I, CULTURE Orchestra: больше чем музыка, но еще не политика

В этом году впервые в украинской истории главным событием празднования Дня независимости стал симфонический концерт на Майдане. Концерт, между прочим, уникальный: украинские, польские, чешские, грузинские, армянские и немецкие шедевры от многонационального молодежного оркестра I, CULTURE Orchestra и украинского дирижера Кирилла Карабица.

Символ единства народов, выраженный через музыку, – это уже больше чем музыка и еще не политика.

По объединяющей силе его можно сравнить разве что с оркестром Даниэля Баренбойма "Западно-восточный диван" (необычное название – от сборника стихотворений Иоганна Вольфганга Гете), молодежного коллектива, состоящего из сотни израильских и арабских музыкантов. Даже в дни самых горячих столкновений в секторе Газа израильтяне и палестинцы играли за соседними пультами, а слова самого Баренбойма на концертах и в колонках The Guardian прозвучали как настоящий манифест мира.

Видео: Оркестр Даниэля Баренбойма "Западно-восточный диван"

РЕКЛАМА:

То, что для музыкантов из Польши и шести стран Восточного партнерства выступление на Майдане было кульминационным пунктом концертного турне оркестра, никто не скрывал.

Об этом же с гордостью говорили и польские чиновники перед первым концертом тура в Гданьске – экс-премьер-министр Ежи Бузек и генеральный директор министерства культуры Яцек Ольбрихт.

Да, хоть проходил он и не в день главного государственного праздника и вдали от Варшавы, в городе-полумилионнике, однако событие показалось высшему руководству настолько значительным, что нашлось время и силы его посетить. Это так, информация для сравнения с нашими реалиями, где все события приурочены к датам и сосредоточены, преимущественно, в Киеве.

В Гданьске расположена база оркестра. Каждый год сюда на две-три недели съезжается сотня молодых музыкантов возрастом от 18 до 28 лет для того, чтобы научиться играть вместе как единый организм.

Сначала программа разучивается по группам – флейты отдельно от кларнетов, трубы – от валторн и так далее. Все упражнения, которые оркестранты привыкли выполнять индивидуально, здесь надо делать сообща – так проходят первые полчаса любой репетиции.

Музыканты говорят, что уже через десять минут возникает такое ансамблевое "чувство локтя", какого никогда в жизни у них не было. При этом образовательным системам постсоветских стран подобные (и, между прочим, очевидные) практики то ли чужды, то ли вообще не известны.

I, CULTURE Orchestra, репетиция, автор фото Агата Иванська

В этом году с ребятами занимались 15 преподавателей из разных стран и ведущих оркестров, все – практикующие исполнители. Последний факт, вроде бы, очевиден, если не знать подробностей киевской ситуации (да и в остальных странах-участницах она, увы, не лучше), для которой концертирующий педагог – редкость.

Кстати, состав оркестра – хороший индикатор состояния школ в шести странах. Польских музыкантов всегда около половины оркестра, и это не только дань стране-организатору, но и показатель уровня образования.

У них больше опыта, лучше развито оркестровое образование (у нас же принципиально готовят не оркестрантов, а солистов – так удобнее преподавателю, хотя большинство музыкантов потом "сядет" играть в большой коллектив), да и больше возможностей для того, чтобы обучаться и ездить.

Пока что Украина лидирует среди остальных стран – у нее 21 участник против 6 армян и такого же количества грузин, трех белорусов, двух азербайджанцев и одного молдаванина.

Но если пройтись по группам, то окажется, что у нас более-менее в порядке только скрипичная школа, часть деревянных духовых и несколько медных инструментов. И сами музыканты признаются, что в дальнейшем, без притока молодых преподавателей эти школы будут продолжать деградировать. Это хорошо понимают и внутри организации I, CULTURE Orchestra.

Уже в ближайшее время в нескольких странах запустят мастер-классы "на дому", чтобы повысить там стандарты обучения.

"Мы работаем не только над техникой, мы пытаемся изменить менталитет", - заявляют по поводу предстоящих воркшопов организаторы.

Концерт I, CULTURE Orchestra ко Дню Независимости Украины, автор фото Станислав Баранець

Следующая стадия – приезд дирижера и общие оркестровые репетиции. К этому моменту текст уже "в пальцах", и руководитель оркестра занимается только музыкой. Наконец, последний этап – гастрольный тур по пяти странам. Причем, среди концертных залов обязательно найдутся хотя бы один-два очень известных.

