"Дерзкий дух свободы". Киевский музыкальный авангард шестидесятых
Навесні 2015 у видавництві "Основи" вийшла перша книга, присвячена українській культурі 1960-х років - "Мистецтво українських шістдесятників".
"Українська правда. Життя" підготувала серію публікацій, присвячених важливим культурним феноменам цього цікавого періоду. Цього разу знайомимо з видатними композиторами цього періоду.
"Музыка всегда была музыкой замкнутого, соборного пространства.
Авангард – одна из попыток выйти из замкнутого пространства…"
Это определение принадлежит Валентину Сильвестрову – участнику самой известной неформальной группы композиторов-шестидесятников, вошедшей в историю под названием "Киевский авангард".
Тогда, сформировавшийся вокруг дирижера Игоря Блажкова кружок тщательно изучал добытые благодаря западным связям Блажкова ноты и записи и открыто требовал на заседаниях Союза композиторов Украины немыслимого – "выхода из замкнутого пространства", включения буржуазной европейской музыки XX века в консерваторскую программу.
Воздух "перекрыли" после пленума молодых композиторов в октябре 1970-го, по неосторожности самих же авангардистов: посреди критики белорусским композитором киевских авторов – дескать, "у них нотные головки повернуты на Запад, надо с этим кончать", – Блажков крикнул из зала: "Да заканчивайте вы!", после чего остальные участники группы в знак солидарности с ним вышли.
Сильвестрова и Годзяцкого на три года изгнали из Союза композиторов, фактически, лишив средств к существованию.
Борис Лятошинский со студентами композиторского факультета Киевской государственной консерватори им. П.И. Чайковского (ЦГАМИЛ Украины, ф. 181, оп. 3, ед. хр. 12, стр. 1) |
Так или иначе, эти смельчаки расчистили путь второй части своего поколения – Ивану Карабицу, Евгению Станковичу, Олегу Киве и их одногодкам.
Но экспериментальный дух так и остался в 60-х. После того было много хорошей музыки, но подобная дерзость исчезла на десятилетия, – вплоть до появления поколения, выпустившегося в конце 80-х – начале 90-х.
В этот короткий обзор мы, впрочем, включили не только творчество самых ярких композиторов группы "Киевского авангарда" – Сильвестрова, Годзяцкого и Грабовского – но и произведения двух более молодых их современников – киевлянина Загорцева и харьковчанина Бибика – пропитанные духом шестидесятничества.
Валентин Сильвестров, Леонид Грабовский, Виталий Годзяцкий, Игорь Блажков, Киев, 1960-е гг., предоставлено Евгением Громовым |
Святослав Крутиков, Леонид Грабовский, Виталий Годзяцкий, Владимир Загорцев, 1960-е гг., предоставлено Евгением Громовым |
Леонид ГРАБОВСКИЙ (28.01.1935, Киев)
Сын репрессированного скрипача и вокалистки, которой так и не довелось петь на большой сцене ввиду ее благородного происхождения.
[L]Учиться игре на фортепиано начал невероятно поздно – в 16-летнем возрасте, однако уже через три года смог поступить на композиторский факультет Киевской консерватории.
Грабовский был основным рупором "Киевского авангарда". Он отстаивал его ценности – новизну, актуальность и просвещение – на съездах Союза композиторов УССР. Именно он в 1960 году перевел с немецкого книгу Ханса Елинека "Anleitung zur Zwölftonkomposition", "Введение в 12-тоновую композицию", по которой киевские авангардисты изучали додекафонию.
Творчество Грабовского 60-х годов отличается потрясающей красочностью, граничащей с сонористикой – техникой, ставящей красоту тембровых кластеров выше традиционной функциональности.
Яркий пример тому – "Константы" для 11 инструменталистов (1966 год), где автор собирает немыслимый состав: 4 фортепиано, 6 групп ударных и скрипку соло. Здесь очевидна перекличка с творчеством центральной фигуры поствоенного авангарда Карлхайнца Штокхаузена.
Инструментальный состав не менее утопичен, чем в пьесах Штокхаузена; включить такое произведение в концерт крайне сложно, а потому исполнений – минимум. Например, молодой львовский ансамбль "Константы", названный в честь этого произведения, до сих пор не смог собрать необходимый состав, чтобы сыграть вожделенную партитуру.
Еще один яркий опус того периода – сюита "Симфонические фрески" (1961 год). В Киеве ее исполнять отказались – члены Союза композиторов обозвали произведение "авангардным" и посоветовали переписать, а оркестранты нажаловались руководству. "На первом же перерыве оркестранты побежали к директору филармонии с требованием снять эту "мерзость", – вспоминает Игорь Блажков.
Но уже в следующем году на Всесоюзном обзоре творчества молодых композиторов в куда более лояльной к современному языку Москве оно получило первую премию, а в 1963 году "Фрески" исполнили в Ленинграде. Поскольку в основу легли шесть рисунков Бориса Пророкова из серии "Это не должно повториться!" на антивоенную тематику, – сюиту впоследствии неоднократно транслировали в радиопередачах, посвященных Дню Победы.
