Киноитоги-2016: Падение супергероев и бум документалистики
Для глобальной кинокартины мира 2016-й не стал годом потрясений и сенсаций, но обозначил множество явлений, которые в ближайшем будущем могут стать поворотными.
Это был год возвращения больших историй и ухода больших людей, год ностальгии по прошлому и первых попыток смело заглядывать в будущее, когда даже развлекательное кино старалось осмыслять жесткую реальность по ту сторону экранов, вместо того чтобы предлагать о ней забыть.
В украинском кино тоже произошла победа реальности – все самое интересное в этом году происходило вокруг документалистики.
УП.Культура предлагает вместе оглянуться на минувший киногод и запомнить его главные достижения.
Эдди Редмэйн в фильме "Фантастические звери и где их искать" |
Убер-франшизы
В этом году стало окончательно понятно, что индустрия жанровых блокбастеров осваивает новую стратегию работы с аудиторией – кино-опыт длиною в жизнь.
Фильмы по комиксам DC и Marvel, или вот еще Бондиана – это скорее бесконечно расширяющиеся кино-вселенные. А вот перезапущенные "Звездные войны" и Мир волшебников Джоан Роулинг (таково официальное название новой серии из пяти фильмов по мотивам созданного писательницей мира, первым из которых стал "Фантастические звери и где их искать") – последовательная история, до финала которой можно однажды и не дожить.
2016-й стал годом воскрешения культовых киномиров и попыток расширить опыт одного фильма до чего-то гораздо большего – истории с эффектом присутствия в реальном времени.
Продолжение получит классика киберпанка "Бегущий по лезвию" Ридли Скотта (1982). Объявлено о перезапуске научно-фантастической саги "Дюна" Фрэнка Герберта, которую в 1984 не поделили Дэвид Линч и Алехандро Ходоровски.
На экраны вернулись уже упомянутые Звездные войны и мир волшебников из книг о Гарри Поттере; а также весь год прошел в приготовлениях к встрече нового сезона сериала "Твин Пикс": режиссер Дэвид Линч объявил о возвращении старого состава и съел пончик в первом тизере.
Мы приближаемся к переживанию кино как настоящей параллельной реальности, в которой продолжение следует всегда.
Кадр из фильма "Отряд самоубийц" |
Падение супергероев
Фильмы о супергероях комиксов, 99% которых производят титаны-конкуренты Marvel и DC – столпы массовой культуры и жанрового кинематографа. В этом году Бэтмен сражался против Супермена, Железный Человек – с Капитаном Америка, но самым увлекательным оказалось противостояние самих корпораций Marvel и DC.
DC, которые всегда избегали традиционных моральных ценностей, склонялись на темную сторону человеческой психики и не боялись экспериментировать (трилогия о Бэтмене Кристофера Нолана, "Хранители" Зака Снайдера), в этом году подчистую проиграли "хорошим парням" из Marvel.
Пришествие Бена Аффлека в роли нового Бэтмена и супергеройский капустник мерзавцев "Отряд самоубийц" были обруганы зрителями за плохие сценарии и малодушие.
Напротив, Marvel в этом году не побоялись рискнуть. В их нишевом проекте "Доктор Стрэндж" собрались Бенедикт Камбербэтч, Тильда Суинтон и Мадс Миккельсен – актеры, которых легче представить вместе в фестивальной европейской драме.
А "Дэдпул" – enfant terrible благородной семьи героев Marvel, брутальный тип с нецензурными шутками – стал настоящим победителем великой битвы за бокс-офис-2016: при бюджете $ 58 млн фильм окупил себя более 13 раз, собрав в прокате $ 760 млн, а также стал самым кассовым релизом с рейтингом "детям до 16" в истории кино.
Персонажи "Зоотрополиса" - одной из наиболее ярких мультипликационных историй года |
Детям – по-взрослому
В прошлом году компания Disney – главный трендсеттер детских развлечений – перевернула основы семейной полнометражной анимации "Мыслями наружу", полюбившийся всему миру мультфильм о такой недетской теме, как устройство головного мозга.
В этом году Disney продолжает снимать истории о сложных и важных вещах, пересказанных образным языком анимации с легкостью, внятностью и чувством юмора.
В зверином городе "Зоотрополис" поднимаются проблемы дискриминации меньшинств и политической пропаганды. Главная героиня "В поисках Дори" – рыбка с легкой формой физического отклонения, которая находит не только родителей, но и себя посреди океана безразличия.
"Моана" ("Ваяна"), последний диснеевский релиз в этом году, задает новое направление для мейнстримной анимации – глубокое исследование экзотической культуры тихоокеанских народов, положенное в основу истории.
Диснеевские мультики заметно "повзрослели" – мир меняется, и детство уже не может долго пребывать в невинном мире фантазий о поющих цветах и танцующих зверушках. Детская анимация отходит от центральной миссии развлекать и отвлекать детей – Disney показывает, что этому жанру под силу вовлекать их в настоящую жизнь и важные темы.
Бенедикт Камбербэтч в фильме "Доктор Стрэндж" |
Артхаус – в мейнстриме
В 2016-й – это год, когда артхаус стал мейнстримом. Marvel выпустили уже упомянутый "Доктор Стрэндж" – своего рода "супергеройский артхаус", в котором есть не только звезды серьезного европейского кино, но и экспериментальный видео-арт в момент духовной инициации главного героя.
