Гид по журналам 1960-х
Весной 2015 года в издательстве "Основы" вышла первая книга, посвященная украинской культуре 1960-х годов – "Искусство украинских шестидесятников".
"Украинская правда. Життя" подготовила серию публикаций, посвященных важным культурным феноменам этого интереснейшего периода.
Многие художники-шестидесятники на распросы об источниках знакомства с запретным "западным" искусством упоминали редкие выставки в Москве (например, Пабло Пикассо и Фернан Леже в ГМИИ им. Пушкина), а также иностранную иллюстрированную периодику, с которой удавалось ознакомиться при случае.
И если в географически близких к более либеральным странам соцблока Львове и Ужгороде были достаточно распостранены полськие, венгерские и чехословацкие журналы об искусстве, то в столице советской Украины Киеве единичные заветные экземпляры циркулировали разве что в очень узком кругу доверенных друзей и коллег.
Единственным более-менее публичным местом, где можно было ознакомиться с некоторыми издаваемыми за пределами СССР специализированными изданиями была Центральная научная библиотека Академии наук УССР, которая с 1988 года и по сегодня носит имя В.И. Вернадского.
Искусствовед Ирина Тофан проевела небольшое "расследование" в хранилище библиотеки и подготовила подобрку наиболее интересных иностранных журналов, датированных 1960-ми годами.
[L]Сегодня мировые музеи и библиотеки регулярно радуют профессионалов и любителей все новыми и новыми сообщениями об оцифровке книг и журналов, к которым можно получить свободный доступ в интернете.
И уже не важно, насколько они востребованы и насколько регулярно их читают. Важна прежде всего наша уверенность в том, что все эти материалы будут "под рукой" в любой момент.
На этом фоне романтичный и пугающий окрас приобретают истории о венгерских и чешских журналах об искусстве, которые тайком провозили за "железный занавес" в 1960-е годы.
На деле оказалось, что поток иностранной периодики не ограничивался полуподпольными восточноевропейскими журналами, и библиотечный ассортимент был гораздо шире и разнообразней, чем можно себе представить. Итак, что же можно было узнать о зарубежном искусстве в Киеве в этот период?
1. Chefs d'oeuvre de l'art.
Этот парижский журнал, выглядит не хуже современных журналов об искусстве для широкого круга читателей с полноцветными иллюстрациями. В начале каждого выпуска чаще всего публиковались статьи о текущих выставках.
Следующий блок занимал раздел об истории искусств – наиболее красочный и впечатляющий. Тут можно встретить статьи об искусстве Древнего мира, цивилизаций Китая и Японии, Латинской Америки, о Европейском средневековье и Возрождении. Иллюстративного ряда хватило бы для полного курса истории искусств.
Заключительные разделы касались современного искусства Франции, но, к сожалению, всегда с черно-белыми фотографиями. Так же там можно встретить статьи о художниках-эмигрантах, например в номере 43 за 1963 год – статья о Наталье Гончаровой. Стоит отметить, что тексты не были отягощены критикой или серьёзным анализом – это скорее ознакомительное и приятное чтение для расширения своего кругозора.
Статья о конкурсе Современной графики, в котором принимала участие художница из Советского Союза Лидия Ильина (№ 40\1963) |
Даже не владея французским языком, журнал позволил бы быть в курсе современного искусства и расширять знания об истории искусства. Пожалуй, и сейчас он бы пользовался популярностью.
2. Jardin des arts.
Еще один французский журнал об искусстве, который можно было найти в библиотеках Киева. Он был меньшего формата по сравнению с "Chefs d'oeuvre de l'art", и качество иллюстраций было несколько хуже. Сильной стороной были тексты и фокус редакции – помимо привычных тем об искусстве, тут можно было прочитать о пионерах французской фотографии, современном дизайне и коллекционерах.
Интересно, что в обоих журналах регулярно публиковались материалы про современные французские гобелены.
3. Die Kunst und das schöne Heim
История журнала Die Kunst und das schöne Heim начинается еще в 1900 году в Мюнхене. Изначально это была газета, посвященная искусству. К 1960-м годам она преобразовалась в уже довольно большой по формату (хотя и тонкий) журнал, в котором использовались разные типы бумаги (как и в Chefs).
