Премьеры недели: Кожа, в которой я живу
С 29-го июля на украинских экранах демонстрируются: фантастический триллер "Self/less. Цена бессмертия" Тарсема Сингха и криминальный триллер "В следующий раз я буду стрелять в сердце" Седрика Анже. А также: "Британский театр в кино".
Self/less. Цена бессмертия / Self/less
Режиссёр: Тарсем Сингх
В ролях: Бен Кингсли, Райан Рейнольдс, Мэттью Гуд, Натали Мартинес, Мишель Докери, Дерек Люк, Виктор Гарбер, Мелора Хардин
Жанр: фантастический триллер
Страна: США
Отечественный перевод названия ленты Тарсема Сингха не вполне точен, поскольку роковой соблазн, которому поддаётся её главный герой, заключаются не в бессмертии, а в своеобразной перезагрузке простой смертной жизни.
Строительный магнат Дэмиэн, кажущийся воплощением айнрэндовского капиталистического атланта, сознаёт, что его земной путь близится к завершению, и с его уходом империю доходных домов и торговых центров, возведённую его умом, трудолюбием и железной волей, постигнет участь державы Александра Македонского.
Тут и далее фото Кino-teatr.ua |
Верные соратники Дэмиэна, пускай и сохранив ясность рассудка и стойкость характера, увы, столь же одряхлели телесно и сами готовятся уйти на покой. Единственную же дочь героя нисколько не интересует гигантская корпорация, которую он был бы счастлив бросить к её ногам: все её помыслы поглощены возглавляемой ею неправительственной организацией, поддерживающей неимущих и угнетаемых, то есть деятельностью, которую Дэмиэн не воспринимает иначе как детские забавы.
Дэмиэн уже готов согласиться со словами Писания о бессмысленности попыток собрать сокровища на земле. Пускай моль, ржавчина и воры и не нанесли его богатству ощутимого урона, он не в силах ни взять его с собой в мир иной, ни даже отстрочить с его помощью уход из нашего. Впрочем, так ли это?
Представители некоей таинственной организации уверяют героя, что они могут пересадить его сознание в специально выращенное молодое тело за 250 миллионов долларов (хотя интересуют их не деньги, конечно же, а возможность продлить на благо человечеству жизнь уму столь выдающемуся).
При этом смерть будет иметь свои побочные эффекты, среди которых наиболее очевидный заключается в том, что в целях конспирации ему придётся полностью порвать со своей прежней жизнью, не имея никаких прав на принадлежавшее ему имущество. Разумеется, организация обеспечит ему некоторый прожиточный уровень, но основным достоянием героя останется интеллект и воля к власти- именно то, что однажды уже вознесло его на вершину мира.
Однако, пройдя болезненную операцию по смене тела, Дэмиэн отнюдь не торопится возводить новое царство земное. Вместо этого он пускается во все тяжкие непритязательных развлечений, пояснив первой из своих мимолётных подруг, что не занимался "этим делом" 52 года.
Действительно ли делец, благополучно переживший угрозу смерти, утратил вкус к стяжательству и решил вести существование заурядного плейбоя, наслаждаясь мимолётными радостями, словно новое тело лишь предоставило ему возможность в полном расцвете сил уйти на заслуженный отдых? Или, быть может, череда беспечных увеселений стала бы лишь легкомысленной увертюрой к следующему акту, вновь наполненному героическими- и в конечном счёте тщетными, -усилиями подчинить окружающий мир своему контролю?
Эти вопросы, не получив ответа, сменяются совсем другими, когда Дэмиэна начинают одолевать странные видения: в окружающую реальность вторгаются образы ближневосточной пустыни, молодой латиноамериканки, прекрасной и заплаканной, бледной девочки, прикованной к постели. Постепенно герой осознаёт то, что проницательному зрителю понятно сразу- галлюцинации Дэмиэна являются чужими воспоминаниями, а именно воспоминаниями человека, чьё тело, добровольно или нет, было отдано в его пользование.
