"Оскар"­-2015: Я люблю Твой замысел упрямый и играть согласен эту роль

...Окончен праздник. В этом представленье
Актерами, сказал я, были духи.
И в воздухе, и в воздухе прозрачном,
Свершив свой труд, растаяли они. ­
Вот так, подобно призракам без плоти,
Когда-­нибудь растают, словно дым,
И тучами увенчанные горы,
И горделивые дворцы и храмы,
И даже весь о да, весь шар земной.
И как от этих бестелесных масок,
От них не сохранится и следа.

Уильям Шекспир, Буря

Вопреки расхожим представлениям об Американской киноакадемии как о вотчине политической конъюнктуры и политкорректности, 87-­я церемония вручения "Оскаров" ознаменовалась решительной победой искусства над идеологией.

[L]Триумфатор года, "Бёрдман" Алехандро Гонсалеса Иньярриту, посвящён психическому, душевному состоянию актёра, переживающему острый кризис личной и профессиональной самоидентификации и больше не способному различить грань между реальностью и грёзами, между реальностью и творчеством ­и, из-­за их многоуровневых пересечений и взаимных отражений, зритель также не может с точностью отделить одно от другого.

Эта необычайно изобретательная, остроумная, выдержанная в тональности мрачной фантасмагории драма (к которой при желании можно отнести определение, данное "масскультным" двойником героя – "разговорная депрессивная мура") представляет выразительный образ театрального и кинематографического закулисья, воздаёт должное самоотверженности и эгоизму художника, безоглядно преданного своему творчеству и готового в служении ему разрушать жизни окружающих.

Быть может, наиболее заслуженным из четырёх "Оскаров" ленты – за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший оригинальный сценарий и лучшую операторскую работу, – стала награда выдающемуся оператору Эммануэлю Любецки, кружившему со своей камерой вокруг героев с непринуждённостью феи Тинкербелл.

Вполне вероятной представлялась победа и Майкла Китона, со страстью и самоиронией исполнившего в "Бёрдмане" одну из лучших ролей в своей карьере, но статуэтка досталась его достойному сопернику Эдди Редмэйну, который в ленте "Вселенная Стивена Хокинга" Джеймса Марша не только блестяще справился со сложнейшей в пластическом отношении ролью паралитика, но и передал обаяние своего героя, сочетающего физическую беспомощность, силу характера и неколебимое достоинство.

"Оскар" за лучшее исполнение главной женской роли предсказуемо достался Джулианне Мур, которая с безукоризненной убедительностью воплотила в фильме Ричарда Глетцера и Уэша Вестморленда "Всё ещё Элис" (в целом не свободном от сентиментальных натяжек) образ профессора лингвистики, страдающей от болезни Альцгеймера и отчаянно пытающейся сохранить своё "Я" от распада.

Награда за лучшее исполнение женской роли второго плана, полученная Патрицией Аркетт, которая сумела передать душевную стойкость умной и привлекательной женщины, не получившей от жизни того, чего она заслуживала, воспринимается как утешительный приз "Отрочеству" – прочие пять номинаций фильма Ричарда Линклейтера, считавшегося одним из фаворитов "оскаровской" гонки, не были результативными.

Отмеченное статуэткой превосходство Дж.К.Симмонса в номинации "Лучшее исполнение мужской роли второго плана" не вызывало особенных сомнений, хотя его достойным соперником был Эдвард Нортон, чей персонаж из "Бёрдмана", актёр, сводящий коллег с ума своей требовательностью и причудами, отчасти напоминал сыгранного Симмонсом в "Одержимости" харизматичного психопата.

Также "Одержимость" Дэмиэна Шазеля, в которой смена кадров и звуковое сопровождение сплелись в стремительный и агрессивный ритм, одержала убедительную победу в категориях "Лучший монтаж" и "Лучший звук".

Среди немногих неожиданностей церемонии следует отметить приз за лучший адаптированный сценарий, доставшийся сценаристу "Игры в имитацию" Грэхему Муру, вероятно, за успешное нагромождение патетических клише и превращение расшифровки военного кода в разгадывание шарад.

К числу спорных можно отнести и решение присудить победу как лучшему композитору (в обход Хансу Циммеру с его созданной для "Интерстеллара" величественной и холодной музыкой небесных сфер) Александру Депла, чей саундтрек из "Отеля "Гранд Будапешт"" воспринимается как озорная интерпретация "Аквариума" Сен­-Санса и русских народных плясок.

Награды "Отелю "Гранд Будапешт" Уэса Андерсона завоевали и художники-­постановщики и художники-­гримёры, чья работа также представляется переосмысливанием классических образов, их гротескно­-сказочной стилизацией.

В категории "Лучший фильм на иностранном языке", борьба в которой вызывала ревнивый, смешанный с чувством потери и досадой, интерес у отечественных киноманов, победу одержала "Ида" Павла Павликовского.

Симпатии большинства наших сограждан, вероятно, были на стороне "Левиафана" Андрея Звягинцева, бескомпромиссно честного и глубоко религиозного произведения о современной России, в которой церковь как государственная институция подменяет собой сообщество верующих и превращается в идола, языческое божество, требующее кровавых жертвоприношений.

Американские киноакадемики отдали предпочтение фильму, на первый взгляд не столь соотносимому с драматическими перипетиями наших дней. Однако "Ида" с художественным совершенством свидетельствует о незаживающих, ноющих ранах человеческой истории, о тех потерях, что невосполнимы никаким прогрессом цивилизации.

Ведь, как и героини ленты, миллионы жертв политических и социальных катаклизмов, тоталитарных режимов и варварского беззакония смогли найти утешение и успокоение только в Боге – но никак не в человеческом сообществе, продолжающем свою вечную борьбу за лучшее завтра.

Реклама:

Головне сьогодні