В номере 11 за 1964 год материал о графике Ганса Юргена Кальманна напечатан на плотной фактурной бумаге – создается впечатление, что держишь оригиналы рисунков или эстампов.
Что могло понравиться киевским шестидесятникам – статья про современную декоративную керамику. Это выглядит на удивление созвучно многим формальным экспериментам наших художников.
Сильная сторона журнала – его раздел про дизайн и архитектуру. Тут можно найти примеры всевозможных перепланировок и фотографии ультрасовременных домов, как например дом датского архитектора Оле Олссона. В конце каждого номера есть перевод всех статей на английский язык – еще один плюс Die Kunst und das schöne Heim.
Заметка про модный тюль – подобную сетку на окнах можно было встретить практически в каждом доме и в СССР. |
4. Graphic arts Japan
В отличие от предыдущих журналов этот был узкоспециализированным. Сложно сказать, мог ли им заинтересоваться читатель в библиотеке, но если да – то наверняка был бы поражен.
Первый раздел содержит научные профильные статьи о типографском деле – с отчетом о новых технологиях и достижениях. Тут же можно было узнать о современных трендах в графическом дизайне, приемах печати на упаковках и особенностях изданий книг по искусству.
Профильный блок разбавляли статьи, например о миниатюрных книгах.
Последний блок журнала носил рекламный характер, но был наиболее красочным – тут показаны лучшие примеры полноцветной печати, всевозможные типы бумаги и тиснений, образцы разноцветной копировальной бумаги и открыток. Настоящий клад для любого советского книголюба.
Интересно, что можно найти рекламный слоган даже на русском языке, хотя в прайсах рублей и СССР нет |
5. Maksia
Издание союзов советских художников, архитекторов, композиторов, кинематографистов и театрального сообщества Латвийской ССР. Журнал всегда сопровождался вкладышем с кратким содержанием статей на русском и, вероятно, получить его было проще всего.
Приятно радует дизайн. Решение простое, но выглядит стильно: суперобложка из светлого крафта с логотипом, сама обложка глянцевая и однотонная. Новый номер – новый цвет.
Содержание журнала, конечно, более регламентировано, но в работах латвийских художников чувствуется свобода, недоступная художникам Киева. Интересна статья Татьяны Суты о Прибалтийском гобелене. Как раз сюда просочилось искусство французского гобелена, и местные художники стали первыми на территории Советского Союза, кто обратился к этой технике. Гобелен выполнял декоративные задачи, что и дало ему право на жизнь в публичном пространстве советского города
Ориентиром для прибалтийцев стал Жан Люрса (1892-1966), который в 1920-30 гг. занимался возрождением искусства шпалеры во Франции и до 1960-х годах оставался успешным художником. Это был человек поколения Райнера Мария Рильке и Германа Гессе, который так же был знаком с Сезанном, Матиссом и Ренуаром. Стоит отметить, что он бывал в Москве и Петербурге, принимал участие в выставке "Современное французское искусство" 1928 г. В Москве.
Довольно много материалов было посвящено современному искусству Советского Союза – в выпуске №1 (33) 1967 есть статья о мозаиках киевского Дворца пионеров, где работали В. Бородай, В. Мельниченко, А. Рыбачук.
Попадали в журнал материалы и касательно зарубежного искусства, например статья Валия Спроге "Встреча с искусством Конго" или фото керамической декоративной тарелки Пикассо.
Помимо изобразительного искусства, обязательно были разделы о театре, кино и музыке. Так, например, в выпуске №2 (34) 1967 упоминается постановка "Кориолана" Шекспира.
В конце журнала, на внутренней стороне обложки каждого номера помещалась графическая работа латвийских художников.
Как видно даже из этих 5 примеров можно увидеть, что информацию о современном зарубежном искусстве в 1960-е годы можно было найти. Но было ли это так необходимо самим художникам и как они могли применить полученные знания в условиях, в которых их было не желательно применять и тем более – демонстрировать результаты? Этот вопрос каждый решал для себя сам.