Тест

Премьеры недели: "Фокус", "Игра на выживание" и "Гамер"

С 8 мая на украинских экранах демонстрируются: криминальная комедия "Фокус" Фикарры и Джона Рекуа, триллер "Игра на выживание" Жан-Батиста Лионетти и драма "Это я" Анны Акулевич. А также: Акция солидарности с Олегом Сенцовым, "Oscar Shorts 2015", Фестиваль авторского документального кино Ukraine: International Documentary Festival, "Британский театр в кино".

Фокус / Focus

Режиссёры: Гленн Фикарра, Джон Рекуа
В ролях: Уилл Смит, Марго Робби, Адриан Мартинес, Джералд МакРэйни, Родриго Санторо, Б.Д. Вонг, Бреннан Браун, Роберт Тейлор
Жанр: криминальная комедия
Страна: США-Аргентина

Фильм Гленна Фикарры и Джона Рекуа относится к той разновидности криминального кино, что посвящена ловким плутням обаятельных мошенников и воров. Авторы добросовестно следуют классическим образцам. Как и в "Афёре" Джорджа Роя Хилла - этом общепризнанном шедевре, чья тень осеняет подобные картины, -напарником опытного жулика оказывается новичок, которому втолковывают азы ремесла, вводя таким образом и зрителя в курс дела.

Поскольку новичком оказывается привлекательная блондинка, детективная интрига сплетается с любовной линией, напоминая об "Афёре Томаса Крауна" Нормана Джуисона, прославленная песня из которого, "The Windmills of Your Mind", звучит на финальных титрах "Фокуса".

Как и положено, лента выдержана в лёгкой, комедийной тональности, а кульминацией сюжета вступает безукоризненное исполнение тщательно продуманной махинации.

Увы, правильно подобранные ингредиенты бесполезны в руках бесталанного повара. Прежде всего, лента весьма бестолково разбита на две части: вступление к основному действию, знакомящее зрителя с персонажами, их взаимоотношениями и методами работы, безмерно растянуто. Хотя и имеет сюжетную самостоятельность, но при этом лишено сколько-нибудь занимательной интриги - происходящее сводится к мастер-классам по карманному воровству и облапошиванию страдающего игроманией богача по столь нелепой, надуманной схеме, что даже высокомерные синефилы признают её оригинальность.

Пожалуй, именно характер "афёр", изюминок в кинобулочках этого жанра, свидетельствует о беспомощности авторов с наибольшей убедительностью. При всей незатейливости разыгрываемых комбинаций, граничащей с откровенной примитивностью, им придаёт некоторую непредсказуемость почти абсурдистское отсутствие правдоподобия, уместное скорее в эксцентрических комедиях.

При этом противники героев отчаянно подыгрывают им своей глупостью, не имеющей никакого разумного объяснения - достаточно упомянуть эпизод, в котором главный злодей, покидая место действия, просто забывает прихватить с собой набитую миллионами сумку.

Будучи несостоятельным в качестве детектива, как романтическая комедия "Фокус" совершенно невыносим. Уход в самый заунывный мелодраматизм с преувеличенными страстями (сцена, в которой герой Уилла Смита с глазами, полными слёз, бросает возлюбленную на том основании, что в этом бизнесе, дескать, нет места любви, скорее вызовет у публики оторопь, чем смех) сочетается с шутками, вполне возможно, купленными за полцены у создателей "Американского пирога", которым было неловко использовать их в собственном фильме.

Ко всему прочему, в "Фокусе" трудно отыскать столь существенное для произведений этого жанра пояснение, почему зрителю стоит сопереживать представителям сомнительной с моральной точки зрения профессии.

В классических лентах вроде упомянутой "Афёры", "Блефа" Серджио Корбуччи "положительность" героев обосновывалась их противоборством с безжалостными уголовниками. Герои мстили за убийство друзей, предательство и прочие козни. А перенесение действия в двадцатые-тридцатые годы, носящее характер условной ретро-стилистики, словно избавляло персонажей, подобно какому-нибудь "багдадскому вору", от необходимости соответствовать современным моральным нормам.

