Раду Поклитару: Мы появляемся на этот свет, чтобы любить. Наша "Жизель" об этом
Мы встречались и говорили с хореографом Раду Поклитару почти три года назад.
Повод для встречи был не самым радужным – из театра "Киев Модерн-балет", который он возглавляет, массово уходили танцоры, он остался без меценатской поддержки и ему так и не присвоили статус национального.
За это время изменилось если не все, то многое. Несмотря на сложную ситуацию в стране, эти перемены – позитивные.
Так, у Раду Поклитару и "Киев Модерн-балета" появился меценат Людмила Русалина. Постоянным потихоньку становится летний фестиваль современного танца в Одессе, организованный Поклитару.
В арсенале наград хореографа также появилась национальная – Шевченковская премия и, в конце концов, на носу – большая премьера самого дорогого проекта "Киев Модерн-балета" – "Жизель", современная версия.
Зрителям обещают сюрпризы, замечательные декорации и костюмы. К работе над проектом подключилcя итальянский бренд профессиональной косметики для волос BAREX Italiana, а также стилист по макияжу и парикам Виктор Задворный.
Премьера, которая пройдет в Октябрьском Дворце в Киеве, будет сопровождаться юбилейной фотовыставкой, посвященной 10-летию "Киев Модерн-балета".
О "Жизель", культуре в Украине, художественном вкусе, современном танце и его тенденциях рассказал сам Раду Поклитару и меценат проекта Людмила Русалина.
"ЖИЗЕЛЬ"
– Буквально за пару лет у вас в арсенале появились фестивали современной хореографии, премия и вот уже скоро состоится премьера балета "Жизель". Какой будет новая хореографическая жизнь этой постановки, ее характер? Почему, собственно, именно "Жизель"?
Раду Поклитару: Во-первых, почему "Жизель"? В мире искусства не так много произведений, которые плюс-минус знакомы всем по каким-то ассоциативным связям, вне зависимости от культурного развития.
Хореограф Раду Поклитару. Фото: baskino.club |
Когда мы говорим слово "опера", у всех возникает ассоциация с "Травиатой" и "Аидой", когда мы говорим слово "живопись", у всех возникает ассоциация с "Моной Лизой" и кто-то, может быть, еще вспомнит Ван Гога.
А когда мы произносим слово "балет", то на первом месте, конечно, стоит "Лебединое озеро", а за ним прочно обосновалась "Жизель".
И находится она там с 1841 года. Из всех балетов, которые идут на мировых балетных сценах, именно этот самый старый.
Когда я задумался о том, что пора создать новую постановку и римейк классического балетного произведения, я практически сразу решил, что это будет "Жизель".
Во-первых, я сам танцевал в этом балете на сцене Белорусского государственного театра оперы и балета.
Во-вторых, там совершенно замечательная музыка Адольфо Адана. Кстати, Чайковский высоко ценил музыку Адана и считал, что это самая лучшая балетная музыка в мире. А услышать такое от Чайковского – дорогого стоит.
В итоге все эти пазлы сошлись, и я решил, что "Киев Модерн-балету" пора обзавестись собственной "Жизелью".
– Каким будет новый хореографический язык "Жизели"?
Р.П.: Естественно, это будет абсолютно новая версия. Хореографический язык будет совершенно другой. Не будет никаких пуантов. Но этим уже никого не удивишь. Наоборот, мы б удивили всех, если б вышли на пуантах. Это был бы шок (смеется).
Репетиция балета "Жизель" |
Я не поменял в "Жизели" главную идею спектакля, хотя сильно поменял сюжетные линии.
Наш спектакль о любви, о предательстве в любви. О том, что настоящая любовь сильнее всего на этом свете.
Я абсолютно убежден, что мы появляемся на этот свет, в первую очередь, чтобы любить. Вот об этом наша "Жизель".
– Расскажите об оформлении спектакля, костюмах, декорациях.
Р.П.: Балет и опера – дорогое искусство. Современный балет – не исключение. Это декорации, костюмы, это свет, звук, целый комплекс всего.
