Фильмы декабря: Шпионы, джедаи и Дания-тюрьма

24
1 грудня 2015

Одних кинопрограмма ноября порадует историями об эпохе Холодной войны, другим окажется ближе израильская современность, третьи предпочтут вечное средневековье шекспировских трагедий, и едва ли многих оставят равнодушными события, происходившие давным-давно, в далёкой, далёкой галактике.

С 3 декабря

"В сердце моря", реж. Рон Ховард

Рон Ховард — популярный автор как приключенческих фильмов, так и психологических драм — в последние годы несколько испортил себе репутацию экранизациями горе-бестселлеров Дэна Брауна.

На этот раз он воплотил на экране один из самых трагических эпизодов американского рыболовного флота — крушение китобойного судна "Эссекс", которое в своё время вдохновило Германа Мелвилла на создание "Моби Дика".

Кадр из фильма "В сердце моря". Фото: kino-teatr.ru

В 1820-м году "Эссекс" стал первым китобойцем (во всяком случае, согласно документально подтверждённым источникам, поскольку рассказы о подобных происшествиях ходили и раньше), потопленным в результате нападения кашалота. Однако для его экипажа гибель судна стала только началом испытаний.

Двадцать моряков со скудными запасами продовольствия перебрались на вельботы в зыбкой надежде преодолеть на этих отнюдь не предназначенных для дальнего плаванья шлюпках тысячи миль.

Лента Ховарда подробно описывает столкновение с мстительным кашалотом, но посвящена в первую очередь этому путешествию, ставшему хрестоматийным примером физических и психологических проблем, с которыми сталкиваются люди, пытающиеся выжить в открытом море.

"Мост шпионов", реж. Стивен Спилберг

Картина одного из главных американских режиссёров современности посвящена ключевому эпизоду Холодной войны — состоявшемуся в 1962 году обмену Фрэнсиса Гэри Пауэрса, американского пилота, чей разведывательный самолёт был сбит советскими зенитчиками, на советского разведчика Рудольфа Абеля, арестованного агентами ФБР.

Кадр из фильма "Мост шпионов". Фото: okino.ua

В фильме Спилберга, поставленном по сценарию братьев Коэнов, центральным персонажем выступает сыгранный Томом Хэнксом бруклинский адвокат Джеймс Донован.

В разгар антикоммунистической истерии он соглашается защищать Абеля, вызывая недоумение и гнев своего окружения, упрекающего героя в том, что он помогает врагу родной страны.

Донован между тем убеждён, что настоящая демократия предполагает предоставление защиты любому человеку, вне зависимости от совершённых им преступлений и тем более политических убеждений.

Твердость героя в исполнении своего профессионального долга привлекает внимание американских спецслужб, решающих, что именно такой человек может успешно справиться с нелёгким и опасным делом переговоров с советской стороной.

С 10 декабря

"Жертвуя пешкой", реж. Эдвард Цвик

Ещё один фильм о временах Холодной войны, раскрывающий тему с точки зрения участников шахматных соревнований. Главный герой картины- американец Бобби Фишер (Тоби Магуайр), чья блестящая игра способствовала популяризации шахмат в Соединённых Штатах и существенно укрепила престиж этого вида спорта во всём мире.

Кадр из фильма "Жертвуя пешкой". Фото: film.ru

Однако Фишер отличался не только незаурядным талантом шахматиста, но и крайне независимым поведением и эксцентричностью, которая постепенно начинала напоминать подлинное безумие.

С наибольшим драматизмом особенности характера Фишера проявились в матче, ставшем вершиной и фактически завершением его карьеры. Этому  поединку с советским гроссмейстером Борисом Спасским (Лив Шрайбер) за звание чемпиона мира, состоявшемуся в 1972-м году в Исландии, и посвящён фильм.