Героями же "Фокуса" движет исключительно стремление обогатиться за чужой счёт, а их жертвами по большей части оказываются простые обыватели, и попытки авторов вызвать у публики восхищение ловкостью своих персонажей едва ли встретят понимание того, кому в результате встречи с их коллегами случалось расстаться с кошельком или мобильным телефоном.

Оценка фильма 1,5 из 5

Игра на выживание / Beyond the Reach

Режиссёр: Жан-Батист Лионетти
В ролях: Майкл Дуглас, Джереми Ирвин, Ханна Мэнгэн Лоуренс, Ронни Кокс
Жанр: триллер
Страна: США

Картина Жан-Батиста Лионетти стала пятым американским фильмом, озаглавленным в наших краях как "Игра на выживание". Трудно пояснить столь преданную любовь локализаторов к достаточно бесцветному словосочетанию, применимому едва ли не к любому острому сюжету.

Как бы то ни было, оригинальное название ленты, которое можно было бы перевести как "Вне досягаемости", гораздо лучше соответствует происходящему, разворачивающемуся словно за пределами цивилизации как в смысле места действия, так и в смысле ментального состояния героев.

В американском жанровом кинематографе сельское захолустье нередко предстаёт гнездилищем разнообразных злодеев и безумцев, подстерегающих городских простофиль- достаточно привести такие хрестоматийные примеры, как "Избавление" Джона Бурмана и "Техасская резня бензопилой" Тоуба Хупера.

В фильме Леонетти, напротив, угроза является в фермерскую глубинку на "единственном на всю Америку" внедорожнике-"мерседесе", в багажнике которого ждёт своего часа не менее эксклюзивная австрийская снайперская винтовка.

Крупный финансист из Лос-Анджелеса Джон Мадек приезжает в нью-мексиканское селение, чтобы поохотиться на толсторога. Местный шериф поручает своему помощнику Бену, юному, но опытному следопыту, выступить проводником Мадека по пустынной местности, где обитает этот прелестный вид барана.

Преследование безобидного существа само по себе изобличает в Мадеке отъявленного негодяя, когда же он с недобрым прищуром протягивает Бену несколько сотен долларов, чтобы тот закрыл глаза на отсутствие необходимой охотничьей лицензии, зрителю впору воскликнуть вслед за героем "Кровавого меридиана" Кормака МакКарти: "Это он, дьявол! Се, предстал перед нами".

Но личина самодовольного хозяина жизни и коварного искусителя обманчива. Как показывают авторы- лакуны драматургии восполняет блестящая игра Майкла Дугласа, - в своих пороках Мадек весьма человечен. Его непомерное тщеславие питается внутренней неуверенностью, вынуждающей его с патологической одержимостью утверждать своё превосходство над теми, кто кажется по определению слабым противником - над диким животным, беззащитным перед его снабжённым шведской оптикой оружием, над провинциальным юношей, не смеющим и мечтать о том, чтобы преодолеть хотя бы пару ступеней той социальной лестницы, на верхней площадке которой расхаживает Мадек и ему подобные.

Трагический инцидент вынуждает Мадека и Бена, его единственных участников и свидетелей, в полной мере проявить свои душевные качества, причём если Мадек, стремясь скрыть происшествие, свидетельствует этим преступлением против социума о своей рабской зависимости от него, Бен демонстрирует внутреннюю свободу, проявляющуюся в приверженности тем ценностям, что стоят выше любых государственных законов и социальных устоев.

И возникающие в дальнейшем повествовании сюжетные натяжки можно с равным успехом списать как на жанровую условность триллера, так и на условность метафоры, в которой схватка Мадека и Бена предстаёт извечным противостоянием личности и общества.

Оценка фильма 4 из 5

Это я

Режиссёр: Анна Акулевич
В ролях: Яна Соболевска, Анна Ткач, Виктория Зубрейчук, Ирина Калашникова и Василий Чорношкур
Жанр: драма
Страна: Украина

В прокат выходит полнометражный дебют отечественного режиссёра Анны Акулевич "Это я", получивший специальный приз жюри МКФ в Анкаре, а также Гран-при кинофестиваля в итальянской Лукании, где единственным соперником ленты были "Такие красивые люди" Дмитрия Моисеева.