Расчётливый и целеустремлённый герой оказывается отнюдь не чужд добрых чувств. Потрясённый и разгневанный тем, что его сделали соучастником преступления, он решает докопаться до сути происходящего. Организация решает приструнить непослушного пациента и отправляет за ним отряд киллеров, но, по счастью, новое тело Дэмиэна некогда принадлежало морскому десантнику и ещё не забыло прежних навыков.
Наиболее примечательный аспект фильма Тарсема Сингха заключается в отчётливом социальном посыле. В сюжете "Self/Less" легко увидеть выдержанную в жанре научно-фантастического боевика историю о человеке, прибегшем к услугам "чёрного" рынка донорских органов во вполне искренней убеждённости, что не причиняет этим никому вреда.
Но ленту можно трактовать и шире. Центральный персонаж предстаёт практически идеальным представителем современной цивилизации, сочетающим предприимчивость и законопослушание и при этом уверенным, что, поскольку своего благоденствия он сумел достичь исключительно честным трудом, весь окружающий мир построен на принципах разума и справедливости.
Когда же вследствие чрезвычайного происшествия он оказывается за пределами будничного окружения, то, словно покинувший свой дворец принц Сиддхартха, обнаруживает, что мир наполнен страданием и эксплуатацией. И частью этой эксплуататорской системы (идёт ли речь о покупке почки у бедняка с другого конца света, использовании ресурсов и товаров из горячих точек, поддержке собственного правительства, установившего диктатуру) является он сам, его профессиональная деятельность, его убеждения и образ жизни.
Авторы убеждают публику, что наш самоуверенный и благополучный современник, неожиданно столкнувшийся с чем-то, чего он прежде старался не замечать, вполне способен совершить тот подлинный акт героизма, которым становится признание личной ответственности. К сожалению, замысел оказывается здесь интереснее исполнения.
Для фильма, посвящённого стремлению сохранить сознание и переосмыслению личных ценностей, "Self/Less" ощутимо недостаёт внятной драматургии характеров. Не говоря о прочих довольно бесцветных героях, сам Дэмиэн, сменивший внешность высокомерного интеллектуала Бена Кингсли на личину атлета с немного затравленным взглядом Райана Рейнольдса, словно распадается на двух различных персонажей, и сценарий отнюдь не восполняет пробелы актёрского исполнения.
К тому же, с определённого момента создатели словно утрачивают способность развивать поднятую ими проблематику и переводят повествование на жанровые рельсы. Сюжетные клише подчиняют и действие, и характеры персонажей, которые сплошь и рядом ведут себя непоследовательно и откровенно нелепо- достаточно упомянуть о том, что соратник Дэмиэна не может поверить в его возвращение к жизни в новом теле и грозит сдать его в полицию как мошенника, хотя он сам подбросил герою идею обратиться в ведающую пересадкой сознания организацию.
И если умелое использование штампов остросюжетного кино превращает ленту пускай и во вторичный, но вполне занимательный триллер, то соблюдение штампов семейных мелодрам кажется подчас слишком высокой ценой за хэппи-энд.
Оценка фильма: 3 из 5
В следующий раз я буду стрелять в сердце / La prochaine fois je viserai le coeur
Режиссёр: Седрик Анже
В ролях: Гийом Кане, Ана Жирардо, Жан-Ив Бертело, Патрик Азам, Арно Анриет, Дуглас Аттал, Пьерик Турнье, Александр Карьер, Франсуа-Доминик Блен
Жанр: криминальный триллер
Страна: Франция
Хотя картина Седрика Анже относится не к фантастике, а к жанру криминальных драм "на основе реальных событий", её центральный персонаж, как и герой предшествующей ленты, таит свою личность не только под обманчивой внешностью, но и под образом жизни, мало соответствующим его характеру и склонностям. Его можно назвать своеобразным вариантом доктора Джекила и мистера Хайда, хотя он вовсе не страдает раздвоением личности: Хайд по натуре, он умеет казаться Джекилом даже близким людям.