"Виктория", реж. Себастьян Шиппер

Залогом успешности украинского проката этой картины стали забитые залы и восторженные отзывы отечественных киноманов, познакомившихся с нею на показах в рамках Одесского кинофестиваля и ретроспективы "Новое немецкое кино". 

Кадр из фильма "Виктория". Фото: cinemotionlab.com

Лента Шиппера стала в этом году едва ли не наиболее титулованным произведением немецкой кинематографии. Помимо звания лучшего фильма и ещё пяти наград, полученных на вручении "Лолы" (немецкого аналога "Оскара"), "Виктория" стала обладателем приза Берлинского МКФ за операторскую работу, приза норвежских кинокритиков на Норвежском МКФ и приза как лучшая иностранная картина на МКФ в Сан-Диего.

Главная героиня ленты, собственно Виктория, молодая официантка из берлинского кафе, знакомится в танцевальном клубе с компанией парней и, проникнувшись к одному из них взаимной симпатией, присоединяется к их ночному вояжу, о цели которого и не догадывается.

Всё 140-минутное повествование снято одним кадром, подчёркивая плавность, непринуждённость, необратимость перехода от привычных будней к опасным приключениям.

С 17 декабря

"Звёздные войны: Пробуждение силы", реж. Джей Джей Абрамс

Одних перспектива узнать не только предысторию событий, рассказанных в прославленной трилогии Джорджа Лукаса, но и их продолжение приводит в радостный трепет. Другим это представляется чем-то почти кощунственным. У третьих вызывает иронию как проявление бесстыдной готовности голливудских продюсеров зарабатывать на славном прошлом.

Как бы то ни было, трудно представить, чтобы самый скептически настроенный поклонник космической фантастики отказался бы вовсе от возможности увидеть, как Харрисон Форд и Кэрри Фишер вновь предстанут в образе Хана Соло и принцессы Леи.

Выходя через 32 года после последней ленты оригинальной трилогии — "Звёздные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая", — "Пробуждение силы" описывает события, происходящие 30 лет спустя, когда гармония светил вновь нарушается приверженцами тёмной стороны.

С 31 декабря

"На гребне волны", реж. Эриксон Кор

Картина Эриксона Кора, известного прежде всего в качестве оператора-постановщика (в этом фильме он сумел совместить обязанности режиссёра и оператора), также вызывает заочное беспокойство ценителей культовой классики.

Кадр из фильма "На гребне волны".Фото: hdimages.co

Лента является ремейком одноимённой ленты Кэтрин Бигелоу 1991 года, ставшей весьма успешной во всём мире, а в наших краях буквально боготворимой поклонниками остросюжетного кино благодаря многочисленным показам на первых частных телеканалах.

Своей популярностью фильм Бигелоу обязан прежде всего центральному дуэту — харизматичному лидеру банды грабителей в исполнении Патрика Суэйзи и внедрившемуся в банду агенту ФБР, сыгранному Киану Ривзом.

В новом фильме этих персонажей воплотили Эдгар Рамирес, известный по главной роли в нашумевшем мини-сериале "Карлос" Оливье Ассаяса, и некий Люк Брейси.

"Ужастики", реж. Роб Леттерман

Фильм Роба Леттермана, известного своими анимационными работами "Подводная братва" и "Монстры против пришельцев", использует штампы жанра хоррор в пространстве семейного кино, переосмысляя их в комедийном ключе.

Пускай оборотни, снежные люди и кровожадные гномы способны привести в ужас персонажей фильма — его зрителей они едва ли способны испугать сильнее, чем вампиры из "Монстров на каникулах".

Кадр из фильма "Ужастики". Фото: allmoviestuff.com

Весь этот выводок нечисти является в картине Леттермана плодом воображения писателя Роберта Лоуренса Стайна, который прославился среди поклонников готической литературы серией "Ужастики".

Одну из книг этой занимательной эпопеи раскрывает молодой человек, взяв её с полки в доме самого литератора, к дочери которого он заглянул на огонёк. Тотчас же со страниц материализуется описанное в книге страшилище и пытается растерзать неосторожного читателя.