Сюжетные мотивы "Дяди Вани" разыграны в декорациях современной украинской деревни. Блудная дочь крестьянской семьи, переживая любовные неурядицы, возвращается на малую родину, кажется, не для того, чтобы обрести душевный покой, а чтобы поколебать покой родных, нарушить их мирное существование своим высокомерием, приступами саможалости и патологической неспособностью жалеть кого-либо другого. Фильм Акулевич характеризуется выразительными, узнаваемыми типажами, хорошо прописанными взаимоотношениями героев и достоверной лексикой.

11-мая, в годовщину ареста Олега Сенцова, в столичном кинотеатре украинского кино "Лира" пройдёт Акция солидарности с наиболее известным, наряду с иранцем Джафаром Панахи, узником тоталитаризма среди современных кинематографистов.

Как отмечают организаторы, целью акции "является сбор средств для семьи режиссёра и привлечение внимания к движению гражданских активистов и кинематографистов, выступающих с требованиями освободить Олега Сенцова".

Мероприятие, модератором которого выступит режиссёр Мирослав Слабошпицкий, начнётся с показа фрагментов документального фильма "Освободить Олега Сенцова" Аскольда Курова и Андрея Литвиненко, вслед за этим должна состояться скайп-конференция с сестрой Олега Натальей Каплан и москвичом Аскольдом Куровым, его украинский соавтор Андрей Литвиненко будет присутствовать на показе лично.

Заверит акцию показ фильма Олега Сенцова "Гамер", пронзительно и точно отразившего атмосферу, царившую в нашем обществе накануне революции. Следует отметить, что планируется показать оригинальную, а не дублированную версию картины.

В своё время членам жюри национального конкурса Третьего Одесского МКФ, в рамках которого была показана лента Сенцова, пришлось оправдываться перед журналистами, удивлёнными, что "Гамер", первый за долгое время по-настоящему достойный полнометражный украинский фильм, снятый не Кирой Муратовой, не получил главной награды.

Решение оставить "Гамер" без приза пояснили тем, что этот фильм с его отсутствием всяких государственных и национальных символов, с её русским языком лишён всяких украинских примет. Об этом судейском конфузе трудно думать без горькой иронии теперь, когда "Гамер" воспринимается как предвестник нынешнего подъёма украинского кинематографа, а его постановщик стал олицетворением украинского патриотизма и гражданского мужества.

Аналогичные акции планируются также во Львове, Мариуполе, Одессе, Ровно, Умани, Черкассах.

Весьма примечательный альманах короткометражек выпускает в прокат компания "Артхаус Трафик"- "Oscar Shorts 2015" составлен из лент, принявших участие в борьбе за премию Американской киноакадемии. Одна из картин, "Масляная лампа" китайца Вэя Ху, уже знакома украинскому зрителю - эта восхитительная минималистская работа, всё действие в которой сводится к позированию групп тибетских кочевников, неловко следующих указаниям фотографа, на фоне живописных задников, получила приз как лучшая профессиональная короткометражка на прошлогодней "Молодости".

С 12 - 23-е мая в столичном культурно-образовательном центре "Мастер-класс" пройдёт второй блок Международного фестиваля документального авторского кино. Составившие программу пятнадцать картин производства Голландии, Франции, Швейцарии, Дании, Финляндии, Эстонии, Канады, Новой Зеландии и Мадагаскара отобраны из фильмов, показанных в рамках престижного МКФ в Амстердаме.

Среди лент фестиваля - "Бабушки-партизанки", пожилые героини которого, в юности принимавшие участие в вооружённой борьбе мозамбикцев против португальских колонизаторов, на закате своих дней размышляют о том, стоила ли пролитая кровь достигнутого результата,

"Национальная галерея" о повседневной жизни крупного музея, организации выставок, борьбе за финансирование и внимание посетителей. "Социализм-вор" о личных воспоминаниях нескольких граждан Эстонии о советской эпохе.

Описание фильмов и подробное расписание размещено на сайте "Мастер-класса".

Фестиваль "Британский театр в кино" в кинотеатре "Киев" продолжится 12-го мая показом спектакля Королевского Национального театра "В тени вечной красоты", поставленного по мотивам книги американской писательницы Кэтрин Бу и посвящённого драматическим перипетиям жизни обитателей индийских трущоб.

Их борьба за лучшее завтра предстаёт отражением глобального экономического кризиса и вечного сплетения человеческих надежд и разочарований.