Виталий ГОДЗЯЦКИЙ (29.12.1936, Киев)
Музыкальное образование получил дома: отец был церковным регентом, мать – учительницей пения. В 17 лет вдруг решил, что хочет быть композитором, и поступил в Киевскую консерваторию.
В 60-е интересовался точными науками. В частности, толчком для создания фортепианной пьесы "Разрывы плоскостей" (1963 год) стали идеи нуклеарной физики и знакомство с Klavierstuecke Штокхаузена.
Последовательность эпизодов в пьесе – на грани физики и метафизики: "Первозданность", "Вибрация материи", "Пересечение", "Натяжение", "Разрывы", "Катаклизмы", "Обновление материи", "Распад". "Я представляю звуковую материю в виде стереоэкрана с периодически пульсирующими звуковыми вспышками, – заявляет автор. – Отдельные ритмически заряженные мотивы силятся объединиться в единую звуковую беспрерывность. Отсюда и термин – звучащая плоскость, то есть, сплошное, непрерывное звучание".
Тогда же Годзяцкий экспериментирует и в области конкретной музыки с использованием природных звуков и шумов.
Например, в 1964-65 годах появляются "Четыре домашних скерцо", куда входят "Реализация 29/1", "Эмансипированный чемодан", "Антифортепиано", "Нюансы". Играть нужно на металлической кружке с гвоздями, просыпая их в цинковый бак, гребенкой вдоль фортепианных струн и кистью по чемодану.
Валентин СИЛЬВЕСТРОВ (30.09.1937, Киев)
Самый яркий участник "Киевского авангарда", да и, пожалуй, вообще наиболее известный на Западе украинский композитор.
Это у нас его исключили из Союза, "за формализм" – а "The New York Times", цитируя фрагмент программки концерта ансамбля "Континуум", писала в самых поэтичных красках, что его "музыка стелется и вянет, остается лишь воспоминание – тонкий аромат, легкое дуновение".
Сочинять музыку начал с 15-ти лет, но, будучи сыном инженера и учительницы немецкого языка, поступил в Киевский инженерно-строительный институт, бросив его после трех лет учебы.
В 1967 году получил международную премию имени Сергея Кусевицкого (США), исполнялся лучшими музыкантами в сердце европейского авангарда – Дармштадте, в 1970 стал лауреатом конкурса Gaudeamus (Нидерланды), – словом, "записался в диссиденты" еще до официального исключения из Союза композиторов.
Метаморфоза, которая произойдет с Сильвестровым в середине 70-х годов, навсегда размежует его творчество на два антагонистичных лагеря: поздний Сильвестров будет ужасно досадовать на раннего.
"Слабый стиль", к которому тяготеет композитор вот уже 40 лет, ничуть не похож на смелые поиски 60-х, запечатленные в его "Мистерии для альтовой флейты и 6 ударных", "Монодии для фортепиано и оркестра", трех симфониях и прочих радикализмах того времени.
Владимир ЗАГОРЦЕВ (27.10.1944, Киев – 30.11.2010)
Принадлежит к младшему поколению авангардистов, но по характеру дарования и творческой биографии гораздо ближе стоит к "шестидесятникам", нежели к авторам своего поколения – Ивану Карабицу, Евгению Станковичу, Олеге Киве.
Подобно старшим авангардистам, учиться музыке начал поздно – в 15 лет. Через три года поступил в Киевскую консерваторию к Борису Лятошинскому. Был "украинским Шенбергом" – последовательным продолжателем экспрессионизма нововенского образца. В отличие от остальных авангардистов, верность серийной технике сохранил до конца жизни.
Уже начиная с 1968 года, исполнялся на Западе, а в январе 1980-го один из его важнейших опусов "Градации" (1966 год) увидел премьеру – правда, не в Украине, а за рубежом: сыграл его Нью-Йоркский филармонический оркестр под руководством легендарного дирижера Зубина Меты.
Музыка Загорцева мало исполнялась при жизни автора и почти не звучит после его смерти.
Единственное исключение – программы пианиста Евгения Громова, переплетающие творчество украинского автора с пьесами главного додекафониста так, что порой невозможно угадать, кто звучит.
Валентин БИБИК (19.07.1940, Харьков – 07.07.2003, Тель-Авив)
Харьковский композитор, один из лучших украинских симфонистов, чья фигура до сих пор недооценена. Бибику, ввиду удаленности от столицы, удалось избежать публичных порок, однако пришлось столкнуться с показательным замалчиванием.
Творчество 60-х связано, в основном, с подражанием стилю Дмитрия Шостаковича. Эти параллели, в частности, хорошо слышны в его Концерте №1 для фортепиано с оркестром.
Стиль Бибика, с его неповторимым сочетанием интеллектуализма и мелодического дара, вдумчивости и безудержного плача, сформировался уже в семидесятые. В 1972 году написано одно из центральных произведений этого периода – опера "Бег", которую запретили к постановке в Ленинградском МАЛЕГОТе, а затем и в других театрах страны, в том числе и в Харьковском оперном театре.
Премьера оперы в концертном исполнении произошла практически через сорок лет после ее написания – в 2010 году в Киевской филармонии.