Вслед за этим на свободу из ледериновых переплётов вырываются прочие монстры — и только придумавший их Стайн, кажется, знает, как загнать их обратно.

При этом фильм является вольной экранизацией действительно существующей серии "Ужастики" вполне реального Роберта Лоуренса Стайна (его роль в фильме исполнил Джек Блэк), приобретшего репутацию Стивена Кинга детской литературы.

"Добрый динозавр", реж. Питер Сон

Действие нового анимационного фильма студии "Пиксар", снятого дебютантом Питером Соном, известным прежде в качестве актёра дубляжа, разворачивается в альтернативной реальности: метеорит, падение которого должно было привести к гибели динозавров, пролетает мимо нашей планеты.

Это спасение гигантских рептилий от катастрофы приводит к весьма обидному для человечества развитию событий — динозавры эволюционируют в разумных существ, в то время как люди остаются чем-то вроде йеху, примитивных, хотя и поддающихся дрессировке.

Впрочем, в ленте Сона цивилизация динозавров ещё не вступила в пору своего рассвета, и её главному герою, юному бронтозавру из животноводческой общины, приходится преодолеть множество испытаний, оказавшись вдали от дома.

"Теперь я буду любить тебя", реж. Роман Ширман

Видный отечественный режиссёр Роман Ширман адаптировал для киноэкрана свою одноимённую книгу 2006-го года, один из лучших отечественных романов о последнем советском десятилетии и первых годах независимости.

Вслед за литературным первоисточником, картина рассказывает о людях, обнаруживших, что их жизнь в последние лет двадцать идёт совсем не так, как они это себе представляли в детстве, и попытавшихся переменить свою участь, вырвавшись из тисков стабильных, благополучных и несчастливых будней.

При этом экранная версия выдержана в интонации новогодней комедии.

Главные роли в ленте исполнили Богдан Бенюк, Ольга Сумская и одна из наиболее востребованных молодых украинских актрис Виктория Варлей.

Фестивали декабря

Один из наиболее примечательных ежегодных смотров национальных кинематографий, "Неделя израильского кино", проводимая кинофестивалем "Молодость", пройдёт в кинотеатре "Киев" с 3-го декабря.

 

В рамках недели будут представлены шесть полнометражных картин, среди которых — два последних обладателя Гран-при "Молодости".

Ставший победителем фестиваля в 2014-м году "Где-то там" Эстер Амрами рассказывает о студентке филологического факультета, у которой творческие муки сменяются острым кризисом самоидентификации.

Кадр из фильма Эстер Амрами "Где-то там". Фото: mjff.ru

Стремясь обрести почву под ногами, героиня уезжает из Берлина в родной Тель-Авив, чтобы заново увязнуть в неразрешённых конфликтах с матерью и сестрой.

Примириться с родственниками и заново переосмыслить отношение к родине, столь ей наскучившей, столь раздражающей и такой дорогой, помогает приезд возлюбленного-немца, воспринимающего израильские обычаи и нравы как дивный новый мир. Родные героини, потомки выживших в Холокосте, встречают гостя без особенного восторга.

Выдержанная в жанре комедии, тонко воспроизводящая израильский колорит, лента Эстер Амрами посвящена принципиальной непереводимости исторического опыта, зову культурных истоков и при этом способности представителей самых различных культур найти общий язык и даже стать друг для друга более близкими, чем любой соплеменник, несмотря на все трудности перевода.

Победитель этого года, "Принцесса" Тали Шалом-Эзер, — вызвавшая много споров драма, в которой одни критики увидели утомительное копание в девиациях, тогда как другие — фантасмагорическое исследование пробуждающейся женской сексуальности.

