации, смятой катаклизмом, сменяется основным действием, разворачивающимся за пять лет до бедствия - приблизительно в наше время.

Центральные персонажи - Уилл и его супруга Эвелин, ведущие специалисты в области разработок, связанных с искусственным интеллектом, которые вплотную подошли к созданию мыслящего и чувствующего суперкомпьютора.

Рисуя перед потенциальными спонсорами и учёным сообществом радужные перспективы взаимодействия человека и чудо-машины, Эвелин описывает мир без рака и загрязнённой воды, а Уилл предлагает представить прекрасный день, когда искусственный интеллект преодолеет биологические границы, поставленные коллективному разуму человечества.

Между тем, многие считают подобные прогнозы поводом не для надежд, а для опасений, и, в первую очередь, радикально настроенные группировки молодых людей, фанатичных борцов с сетевым закабалением человеческой личности, этаких луддитов нашего времени.

"Вы хотите создать бога?" - сурово спрашивает Уилла юноша с горящим взором и вытатуированным на запястье словом "неподключённый".

"Разве человечество не занималась этим на протяжении всей своей истории?" - отзывается учёный. Шутка приходится юноше не по вкусу, и Уилл получает пулю, отравленную полонием.

Человеку, который не может с верой произнести "...чаю воскресения мёртвых", нелегко противиться искушению земного бессмертия, когда речь идёт о нём самом или о любимом существе.

Заручившись помощью Макса, ещё одного гуру кибернетики и лучшего друга Уилла, Эвелин загружает сознание умирающего в компьютер. И вот, не успевает тело учёного остыть, как в динамиках пробивается - вначале прерываемый помехами, заплетающийся косноязычием, но всё более уверенный, - голос Уилла, а затем на экране монитора возникает и его изображение - измождённого, опутанного трубками, каким он был в последние недели жизни.

И лишь освоившись в новом, цифровом пространстве, Уилл сменит свой экранный образ на привычный, радуя супругу своим цветущим видом и неизменными очками.

При этом первые же требования компьютерного Уилла - "поставьте мне другой процессор, мне нужно больше мощности, да подсоедините меня к финансовым рынкам", - заставляют Макса, изначально настроенного скептически, заподозрить неладное - мол, разве Уилл был таким?..

Эвелин с криками гонит опального друга прочь из дома, а затем ей и самой приходится спасаться бегством от нагрянувших разрушителей машин, прихватив ноутбук с драгоценной киберкопией почившего мужа.

Некоторое время спустя, в затерянном среди пустошей Нью-Мехико городишке супруги возводят плацдарм для последующего преображения мира.

Пфистер, постоянный оператор Кристофера Нолана, в своём режиссёрском дебюте точно следует клише классических историй об учёном, убеждённом в своей способности средствами науки и силой своего интеллекта исправить несовершенства Божественного творения. По мере обретения всё большего могущества герой убеждается в своём праве нарушать законы природы и приобретать власть над окружающими.

Некоторые из придуманных создателями фильма примеров того печального факта, что, чем больше пользы могут принести технологии, тем больший вред они способны нанести, не лишены остроумия, вроде демонстрации массового исцеления калек, явившихся на поклон к Уиллу-компьютеру, способному виртуозно жонглировать их клетками: слепые прозревают, безногие пускаются в пляс, но, избавляясь от телесной немощи благодаря вживлённым частицам, люди позволяют Уиллу получить над собой контроль и, словно загипнотизированные инопланетянами-телепатами (или одержимые бесами), утрачивают право выбора, подчиняясь чужой воле.

К сожалению, авторы не способны говорить о важных этических проблемах с должной убедительностью из-за статичных, плоских характеров и бесконечно наивной манеры отражать душевные терзания Уилла помехами на мониторах квантовых компьютеров.

При этом исполнивший главную роль Джонни Депп столь невыразителен, что его и вправду можно принять за цифровую копию актёра. Ближе к финалу повествование делает такой крутой сюжетный поворот к жанру мелодрамы, что рискует вызвать тошноту у своей публики - несомненно, кого-то и вовсе выбросит из кресел.

Между тем, сцены, в которых жители захудалого селения, забытого правительством и обществом, получившие от Уилла работу и превращённые в его послушных рабов и подопытных кроликов, армией зомби атакуют правительственные войска, стремясь защитить своего господина и повелителя, способны вызвать у отечественной аудитории болезненные ассоциации с происходящим на Востоке.

Оценка фильма 3 из 5

Миллион способов потерять голову / A Million Ways to Die in the West

Режиссёр: Сет МакФарлейн
В ролях: Сет МакФарлейн, Шарлиз Терон, Аманда Сайфред, Лиам Нисон, Нил Патрик Харрис, Сара Силверман, Джованни Рибизи
Жанр: комедийный вестерн
Страна: США

Лента Сета МакФарлейна, выступившего в ней автором сценария, постановщиком, продюсером и исполнителем главной роли, демонстрирует правоту известной строки Тютчева: "…Блажен, кто мир сей посетил в его минуты роковые" - во всяком случае, если речь идёт о человеке, чей характер и мироощущение решительно дисгармонируют с роковыми минутами, которые ему приходится переживать.

