6 премьер сентября: “Жива ватра”, “Служанка” и “Море в огне”

4752
1 вересня 2016

Начало осеннего кинотеатрального сезона представляет собой благословенную череду остросюжетных лент и фестивальных хитов.

Присутствуют и остросюжетные ленты, ставшие хитами престижных фестивалей.

В сентябрьском репертуаре с непринуждённостью сплетаются времена и пространства, от опасных будней обитателей Дикого Запада или Кореи под японской оккупацией до современности карпатских пастухов.

С 1 СЕНТЯБРЯ

"Афёра под прикрытием", режиссер Брэд Фурман

Фильм Брэда Фурмана повествует об одной из наиболее успешных операций под прикрытием в истории американских спецслужб – внедрении реального агента Управления по борьбе с наркотиками Роберта Мейзура в финансовую структуру Медельинского картеля.

 

Основанная на автобиографии Мейзура лента рассказывает о медленном и трудном завоевании доверия, о переходящих в дружбу партнёрских отношениях с самыми безжалостными и психически неуравновешенными представителями преступного мира. А еще – об отчаянных попытках исправить ошибки, каждая из которых может стоить жизни не только Мейзуру, но и его соратникам и членам его семьи.

Повествование отличает определённая сумбурность, однако, смирившись с некоторой невнятностью сюжетных поворотов, зритель сможет получить удовольствие и от захватывающих сцен, и от выразительных до эксцентричности и при этом убедительных образов воротил наркоторговли и агентов, которые пытаются сойти в их обществе за своих.

Передаёт фильм и драматизм работы законспирированного сотрудника спецслужб. Вынужденный поддерживать приятельские отношения с жестокими убийцами, он постепенно (из-за необходимости вести себя убедительно или своеобразного проявления стокгольмского синдрома) проникается к ним симпатией и сочувствием – и в какой-то момент начинает испытывать трудности самоидентификации.

С 10 СЕНТЯБРЯ

"Служанка", режиссер Пак Чхан-Ук

Ведущий южнокорейский режиссёр, создатель "Объединённой зоны безопасности", "Трилогии мести" и "Жажды", впервые посвящает картину отдалённым временам – действие происходит в 1930-х годах прошлого столетия.

При этом тональность повествования отличает характерная для режиссёра смесь лиричности и иронии, а готовность раздавать пощёчины общественному вкусу сценами, насыщенными самыми причудливыми проявлениями сексуальности и жестокости, сочетается со своеобразным утверждением справедливости.

 

В центре сюжета ленты, основанной на романе "Тонкая работа" британки Сары Уотерс, оказывается борьба за приданое молодой японки, которую держит в своём доме узницей её дядя и опекун, рассчитывающий на ней жениться.

Однако в дело вступает выдающий себя за графа корейский мошенник. Его юная сообщница нанимается к девушке, за деньгами которой он охотится, личной служанкой, и пытается убедить госпожу отдать сердце коварному воздыхателю.

Но героини этого изысканного фильма, сочетающего стилистику нуара и готики, лишь поначалу кажутся беспомощными жертвами своего окружения и общественного порядка, всецело подчинённого мужским прихотям.

Для поклонников южнокорейского кинематографа упомянем также "Фестиваль корейского кино", который 8-го сентября стартует в кинотеатре "Киев".

С 15 СЕНТЯБРЯ

 "Море в огне", режиссер Джанфранко Рози

Выход в широкий прокат картины Джанфранко Рози является приятным сюрпризом для украинских синефилов, не избалованных присутствием подобных картин на большом экране.

С документальными фильмами, даже такими нашумевшими, как "Море в огне", отечественный зритель обычно может познакомиться исключительно в рамках фестивальных показов (собственно, лента Рози впервые была представлена у нас на Одесском кинофестивале). Вместе с тем, в украинском прокате шел и предшествующий фильм Рози, победитель Венецианского МКФ "Священная римская кольцевая".

 

Новая картина итальянского документалиста, столь востребованного отечественными кинотеатрами (усилиями компании "Артхаус трафик") стала триумфатором Берлинского МКФ, получив "Золотой медведь" за лучший фильм, а также награды Экуменического жюри, Международной Амнистии и газеты Berliner Morgenpost.

"Море в огне" посвящено одной из ключевых тем современности – попыткам найти пристанище в Европе людей, спасшихся от этнических чисток, голода и рабства, и сумевших преодолеть на утлых посудинах Средиземное море.

Проблемы, с которыми сталкиваются беженцы, фильм раскрывает через их взаимоотношения с обитателями Лампедузы, совсем недавно мало кому известного рыбацкого острова, который стал символом нынешнего переселения народов.

