ДОНКУЛЬТ: осмыслить и предотвратить
Телевизионная картинка современного Донбасса – страшная и пугающая. И дело тут не только в военных действиях, не утихающих даже во время перемирия.
Проблема с адекватностью восприятия именно этого региона появилась не в текущем и не в прошлом году. Она сознательно культивировалась и внедрялась в сознание людей последние десять лет, что обернулось трагедией для всей страны.
За все это время ни одна украинская культурная институция – ни государственная, ни частная – не уделяла должного внимания вопросами межрегиональных взаимоотношений и связей. Вопрос региональной идентичности поднимался только в контексте очередных политических спекуляций, последствия которых еще долго будут давать о себе знать.
Проблема Донбасса, который не видит свое будущее в составе Украины - в первую очередь ментальная проблема, проблема культуры – а, значит, и решить ее возможно только через культурную коммуникацию.
Проблема лишь в том, что во время открытого военного конфликта, культура, и до того не значившаяся в приоритетных сферах украинской государственной политики – отодвигается еще дальше. Множество замечательных благотворительных проектов, инициированных различными художественными институциями, направленны также на устранение последствий АТО, помощь украинской армии, раненым, пострадавшим и переселенцам.
Для того, чтобы начать не просто справляться с последствиями, но и эффективно работать с региональными различиями – важно уже сегодня осознать что именно привело к возможности развития текущего сценария в Донбассе, как предотвратить разрыв с его населением в дальнейшем и не допустить развитие подобных настроений в других регионах.
Летом 2014 года инициатива в этой области возникла у Аукционного дома КОРНЕРС – коммерческой организации, с абсолютно другими статутными задачами, но очень зависимой от общего культурного климата страны. Объединив вокруг себя деятелей различных областей культуры, они инициировали создание организации, которая будет решать проблемы изолированности регионов внутри мультикультурного и многонационального украинского государства.
Первым событием в рамках этой деятельности станет Национальный форум ДОНКУЛЬТ.
С 28 октября до 11 ноября в музее "Духовные сокровища Украины" можно будет познакомиться с культурой Донбасса, увидеть его с неожиданной для многих стороны. Музыка, кино, литература, живопись, театральное искусство продемонстрируют, чем еще, кроме заводов, шахт и советского мифа интересен Донбасс.
В рамках форума пройдут круглые столы и лекции и дискуссии с представителями интеллектуальной среды региона, где можно будет обсудить интересующие всех вопросы и постараться увидеть ситуацию такой, какой она выглядит изнутри.
"Украинская правда. Жизнь" присоединяется к инициативе ДОНКУЛЬТ и в течение следующего месяца будет публиковать материалы, связанные с культурой и самосознанием представителей донбасского региона.
Наш первый материал в этой рубрике – интервью с учредителем АД КОРНЕРС и инициатором форума ДОНКУЛЬТ Ольгой Сагайдак.
– Ольга, как форум ДОНКУЛЬТ может сейчас помочь Донбассу?
– Он может помочь нам.
Сегодня у меня была встреча в Обухове. Я еду по дороге и в какой-то момент проезжаю знак "Луганск 747 км". И вот это расстояние в 700 километров – меня отделяет от войны. Я еду в своей машине, мне комфортно, играет музыка, прекрасная погода, красота вокруг, у меня все хорошо, я занимаюсь интересным делом. А там, через этих 700 километров, все совсем по-другому. Там боевики в неопознанной форме стреляют в мирных жителей.
Прямо сейчас там что-то изменить могут, наверное, только пушки. Потому что музы там либо стреляют, либо гибнут.
Но на территории, где все относительно спокойно, важно продолжать обсуждать, осмыслять происходящее, проговаривать эту травму и думать, какие ошибки мы допустили и какие можно еще исправить в будущем.
Сергей Адамович "Посёлок" из серии Дореволюционный Донбасс. 1962 г. |
– Может быть, их уже поздно исправлять в нынешних обстоятельствах?
– Ошибки исправлять никогда не поздно. Говорить и работать с существующими проблемами, с общественным мнением сегодня просто необходимо.
Да, может, мы не спасем сознание моих ровесников – но есть дети! Мы планируем очень много с ними работать, в том числе и с переселенцами, чтобы молодые люди учились мыслить самостоятельно, а не только тиражировать расхожие мифы и стереотипы. Чтобы они росли с осознанием ценности культурных недр своего региона и своей страны. Им необходим этот нарратив, может быть, даже больше, чем нам.
– А что, если для жителей Донбасса важны совершенно другие вещи, не связанные с культурой?
– Да, это вполне возможно. Но есть вещи универсальные, которые стоит знать и ценить в первую очередь. Это музыкальные, художественные, литературные произведения и люди, которые их создали. По-хорошему, именно с ними у нас должен ассоциироваться регион.
Но сегодня мы наблюдаем обратную картинку: многие имена нам хорошо известны, но зачастую мы даже не подозреваем о том, что они как-то связаны с Донбассом.
– Кто это, например?
– Скажем, Сергей Жадан. Когда говоришь о нем, любой молодой читающий человек ответит: он из Харькова. А он родился он в Луганской области. Иван Карабиц, художественный руководитель "Киевской камераты", родом из Первомайского района Донецкой области.