Также в программу фестиваля вошли две трагикомедии. Первая — "Циник Бааль" Орена Штерна о не слишком дружном семействе, которое собирает вместе болезнь матери. Вторая — "Прощальная вечеринка" Таль Гранит и Шарона Маймона об обитателях дома для престарелых, опрометчиво собравших механизм для эвтаназии.

Кадр из фильма "Прощальная вечеринка" Таль Гранит и Шарона Маймона. Фото: kontinentusa.com

Следует отметить и две современные сказки — "Тайна Зоар" Владко Занковского о человеке, в руках которого оказался чудесный свиток, содержащий всю историю человеческой цивилизации (без цензурных купюр и идеологических искажений!). И "Чудеса" Ави Нешера - о художнике, рисующем оживающие граффити, и его путешествии в скрытое от окружающих мистическое измерение Иерусалима.

Кадр из фильма "Чудеса" Ави Нешера. Фото: mjff.org

4-го и 5-го декабря в столичной "Кинопанораме" пройдут последние показы программы "100 фильмов за 100 минут", представленной под эгидой Киевского международного фестиваля короткометражных фильмов почти в тридцати украинских городах.

Повторная демонстрация этой подборки ультракоротких фильмов наверняка привлечёт внимание даже тех, кто уже успел с ней познакомиться. Её сюжетная и стилистическая насыщенность едва ли может быть в полной мере воспринята с первого раза.

5-го декабря состоится вручение призов победителям, определённым по результатам зрительского онлайн-голосования на сайте фестиваля.

Очередной показ ещё одного проекта Киевского международного фестиваля короткометражных фильмов, KyivMusicFilm, пройдёт в "Кинопанораме" 18-го декабря.

Публике будет представлена нашумевшая на нескольких фестивалях документального кино картина Don't Think I've Forgotten: Cambodia's Lost Rock & Roll Джона Пироцци — захватывающая, забавная и пронзительная история камбоджийской рок-музыки.

Уникальные концертные записи перемежаются с рассказами музыкантов, в которых их творчество сплетается с трагической историей страны, пережившей самую кровавую диктатуру XX века — правление красных кхмеров.

 

5-го и 15-го декабря в рамках фестиваля "Британский театр в кино" в столичном кинотеатре "Киев" (фестиваль также проходит в киевском "Кронверке", одесской "Родине" и харьковском "Кронверке"), будет вновь продемонстрирован самый популярный спектакль нынешнего сезона - поставленный компанией Sonia Friedman Productions "Гамлет" по трагедии Уильяма Шекспира. Роль датского принца в нем исполняет Бенедикт Камбербэтч.

Особенно же актуальным для отечественной аудитории является другое произведение драматурга, "Кориолан", в котором Шекспир проявил себя как безжалостно проницательный исследователь не только душевных, но и социально-политических бездн.

Эту пьесу о вражде партий и сословий, раздирающей Рим в то время, когда к его стенам приближается вражеская армия, поставил театр Донмар. Спектакль, который украинские зрители увидят 22 декабря, получил высокую оценку критиков, отметивших в первую очередь исполнение главной роли Томом Хиддлстоном.

8-го декабря состоится показ драмы "Призраки" Генрика Ибсена в постановке театра "Алмейда". В конце XIX столетия эта пьеса шокировала публику откровенной демонстрацией того, что скрывается за фасадами домов добропорядочных буржуазных семейств. В наше время она оказалась так популярной у лондонской аудитории, что представления было решено сначала продлить, а затем перенести в другой театр.

Завершит фестиваль в 2015 году осуществлённая известным театральным и кинорежиссёром Стивеном Долдри постановка пьесы "Верхний свет" современного драматурга Дэйвида Хэа. Она - о встрече бывших возлюбленных, одиноких и не слишком благополучных жителях Лондона, которым возобновление отношений кажется последним шансом обрести счастье.

На украинских экранах спектакль будет показан 29 декабря.

Расписание спектаклей можно найти на сайте Британского совета и кинотеатра "Киев".

powered by lun.ua