Нынешнее турне включает, помимо Гданьска, Берлин (выступление в рамках Young Euro Classic Festival в престижном Konzerthaus), Киев (Национальная опера и Майдан), Батуми и испанский Сантандер.

Старт в Гданьске очень хорош в техническом отношении – здесь великолепная музыкальная академия и новая филармония на берегу Мотлавы с акустически превосходным залом. Но это место символично еще и как колыбель движения "Солидарность". Хотя идеология I, CULTURE Orchestra далека от политики, социальный аспект, безусловно, очень важен.

"Задачи этого проекта шире артистических и образовательных, - считает менеджер оркестра Эва Богуш-Мур. – Музыканты учатся сотрудничать, и эти навыки они могли бы перенести на сегодняшнее общество, использовать их для того, чтобы стать лучшими гражданами. При этом новые ценности никому не навязываются – ребята сами создают их в ходе работы".

Символична и история появления коллектива – в 2011 году, когда Институт Адама Мицкевича из Варшавы отвечал за создание культурного проекта в рамках председательства Польши в Евросоюзе, менеджеры Института попробовали перенести идею объединения, присущую Восточному партнерству, в культурную плоскость.

Проект, кстати, планировался как одноразовый, но его успех и ответные письма благодарности от каждого из ста участников-оркестрантов подсказали организаторам необходимость продолжения затеи.

"Сотня музыкантов – абстрактная цифра на бумаге, но когда ты видишь сто неповторимых индивидуальностей, которые страстно хотят продолжения этой инициативы, то понимаешь, что создал в некотором смысле движение или общность", - делится Эва Богуш-Мур.

Ежегодно из 600 претендентов отбирают около сотни участников. При этом неизменным остается около 40% коллектива – они проходят не по квоте, а по жесткому конкурсу. Менеджмент очень доволен этой цифрой, называя старейшин "сердцем оркестра", его дисциплинирующим и организационным центром, благодаря которому коллектив играет лучше и лучше с каждым годом.

С такой колоссальной программой как в этот раз I, CULTURE Orchestra сталкивается впервые. Вообще, одна из его задач – это пропаганда музыки стран Восточного партнерства, но никогда еще она не носила столь широкий характер. В этот раз оркестр выучил около десятка произведений, кроме того, ввел в свой репертуар несколько сложнейших партитур XX века.

Концерт I, CULTURE Orchestra ко Дню Независимости Украины, автор фото Станислав Баранець

Программу, как и в прошлые годы, составлял Кирилл Карабиц, но именно в этом она получила яркий украинский акцент. Даже единственное не вписывающееся в этот контекст произведение – Рапсодию на тему Паганини Сергея Рахманинова – исполнял весьма успешный на Западе украинский пианист Александр Гаврилюк.

Гаврилюк впервые является частью подобного проекта, хотя признается, что с молодежными оркестрами работал много раз. Среди них – Сиднейский молодежный, Musica Mundi в Бельгии и несколько американских коллективов.

"У молодежи более гибкий подход, очень легко находить новые идеи и спонтанные моменты вдохновения, которые с другими оркестрами достичь гораздо сложнее, – считает он. – Я всегда очень рад, когда вижу как люди разных культур, собранные вместе, находят общий язык, ведь музыка проникает в нас на каком-то глубинном уровне и способна связывать крепчайшими узами".

Александр Гаврилюк, автор фото Агата Иванська

По его словам, возможность вплетать разные культуры мира в свое мировоззрение, разный образ мыслей и ощущение среды – бесценны. "Каждая страна имеет свои волны, на которые можно настроиться, и потом совершенно по-другому слышать музыку этих культур, - отмечает пианист. – Например, музыка Шопена совершенно по-другому для меня зазвучала после знакомства с польской культурой, ее поэзией, музыкой и интонациями разговорной речи".

Еще одна звездная солистка – грузинская скрипачка Лиза Батиашвили. Ее участие в проекте, кстати, не в последнюю очередь связано с политической позицией и симпатией к Украине. В сентябре прошлого года, когда Лиза выступала с Rotterdam Philharmonic Orchestra под управлением Валерия Гергиева, поддерживающего агрессивную внешнюю политику Путина, она выразила свой протест относительно позиции дирижера.

А на бис сыграла "Реквием для Украины" грузинского автора Игоря Лободы. За подобный жест украинские патриоты, безусловно, должны уважать грузинскую скрипачку, но любить и восхищаться ею следует за другое – за то, как божественно она играет музыку, и в том числе – украинскую.