В 2002 году, в период моего первого творческого приезда в Киев, в Оперном театре произошла замечательная встреча со сценографом Андреем Злобиным и художником по костюмам Анной Ипатьевой.
С 2002 года мы работали вместе. Но были разные периоды, и когда я уходил от этой творческой пары, у меня всегда было ощущение, что я совершаю супружескую измену (смеется).
К счастью, в этом балете соединилось все: Анна Ипатьева создала костюмы, Андрей Злобин – декорации.
Это будет самый дорогой балет в истории нашего театра. Если бы не наша меценат, ничего бы не состоялось в принципе.
– Есть ли в этом спектакле что-нибудь новое? То, что никогда не использовали в репертуаре "Киев Модерн-балета"?
Р.П.: Да, кое-что в этом спектакле появилось новое. Мы раньше ничего подобного не делали. Волшебным образом с нами захотели сотрудничать специалисты из итальянской компании по созданию сложного художественного макияжа и париков.
Я даже немножко боюсь, потому что большие головы – сложно для работы танцоров. Но надеюсь, что все пройдет замечательно.
Раду Поклитару обещает в "Жизели" много новых хореографических приемов |
Кроме того, к 10-летию театра, в рамках премьеры состоится фотовыставка. Все танцоры и все постановки – на фотографиях Сергея Ефанова. Фотографировать классический танец тяжело, потому что "быстро", а современный еще тяжелее, потому что "быстро и темно".
– Расскажите о жизни "Жизели" после ее премьеры в Киеве.
Р.П.: Конечно, ни один спектакль "Киев Модерн-балета" не ложится в стол. Если мы делаем проект, мы хотим, чтобы он жил на других сценах нашей страны и Европы.
Я уже знаю импресарио, который заинтересован, чтобы вывезти наш балет куда-то. Но пока об этом говорить рано.
Меценат проекта Людмила Русалина и Раду Поклитару |
Когда мы говорим о рождении нового спектакля, это все равно, что искать школу с английским уклоном для ребенка, о котором только мечтаешь. Пройдет премьера и поедем!
Хотя у меня уже есть предложения из Запорожья и Харькова на первую декаду мая.
– Планируете ли вы показать балет на летнем фестивале в Одессе?
Р.П: Да, мы планируем показать "Жизель" в рамках летнего фестиваля современного танца в Одессе (5-11 июня). В течение недели на сцене Одесского оперного театра будет показана целая коллекция наших спектаклей. А "Жизель" пройдет дважды.
Одесса входит в тройку городов, где "Киев Модерн-балет" всегда собирает полные залы, еще Киев и Харьков. Кстати, Одесса единственный город, где продают билеты в оркестровую яму. Я не знаю, что зрители оттуда видят, но это факт.
– При создании этого спектакля, вы обзавелись меценатской поддержкой…
Р.П.: Уже скоро нашему театру исполнится 10 лет. Я сам не ожидал, что наш театр просуществует так долго.
Мы начинали как меценатский театр, и в течение длительного времени я активно искал нового мецената для нашего театра, после сотрудничества с Владимиром Филипповым.
Я практически был уверен в том, что, если в течение семи лет я никого не нашел, то значит в Украине это все-таки никому не нужно.
Я счастлив, что ошибался. Сейчас мы сидим с Людмилой Русалиной и этот факт говорит о том, что это неправда. Что есть настоящие ценители прекрасного, люди-гуманисты.
Людмила Русалина стала новым меценатом "Киев Модерн-балета" |
И я внимательно читал все, что выходило в прессе про Людмилу Владимировну, и мне очень импонирует идея о том, что культура может способствовать возрождению нации, возрождению страны. Это то, о чем я думал все эти годы.
– Почему вы решили поддержать Раду Поклитару и "Киев Модерн-балет"?
Людмила Русалина: Когда мне было пять лет, мои родители, оба ученые (папа – академик, кибернетик, мама – математик) решили, что девочке нужно заниматься чем-то, что позитивно повлияло бы на ее фигуру и характер.