Копаем глубже и понимаем – в каждом поколении есть абсолютно выдающиеся люди, связанные с этим регионом: Владимир Сосюра, Васыль Стус – в литературе, в изобразительном искусстве – Сергей Григорьев, Петр Кончаловский, Архип Куинджи, в музыке – Сергей Прокофьев.
Георгий Отченашко "После плавки" |
– Какая миссия у форума "Донкульт"?
- Когда мы еще только думали над идеей, миссия у нас была очень практичная. Это был тот момент, когда АТО продвигалась на восток, и была очень велика надежда, что скоро война закончится, города будут освобождены, и что мы сможем оказать эффективную помощь пострадавшим культурным институциям.
Мы рассчитывали, что соберем некие средства, чтобы помочь музеям Донбасса, которые пострадали в результате боевых действий. Мы надеялись на лучшее.
Но ситуация оказалась обратной – и нам пришлось переформатировать свои цели, не отказываясь от первоначальных планов, но уже в более отдаленном будущем.
Наша главная задача на сегодняшний момент – создать площадку для коммуникации и построить связи внутри сообщества, чтобы не допустить дальнейшей изоляции отдельных регионов. Форум уже привлек людей из абсолютно разных областей культуры – теперь нужно, чтоб они банально между собой раззнакомились. Процесс пошел.
В результате работы мы пришли к выводу, что из разового проекта, направленного на конкретную цель, мы учредим благотворительный фонд, который займется проведением подобных мероприятий, выявляющих региональную культурную специфику.
Мы начали с Донбасса, но у нас те же проблемы и с другими регионами – мы очень мало знаем о себе и друг о друге.
Нужно начать разрабатывать реабилитационные и культурные программы. Понятно, что внедрять их нужно будет, как только закончится активная фаза боевых действий, и юридический статус регионов будет восстановлен. Но все стратегии должны быть разработаны уже сегодня, все процессы и связи налажены. Потому чем раньше мы начнем готовиться, тем лучше.
Григорий Тышкевич "Молодёжная стройка". 1972. |
– Как вы рассчитываете собирать благотворительные средства?
– Этот проект – наш подарок обществу, мы очень хотим, чтобы максимальное количество людей его посетило. Никаких входных билетов не будет. Мы хотим видеть студентов, школьников, пенсионеров, родителей с детьми. Всех, кто заинтересован в осмыслении причин и последствий, происходящего сейчас на Востоке страны.
Никакой платы за это мы брать не будем. Мы рассчитываем только на благотворительные взносы, размер которых каждый будет определять для себя сам.
Если человек пришел и ему понравилось то, что он увидел, он вынес для себя какую-то ценность – он может инвестировать в создание подобного культурного продукта в будущем, а также в разработку стратегий и программ, направленных на устранение последствий гуманитарной катастрофы, которую мы сейчас наблюдаем.
Если форум получит должный резонанс и поддержку, мы постараемся сделать так, чтобы в будущем нам помогали различные институции, зарубежные доноры, компании, бизнесмены и частные лица, кто угодно.
А пока на подготовку этого мероприятия мы тратим только свои ресурсы. И есть еще несколько замечательных людей, которые выразили желание в меру своих сил помочь, просто потому что они нам доверяют, и также, как и мы, верят в результативность подобных действий.
– Расскажите немного о программе и участниках форума.
– У нас складывается очень насыщенная программа.
Прежде всего, хотелось бы сказать, что в культурной среде мы нашли огромную поддержку, отклик, желание участвовать и помогать. В том, что касается важности проведения такого мероприятия именно сейчас, есть консолидация – если не всего, то значительной части нашего художественного сообщества. И это очень воодушевляет.
Единственная моя боль, что нам не удалось наладить контакт и поработать с ИЗОЛЯЦИЕЙ. Это уникальная институция современного искусства, аналогов которой нет – не только в Донецке, но и во всей Украине. Мы очень рассчитывали на их участие, но они заняты сейчас своими проектами в Киеве. И все же, мы надеемся увидеть их в качестве гостей нашей дискуссионной платформы.
Каждый день будет работать выставка, около 200 произведений – над ней работает Оксана Баршинова и Дмитрий Голец, соучредитель нашего АД. Мы также покажем фото и кинохронику региона, ежедневно будут проводиться экскурсии.
Надей Парфан и Ольгой Папаш подготовлена кинопрограмма. Планируется десять или одиннадцать кинопоказов, начиная от Дзиги Вертова и заканчивая "Челси".
Николай Попов "Старый доменщик" из серии Завод и люди. 1966 г. |
Литературная программа, которую для нас делает Ирина Славинская, будет включать моноспектакль по Стусу, лекции о Сосюре, выступление Сергея Жадана с "Собаками в космосе" и множество других не менее интересных событий.
Будет большая дискуссионная платформа, которой занимаются кураторы Лиза Герман и Мария Ланько. Она включает два круглых стола и шесть или семь лекций о Донбассе от представителей региона.
Зоя Звиняцковская поучаствует и в визуальной программе и проведет тематический минилекторий о моде.
Благодаря Любе Морозовой у нас будут интереснейшие музыкальные события. От украинского барокко до современной экспериментальной музыки, созданной донецкими композиторами.
Кафедра теории и истории искусств НАОМА подключилась и организовала помощь студентов-искусствоведов, которые будут проводить экскурсии для наших посетителей.
Мы очень скоро опубликуем подробную программу. А потому – следите за анонсами.
Алексей Лымарев "Операторы блюминга", 1970 – 1985 гг. |