Действие разворачивается в 1882-м году, центральный персонаж картины - овцевод Альберт, живущий на ферме близ захудалого аризонского городишки.

Альберт испытывает глубокое отвращение к временам и нравам, заложником которых является. Характер этого конфликта между человеком и его окружением хорошо показывает инцидент, произошедший вначале картины - на глазах у всего города Альберт отказывается от дуэли со своим обидчиком, становясь всеобщим посмешищем, после чего его оставляет невеста, разочарованная его нерешительностью.

Альберт переживает из-за разрыва с женщиной, в которую влюблён, но при этом не слишком интересуется мнением прочих земляков и не испытывает никакого стыда из-за своего поступка - узаконенное смертоубийство револьверных поединков кажется ему абсурдом, глупостью, он не видит никакого основания рисковать собой в столь бессмысленном действе, доказывая что-то окружающим, большинство которых считает тупыми и агрессивными дикарями.

Несчастье (или благословение) Альберта заключается вовсе не в том, что по своим личным достоинствам он не соответствует требованиям своего времени - в действительности он совершенно сознательно не желает, не считает нужным им соответствовать.

Музыка Алана Сильвестри, позаимствованная из трилогии "Назад, в будущее", словно подсказывает, что, хотя Альберт и является уроженцем Аризоны конца позапрошлого столетия, по своему восприятию окружающей действительности он гораздо ближе к нашим современникам.

Именно благодаря кричащему несоответствию повседневности Дикого Запада современным представлениям о нравственных ценностях- а также представлениям о бытовом комфорте, -МакФарлейн срывает с историй о ковбоях героико-романтический флёр, подобно тому как его соотечественник Марк Твен, первопроходец этого способа десакрализации исторических мифов, высмеял благородную рыцарскую эпоху в своём "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура".

Не обладая чувством юмора Марка Твена, МакФарлейн кладёт его на обе лопатки по части пренебрежения всеми мыслимыми правилами хорошего тона для произведения развлекательного жанра - просмотр его картины способен вызвать не меньшее омерзение, чем самый жёсткий артхаусный хит, создатели которого мечтали шокировать своего зрителя.

Своеобразная экскурсия по способам умереть, которые, в соответствии с оригинальным названием картины, грозят жителям и гостям Дикого Запада (помимо вполне невинных перестрелок, здесь есть и более экзотические, вроде печального инцидента на ярмарке, где в результате фотовспышки сгорает заживо фотограф, а позировавшую ему влюблённую парочку, объятую пламенем, расстреливают сердобольные зеваки, чтобы прекратить муки несчастных), дополнена самыми скабрезными остротами, какие только звучали на отечественном киноэкране (впрочем, несколько смягчёнными украинским дубляжом), не говоря уже о зрелище шляп, наполненных фекалиями, мочащихся овцах, орле с мужскими гениталиями и таких вещах, о которых и писать неловко.

И если Альберта, в приступе паники пытающегося шутить, изображая игрой теней оральный секс со своим противником, извиняет экстремальная ситуация и тот факт, что он, при всей своей прогрессивности, является человеком своего времени и окружения, то у авторов фильма, выливающих на свою публику один ушат помоев за другим, едва ли имеются подобные оправдания.

Однако их несколько оправдывает другое - неожиданно романтичная по своей тональности любовная линия, показывающая, как люди способны совершать ради любви то, что они отказываются делать во избежание общественного осуждения. Также необходимо отметить финальное появление одного из главных героев Запада за всю историю жанра вестерн - которое для многих киноманов искупит просмотр всего фильма.

Оценка фильма 3 из 5

Сегодня, 11-го июля, состоится открытие одного из главных мероприятий украинского киногода, V Одесского международного кинофестиваля.

Фестиваль "Британский театр в кино", проходящий в кинотеатре "Киев", продолжится 15-го июля первой частью знаменитой "исторической хроникой" Уильяма Шекспира "Генрих IV", поставленной Королевской Шекспировской компанией (вторую можно будет увидеть 22-го числа).

Пьеса повествует о несчастливых перипетиях правления короля Генриха IV, вынужденного вступить в борьбу с теми самыми дворянами, которые оказали ему поддержку при узурпации престола, сопровождавшейся свержением и убийством прежнего короля, эгоцентричного самодура Ричарда II.

А воинственный монарх из не так давно показанного в рамках фестиваля спектакля "Генрих V" предстаёт здесь молодым повесой, принцем Уэльским, чьим закадычным другом является один из наиболее популярных шекспировских героев - беспутный рыцарь сэр Джон Фальстаф, плутоватый, беспринципный и невероятно обаятельный титан веселья.

При этом его наиболее известная шутка исполнена юмора самого мрачного и лаконично передаёт ужас войны- в ответ на замечание, что набранные им рекруты выглядят чересчур жалко, сэр Джон возражает: "Они достаточно хороши, чтобы истыкать их копьями. Пушечное мясо, пушечное мясо! Яму они заполнят не хуже лучших".

Реклама:

Головне сьогодні