С пяти лет я начала заниматься балетом в Октябрьском Дворце в Киеве. У меня с детства привита любовь к балету и культуре.
Мы жили напротив Оперного театра в Киеве и каждые выходные с родителями ходили туда на балет. Если было сложно для моего восприятия, мы сидели один акт и уходили.
Благодаря моим родителям, в меня была вложена любовь к искусству, культуре и особенно к балету с самого раннего детства.
Раду Поклитару – талантливейший человек, известный многими интересными, необычными, яркими и красивыми работами не только в нашей стране. Я узнала, что будет постановка одного из моих любимейших балетов "Жизель" в Октябрьском дворце, где я танцевала в детстве, а хореограф – такая личность.
Меценат Людмила Русалина: "У меня с детства привита любовь к балету и культуре" |
Конечно, для меня очень интересно. Тем более, "Жизель" в современной обработке и в видении такого мастера – это что-то необыкновенное.
– Какую из работ Раду вы любите больше всего?
Л.Р.: Я думаю, что я с удовольствием пересмотрю те спектакли, за которые Раду получил Шевченковскую премию, – "Женщины в ре миноре" и "Долгий рождественский обед".
НЕМНОГО О ТЕАТРЕ
– Оперный театр сегодня сотрясают скандалы, исполнители уезжают работать за границу. Если сравнить оперный театр вашего детства и тот, в который вы сейчас водите своих детей, что изменилось?
Л.Р.: Я считаю, что это системная проблема, которую нужно решать на уровне государства. Когда артисты вкалывают с утра до ночи, а я на своей шкуре знаю, что это тяжелейший физический и эмоциональный труд.
Когда такие люди получают мизерные зарплаты и когда их приглашают в мировые театры на совсем других условиях, то кто-то остается, а другие предпочитают уехать. Однако это проблема не только в культуре, а во многих сферах, научной в том числе.
Но то, что касается культуры, очень важно именно на государственном уровне системно и серьезно подойти к решению этого вопроса.
Почему не сделать системой для детей младших классов посещение театров всем классом? Почему не выделять дополнительные средства на это?
Людмила Русалина и Раду Поклитару уверены, что проблемы культуры нужно решать на государственном уровне |
Ведь таким образом можно решить сразу несколько вопросов, в том числе и вопрос культурного воспитания наших детей. То, что мы сегодня закладываем в них, мы получим в будущем.
– Театр сегодня и тогда?
Л.Р.: Я чувствую различия, конечно. Но детское восприятие другое. Ведь ребенок не заметит пошарпанного где-то пола, дырочку на колготках у балерины, изношенный костюм.
Ребенок смотрит по-другому. Он видит то, что идет от души артиста. Они видят прекрасное. Они видят искусство.
– Как нынешняя ситуация в стране и культурная политика влияют на "Киев Модерн-балет"?
Р.П.: Очень долгие годы, с момента, когда мы остались без меценатской поддержки в 2009 году, я пытаюсь добиться через наше министерство культуры статуса национального театра современного танца.
Казалось бы, какие проблемы? Мы единственный театр современного танца в Украине. Мы лучшие хотя бы уже потому, что мы единственные.
Раду Поклитару продолжает верить, что "Киев Модерн-балет" получит статус национального. Фото: Татьяна Голубева |
Много министров уже поменялось с тех пор. Были министры, с которыми было легко общаться – Михаил Кулиняк, Евгений Нищук. Но, тем не менее, когда переговоры доходили до возможной реализации, министров снимали. У нас часто меняются министры культуры.
В мирные годы я понимал, что вот-вот может быть. А сейчас что мне скажут, если я зайду к господину Кириленко? Мне ответят, что в стране война, кризис. Я просто не иду туда, потому что это некое унижение просить что-то, если существует хотя бы малейшая вероятность того, что мне откажут.
Нет у украинских чиновников понимания, что современный танец – это магистральный тренд в мире. Сейчас нет такой страны в Европе, которая бы не имела своего театра современного танца и огромного количества людей, которые им занимаются.