"Детство лидера", режиссер Брэйди Корбет

Фильм Брэйди Корбета, одно из открытий Венецианского МКФ, где он получил награду за лучшую режиссуру в программе "Горизонты" и приз Дино Де Лаурентиса за лучший дебют, является своеобразной метафорой зарождения фашизма в Европе.

Действие этой киноадаптации одноимённой повести Жан-Поля Сартра разворачивается в последние месяцы Первой мировой. Центральный персонаж – маленький сын американского дипломата, с которым начинает твориться что-то нехорошее.

 

Пока отец героя участвует в разработке Версальского договора, его мать замечает пугающие проявления агрессии и жестокости, которым вроде бы неоткуда взяться у отпрыска благополучной семьи. Неужели сама атмосфера катаклизма, обрушившегося на Старый свет, могла вдохнуть зло в душу невинного ребёнка?

Вполне очевидно, что у героя картины отсутствует конкретный исторический прототип. Скорее, он выступает олицетворением самой идеи тоталитарной власти, призванной обновить дряхлеющую Европу с помощью неслыханного, непредставимого прежде террора – идеи, рождённой разочарованием в традиционных ценностях и государственных институтах, не сумевших предотвратить кошмар Первой мировой.

Стоит отметить, что сюжет этого своеобразного политического варианта "Омена" отличается от литературного первоисточника. Произведение Сартра было посвящено расшатыванию буржуазных ценностей (в оригинальном названии "L'Enfance d'un chef" речь идёт не о политическом лидере, а о хозяине фабрики), и ультраправая идеология возникала в нем только на периферии сюжета, как закономерное следствие кризиса представлений о Добре и Зле.

"Жива ватра", режиссер Остап Костюк

В прокат выходит одна из лучших отечественных документальных картин последнего времени. Украинская премьера фильма состоялась в рамках кинофестиваля "Молодость" ещё осенью 2014 года.

За это время лента успела получить специальный приз жюри престижного Канадского фестиваля документального кино HotDocs как лучший международный полнометражный фильм, диплом Одесского МКФ, диплом минского "Листапада" и награду за лучшую операторскую работу на МКФ в американском Салеме.

 

Фильм рассказывает о представителях трёх поколений карпатских пастухов, старший из которых застал последние десятилетия расцвета этого древнего ремесла, а младший оказывается свидетелем его упадка.

В отличие от заурядных (и при этом столь многочисленных) картин о традиционных промыслах, представляющих собой сентиментально-заунывное умиление фольклорной стариной, "Живая ватра" при всей своей созерцательности выразительно раскрывает воздействие профессии на человеческий характер.

Авторы помогают зрителю, преодолевая социальные и культурные преграды, увидеть красоту и величие труда и самого образа жизни пастуха с его гармоничным существованием между природой и цивилизацией – и, увы, осознать неизбежность его ухода в прошлое.

С 22 СЕНТЯБРЯ

"Великолепная семерка", реж. Антуан Фукуа

В нашу эпоху эстетических разброда и шатаний даже абсолютная классика не может чувствовать себя в безопасности от посягательств современных кинематографистов, отваживающихся предлагать публике новые версии историй, дорогих сердцам миллионов поклонников искусства кино.

 

Известный мастер остросюжетного жанра Антуан Фукуа поставил ремейк образцового вестерна, снятого Джоном Стёрджесом в 1960-м году (который, в свою очередь, является переделкой шедевра Акиры Куросавы "Семь самураев").

Вслед за оригинальным фильмом, "Великолепная семёрка" Фукуа рассказывает о стрелках, нанятых жителями небольшого городка для защиты от жестоких притеснителей. При этом местных жителей терроризирует не банда грабителей, как в ленте Стёрджеса, а бизнесмен, пытающийся отобрать их землю для строительства своего предприятия.

О других отличиях от первоисточника пока судить сложно, однако состав исполнителей наталкивает на мысль, что авторы новой версии настроены пересмотреть клише, привычные для кинематографа эпохи, более благосклонной к национальным и гендерным предрассудкам.

Так, лидером семёрки оказывается афроамериканец в исполнении Дензела Вашингтона (среди лучших ролей которого – образы, созданные в фильмах Фукуа "Тренировочный день" и "Праведник"), а среди его соратников можно найти мексиканца, китайца и команча. Инициатором же найма бойцов оказывается вдова местного активиста, убитого людьми дельца.

Александр Гусев, специально для УП.Культура

powered by lun.ua