Кажется, никто из знакомых Фрэнка, выходца из заурядной буржуазной семьи, исполнительного и предприимчивого сотрудника жандармерии, не смог бы упрекнуть его в чём-либо наводящем на нехорошие подозрения.
Его любовь к дикой природе едва ли можно принять за следствие мизантропии, характер неуклюжих ухаживаний за робкой домработницей- за признак сексуальных отклонений, настойчивые прошения начальству отправить его в заграничную командировку- за что-либо иное, кроме невинного желания хоть раз в жизни вырваться за пределы родного городка.
Однако все эти безобидные и даже вызывающие симпатию наклонности и действия воспринимаются аудиторией фильма, которую авторы с самого начала вводят в курс дела, совсем иначе, чем знакомыми героя.
Для зрителя они предстают подтверждением скрываемой социопатии, мучительных комплексов, недовольства окружающим миром, естественно сочетающихся с жестокими и бессмысленными преступлениями, в расследовании которых Фрэнк принимает участие по долгу службы- и которые он совершает по зову сердца.
Расхожий сюжет о преступнике-сыщике в картине Анже интерпретируется с изобретательностью и остроумием. Можно вспомнить эпизод, свидетельствующий о нашей неспособности не то что проникнуть в потёмки чужой души, но даже видеть очевидное: Фрэнк безуспешно опрашивает возможных свидетелей, предлагая опознать подозреваемого по фотороботу, на котором изображён он сам.
При этом возможные мотивы Фрэнка занимают аудиторию не меньше, чем его попытки избежать разоблачения. Сам Фрэнк в анонимных признаниях-манифестах, которые он, словно Джек Потрошитель, шлёт своим преследователям, поясняет, что его тихую и впечатлительную особу превратила в монстра ненависть к людям, полным лукавства, жестокости и корыстолюбия.
Но что стало причиной столь сурового отношения к человеческому роду? При желании объяснение можно найти в подавляемой гомосексуальности героя. Принадлежа к консервативной провинциальной среде, Фрэнк вполне справедливо мог полагать, что за открытую демонстрацию сексуальных влечений его ждёт всеобщее осуждение- в особенности учитывая, что действие ленты разворачивается сорок лет назад.
Но безжалостные убийства невинных девушек и смертельные ловушки, устраиваемые Фрэнком своим товарищам и коллегам, всё же трудно считать местью аутсайдера не принимающему его миру, тем более, что ощущение инаковости не помешало ему занять респектабельное положение в обществе.
Искусно выдержанная мрачная, зловещая атмосфера, превосходно исполненный Гийомом Кане образ мятущегося антигероя, не находящего в своих злодеяниях радости, но совершающего их в отчаянном стремлении дать выход обуревающим его чувствам, резко контрастируют с фоном происходящего, обывательской повседневностью, благополучной и добропорядочной.
В действительности поступки Фрэнка вовсе не кажутся отражением, пускай и искажённым, окружающей его реальности- владеющее его сознанием зло лишено социальной перспективы. Это наполняет фильм Анже особенным ощущением безысходности, неизбывности человеческих пороков и страданий, которые будут таиться в душах граждан даже самого просвещённого и терпимого общества.
Оценка фильма 4 из 5
Фестиваль "Британский театр в кино" в кинотеатре "Киев" продолжится 4-го августа спектаклем "Частные жизни" по пьесе одного из наиболее популярных британских драматургов XX века Ноэла Кауарда.
Эта история о бывших супругах, волей случая поселившихся в соседних номерах в отеле, куда они приехали со своими новыми спутниками жизни, считается хрестоматийной трагикомедией о расставшихся возлюбленных, получивших шанс восстановить отношения.