"Реквием для Украины" Лиза Батиашвили, кстати, тоже исполнила на Майдане – это сольная миниатюра, основанная на песне литературного происхождения "Реве та стогне Дніпр широкий".

Скрипачка Лиза Батиашвили и дирижер Кирилл Карабиц, автор фото Станислав Баранець

Кроме этого, на Майдане в ее исполнении прозвучал экспрессивный Грузинский танец Сулхана Цинцадзе и русалочье Largo из Симфонии №9 чешского композитора Антонина Дворжака. Из оркестровых миниатюр здесь был еще Мазур из оперы "Галька" поляка Станислава Монюшко, Увертюра из оперы "Тарас Бульба" Мыколы Лысенко (следом за "Ще не вмерла" партитура была исполнена как еще один гимн, только более гибкий и изобретательный), а четырьмя часами раньше в Национальной опере – Вальс из балета "Семь красавиц" азербайджанца Кары Караева.

Это, кстати, великолепно сформулированный миру посыл – поглядите, в День нашей независимости молодежный оркестр (а значит, символ нашего будущего) из семи разных стран, в котором армяне сидят за соседними пультами с азербайджанцами, а лояльные к путинскому режиму белорусы исполняют Гимн Украины, играет музыку композиторов разных национальностей.

Причем, такую программу и в таком исполнении не услышишь ни на одном торжественном событии – наше мероприятие на Майдане красиво, изысканно и уникально.

Его организаторами выступают сразу две страны – Польша в лице Института Адама Мицкевича и Украина. В первую очередь, дирижер Кирилл Карабиц и режиссер Сергей Проскурня – без их веры и гибкого владения ситуацией ничего бы не произошло.

Дирижер Кирилл Карабиц во время концерта ко Дню Независимости Украины, автор фото Станислав Баранець

Но есть и второй аспект, дающий право гордиться публикой, собравшейся на Майдане. То, с каким вниманием слушались авангардные партитуры XX века под открытым небом, дорогого стоит. Икона советского авангарда, "Завод" Александра Мосолова наконец-то прозвучал на родине автора (Мосолов родился в Киеве, но мы почему-то его полностью "подарили" России).

В сравнении с Гданьском, где этой партитурой открывалось турне, пьеса "дозрела" и стала настоящим индустриальным гимном.

А фрагменты Симфонии №3 Авета Тертеряна, произведения, которое поначалу не понимали даже сами оркестранты, в Киеве прозвучали так, что вызвали чуть ли не самые громкие аплодисменты. Хотя Симфония была посвящена памяти жертв Геноцида армян, на Майдане она слушалась как песнь о собственном горе.

И, кажется, даже "Ода к радости" Бетховена, в составе которой вывели солисткой Джамалу, произвела на собравшихся меньшее впечатление. Как, собственно, стали менее ценными те лозунги и флаги, с которых все начиналось, в сравнении с настоящим подвигом и колоссальной жаждой нового.

Певица Джамала во время концерта ко Дню Независимости Украины, автор фото Станислав Баранець

Концерт I, CULTURE Orchestra на Майдане можно считать камертоном того, как Украина должна и может отмечать официальные даты. Транслировать такие ценности как патриотизм, взаимопомощь и толерантность через подобные проекты гораздо эффективнее, чем устраивать очередной слет фольклорных ансамблей и мастеров декоративного творчества.

Это не к тому, что народное творчество – это плохо, нет. Без этого основания пирамиды не было бы и ее вершины. Но точно так же, как подвигом считается покорение Говерлы, а не ярмарка у ее подножья, гордость нации – это культурные альпинисты на пике профессионализма. У Украины таких, к счастью, предостаточно, нужно только доверять этим людям и помогать им с экипировкой.

Насколько важна эта помощь, поляки понимают отлично. У одного только Института Адама Мицкевича, который финансируется государством через Министерство культуры, бюджет составляет около 10 млн евро в год, и больше сотни менеджеров из его состава работают со всеми секторами культуры.

Эффект налицо: от колоссального роста уровня проектов вроде I, CULTURE Orchestra - до пропаганды польской культуры, играющей на руку внешней политике страны. Так вот, у нас такие вещи иногда тоже получаются. Нужно только превратить их из отдельных личных инициатив в большой культурный конвейер.

Реклама:

Головне сьогодні