Тест

Сontemporary по-киевски: чем богаты, тем и рады

До 30 ноября в "Мистецьком Арсенале" все еще можно успеть посетить ежегодный форум ART KYIV Contemporary 2014.

Довольно пестрый состав участников, кураторов и проектов вполне соответствует духу события, которое из ярмарки не так давно превратилось в фестиваль проектов.

Большинство участников из Украины, России, Испании и Грузии, стремясь шагать в ногу со временем и оправдать название форума, при выборе тем избрали самый беспроигрышный нынче социально-политический контекст.

Диапазон осмысления непростых реалий современности на ART KYIV очень широк. От плакатно-спекулятивной версии (серия фотографий Майдан (Р)еволюція духу, кураторов Антина Мухарского и Елизаветы Бельской) до попытки критического комментария средствами искусства к актуальным политическим событиям.

Наиболее удачной попыткой такого комментария можно считать проект [un]moved куратора Янины Пруденко с участием российских и украинских медиа художников. Авторы демонстрируют угнетающие последствия информационной войны, милитаристской агрессии и политического напряжения, которые парализуют художника-гражданина.

Из проекта [un]moved куратора Янины Пруденко

Куратор Александр Соловьева в своем проекте Элементы действительности также объединил работы молодых авторов, на разный лад резонирующие с событиями последних месяцев. Центральный объект этой выставки — пистолет, который находится внутри тающей глыбы льда (объект группы "Йод").

Замороженное оружие тут выглядит как стройка или вечно дорабатываемый проект — их отложили, но так и не решили, что же с ними делать дальше. Ужасающе убедительная аллюзия на современные события с неизбежными последствиями — рано или поздно с ними придется иметь дело, когда время отсрочки истечет.

Несколько иное переживание современности в проекте ужгородского художника Андрея Стегуры Под небом голубым. Куратор проекта предложил четырем художникам из разных уголков Украины (Ю. Ковалю, Н. Кравцову, И. Михайлову и В. Покиданцу) создать свой вариант побега от реальности. Ироничные сюжеты четырех итоговых полотен рассказывают об эскапизме как естественной реакции психики на сильный стресс.

Сам же куратор оставил в экспозиции символический след в виде инсталляции — аккуратно развешанного на стуле костюма, раскрытого паспорта и билета на поезд — намеков на окончание "трудового будня" и вот-вот наступающий отпуск.

Название фотопроекта Особисте/політичне (куратор Александра Набиева) могло бы охарактеризовать весь ART KYIV Contemporary. Дух времени действительно выражается в балансировании между двумя этими категориями, в то время как одна стремиться вытеснить другую.

Монохромные фотографии Андрея Щукина из проекта Кинестетика, строятся скорее на осязательных ощущениях, нежели на визуальных. Аскетичные фактуры привычных вещей/объектов буквально отзываются на кончиках пальцев – скользкая рыба, гладкий камень, невесомая ткань.

Идея проекта – показать двоякость знакомых нам вещей через аскетичные снимки.

По соседству с закатным солнцем Криволапа и пальмами Тистола разместились картины Валерии Трубиной прохладные по колориту живописные работы, объединенные в серию Відкриті простори, эти работы вместе с образами буддисткой медитации Сицзан на полотнах Андрея Блудова создают особую чил-аут зону для релаксации и расслабления, что само по себе не лишено смысла, учитывая то эмоциональное перенапряжение в котором пребывает киевский зритель.

Работа Андрея Блудова

Еще один "терапевтический" проект Slovenia/ART Scanning & Photoarchive с участием Романа Минина. Это визуальный отчет о знакомстве украинских художников со Словенией на уровне личных переживаний и ассоциативных образов.

Из проекта [un]moved куратора Янины Пруденко

Для проекта Биро (куратор Михаил Илько) художники выполнили работы шариковыми ручками – обыденными для школьника, да и любого человека. Попробуйте придумать технику, настолько же лишенную творческого флера. Работы, на первый взгляд из серии "А я тоже так могу!", благодаря своей кропотливости и чувству тона и формы завораживают.

Главным хедлайнером ART-KYIV Contemporary этого года стал испанский художник и музыкант Хосе-Мария Кано.

Проект "Si cecidit de genu pugnat", Хосе-Мария Кано

Список его музыкальных побед впечатляет едва ли не больше, чем художественные свершения. В этом списке, к примеру, значится авторство музыкального гимна футбольного клуба Реал Мадрид и дирижирование оркестром на последнем концерте Монсерат Кабалье.

В Арсенале можно увидеть ряд его красочных автопортретов и серию Si cecidit de genu pugnat. Она выполнена в технике энкаустики – красками на основе воска, которые применялись еще в первых веках нашей эры в Египте и, позже, в Византии. Хосе-Мария Кано в своих, непривычно больших для энкаустики, монументальных работах обращается к теме корриды как метафоры испытаний и ритуальной борьбы.

Важный бонус для знатоков истории украинского искусства — монументальная работа Олега Тистола и Николая Маценко "17 сентября" – 16-метровое горизонтальное живописное панно, собранное из множества отдельных квадратных фрагментов, написанное в 1994 году.

Сегодня аллегорический сюжет этой работы может быть "прочитан" особо остро. 17 сентября 1939 года советская армия вопреки международным соглашениям начала вторжение в Польшу. Символическая фигура "воссоединения" — братские объятия двух мужчин, один из которых держит в руке автомат, а другой – козацкую булаву.

Одна из знаковых работ художественных девяностых, "17 сентября" экспонировалась крайне редко, и не в последнюю очередь по причине своего выдающегося размера. В отсутствии музея современного искусства, в котором потенциально должна была бы храниться такая работа, пожалуй только огромные выставочные площадки "Арсенала" способны периодически восполнять этот пробел.

проект "Кинестетика"

Нынешний ART KYIV позволяет неспешно додумать и выстроить свой сценарий общения не только с современным искусством, но и с социально-политической реальностью, зачастую не оставляющую времени для отстранённого о ней размышления.

Тут нашлось место как для громких резонансных сюжетов, так и для очень личных переживаний художников, делящих с нами тяжелый опыт последнего года. Многие работы можно назвать почти запретными для современного искусства словами "красивые", "эстетичные". Никакого скандала, эпатажа и шока.

В целом же форум поражает количеством, а не качеством.

ART-KYIV поменял свой прежний формат художественной ярмарки (art fair) на "форум художественных проектов", а стенды поредевших в последнее время коммерческих галерей – на отдельные кураторские выставки разного калибра.

Эта формальная перемена, однако, не избавила глобальный "арсеналовский" смотр актуального искусства от его главного многолетнего недостатка — отсутствие видимых и понятных для зрителя критериев отбора проектов, а также единого стиля оформления экспозиции.

Плотно завешанные крупноформатными полотнами маленькие "боксы" соседствуют с полупустыми залами, а подробно описанные в сопутствующем тексте проекты – с работами практически без какой-либо информации.

Не известно, сколько еще времени потребуется для эволюции в организации этого ежегодного проекта.

Образовательная программа второй недели сконцентрирована, в основном, на фотографии. Подробности и расписание можно узнать на странице "Мистецького Арсеналу".

Все фото "Мистецький Арсенал"