Моя работа в "Киев Модерн-балете" – это сизифов труд. Я воспитываю артистов балета, которые достигая определенного уровня, легко перешагивают границу страны, потому как артисты балета говорят на языке танца без акцента в любой стране мира.
– А как сейчас обстоят дела с танцорами балета?
Р.П.: Я набрал новых девять человек и с нуля начинается тяжелая работа. Сейчас я могу сказать, что пока мы живем.
– Культура в условиях войны: многие обратили внимание на тему войны, оккупации. Появилась масса интересных проектов. Но вот если мы говорим о таком искусстве как балет? Вы не планировали поставить что-нибудь, посвященное событиям в Украине?
Р.П.: Балет достигает неких вершин, когда поднимается над обыденностью, злобой дня, когда он начинает говорить на языке символов, метафор и аллегорий. Но эти символы не могут возникнуть сразу "из пены наших дней". Должно пройти какое-то время.
"Щелкунчик" "Киев Модерн-балета" в постановке Раду Поклитару. Фото: fotofact.net |
Я не хочу критиковать моих коллег из смежных цехов и искусств. Но есть у меня ощущение, что, если я заговорю про события на Майдане и в Донецке или про Крым, это будет спекулятивно с моей стороны. Нужно, чтобы оно отлежалось.
Л.Р.: Если и затрагивать эту тему в современном искусстве, то ее стоит использовать как тему возрождения. Как из этого выйти и двигаться вперед. Еще Конфуций сказал: "Можно долго сидеть в темноте и проклинать эту темноту. А можно взять и зажечь свечу".
Так может как раз сейчас роль искусства в том, чтобы зажечь эту свечу?
– Расскажите о ваших планах на будущий год, кроме "Жизели" и летнего фестиваля в Одессе. Я слышала о премьере "Дождя" в Пражском театре.
Р.П.: Да, у меня есть и такие личные планы. Ведь если бы я этим не занимался, то театр бы пришлось закрыть.Я не скрываю, что много езжу.
В ближайшее время состоятся премьеры в Чехии и Сербской национальной опере. Это уверенные шаги в сторону Европы.
– Какие тренды в современной хореографии вы сейчас видите в мире?
Р.П.: В отличие от XIX века, где единственным был классический танец, XX век характерен тем, что танец раскололся на огромное количество осколков и ответвлений.
Я не могу сказать, что я великий специалист по ответвлениям в современном танце. Для меня нетболее современного, менее современного, схоластического, перформанса и т.д. Все искусство, которое появляется на сцене, делится для меня на два вида: скучное и нескучное. Скучное – это плохо. Нескучное – хорошо.
Сейчас безумный ритм жизни, много всего интересного, технологии, интернет. И если зритель на спектакле может сопереживать, смеяться и плакать, то это виртуозная штука.
– Должен ли у театра быть свой дом и насколько он ему нужен?
Р.П.: Нужен, конечно. Сейчас мы являемся частью Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества. Мы играем свои спектакли в этом театре, но "Киев модерн-балет" даже не выделен в штатном расписании.
В идеале, есть мечта о большой сцене. Но для начала хотелось бы получить хотя бы статус национального.
Я искал здания в городе, смотрел разные варианты. Но опять же, необходимо получить статус национального, чтобы артистам было не стыдно говорить, что они являются частью театра, а нам было не стыдно платить им такую зарплату.
– Людмила, вы и далее планируете сотрудничать с "Киев Модерн-балетом"?
Л.Р.: Я надеюсь, что ситуация в нашей стране будет складываться так, что позволит мне и дальше поддерживать талантливого и одаренного Раду Поклитару.
Раду Поклитару и Людмила Русалина, кроме Киева, планируют показать "Жизель" в Запорожье, Харькове и Одессе |
Будет очень обидно, если большую часть своего творческого потенциала он будет реализовывать в других странах.
Для меня это большая честь принимать скромное участие в жизни "Киев Модерн-балета".
Текст опубликован на правах рекламы.