Обладатель Оскара и наград Каннского фестиваля Паоло Соррентино вместе с Джудом Лоу препарирует институт католической церкви в популярном телесериале "Молодой Папа".
Дункан Джонс, автор утонченных фантастических триллеров "Луна 2112" и "Исходный код", встал у руля монструозного фэнтези "Варкрафт" по мотивам одноименной компьютерной игры.
Режиссер "Робокопа" и "Основного инстинкта" Пол Верхувен создал безупречно французский фильм "Она" – кинокомедию об изнасиловании с 65-летней Изабель Юппер в главной роли.
Изабель Юппер в фильме "Она" |
Чилийский режиссер Пабло Ларраин, завсегдатай фестивалей в Каннах и Берлине, автор серьезных драм сокрушительной мощности, снял Натали Портман в биографической драме о Джеки Кеннеди – и, кажется, станет участником большой игры за статуэтку Оскар.
Конечно, Голливуд и раньше искал таланты на европейских кинофестивалях, и гибридный жанр "арт-мейнстрим" давно существует. Но такое количество взаимопроникновений этих условно противоположных полюсов кинематографа заставляет задуматься о том, что говорят футурологи о тотальной персонализации.
Новые технологии информационного обмена меняют реальность, и киноиндустрия уже адаптируется к новой реальности, в которой понятие массовой аудитории стремительно теряет актуальность.
Women power
В 2015-м было много разговоров о месте женщин в современной киноиндустрии, количестве фильмов с женской перспективой и гендерной дискриминации гонораров. В 2016 стало очевидно, что все было не зря.
В массовом кино появились космические странницы и воительницы Рей из 7-го Эпизода и Джин из приквела "Изгой-один", а в исконно маскулинном мире супергероев появились Харли Куинн и Чудо-женщина – бесспорно, самые яркие персонажи кинокомиксов в этом году.
Их сольные фильмы выходят в 2017-м – впервые в истории подобных фильмов женщины станут главными персонажами, а не любовницами или второстепенными соратницами супермужчин.
Кейт Бланшетт и Руни Мара в драме "Кэрол" |
В детской анимации – абсолютная монополия героинь женского пола: зайчиха Джуди Хоббс из "Зоотрополиса", рыбка Дори и тихоокеанская амазонка Ваяна.
Авторское кино прорисовывает женскую перспективу детальнее. В лесбийской мелодраме "Кэрол" Тодда Хейнса влюбленные героини Кейт Бланшетт и Руни Мары борются за мир, в котором мужчинам отведены лишь вспомогательные роли.
"Она" Пола Верхувена – гротескный, но точный портрет современной женщины, которая настолько сильна и самодостаточна, что даже мужское насилие способна превратить в забавную игру. А "Неоновый демон" Николаса Виндинга Рефна – настоящее жертвоприношение мужчины-режиссера фатальному женскому началу, прекрасному и смертоносному.
Научная фантастика
Возрождение в современном кино настоящей научной фантастики, которая заглядывает в будущее и вдохновляет человечество на абордаж бесконечных секретов Вселенной, началось с "Интерстеллара" Кристофера Нолана в 2014 году.
Главный фильм 2016-го в этом направлении – "Прибытие" Дени Вильнева, в котором женщина-филолог изучает язык пришельцев-гептаподов, прибывших на Землю с неизвестными намерениями. "Прибытие" создает прецедент в научной фантастике в том смысле, что впервые в фантазиях о столкновении человечества с тайнами и угрозами космоса главными оказываются гуманитарии, а не математики.
Увлекаясь прогрессом в развитии технологий, человечество забывает о том, что любое важное знание становится опасным оружием в руках того, кто не способен договориться с другими.
"Прибытие" Дени Вильнева |
В каком-то смысле "Чужой" Ридли Скотта – тоже о проблемах коммуникации: этот фильм на закате космического позитивизма в 1970-х представил долгожданный контакт с обитателями Других планет как животный кошмар, а не гуманистический триумф.
С Чужим невозможно договориться, в первых фильмах он представляет собой непостижимую несовместимую с человеческим видом сущность.
Когда франшизу "воскресили" в 2012 фильмом "Прометей", появилась смутная надежда наконец понять Чужого, и 2-минутный трейлер новой серии "Чужой: Завет", который появился несколько дней назад, стал одним из самых долгожданных кинособытий года.
[L]Еще одна культовая научная фантастика Ридли Скотта получит продолжение в ближайшее время – классика киберпанка "Бегущий по лезвию".
Снять продолжение этой истории о репликантах и людях доверили молодому Дени Вильневу. Взволнованные разговоры об этом велись целый год, но после успеха "Прибытия" и первых 30 секунд нового фильма "Бегущий по лезвию: 2049", в котором появились Харрисон Форд и Райан Гослинг, сомнений почти не осталось, а ожидания возросли до предела.
Сериал "Мир Дикого Запада" – антиутопия об искусственном разуме – продолжает тему искусственного интеллекта, которая в этом году стала трендом не только в кино. Учитывая, как быстро этот топик набирает актуальность за пределами экранов в связи с невиданными темпами развития AI (Artificial Intelligence), можно предположить, что это кинофантазий на эту тему в ближайшем будущем будет очень много.
Украина
Украинский кино-год прошел под знаком "количество": рекордные 30 украинских фильмов в прокате, и рекордное количество фильмов рассмотрено и запущено в производство в ходе питчингов Госкино.
Рекордная сумма – 500 млн. гривен – запланирована для финансирования кинематографа в будущем году. Рекордное количество зрителей – более 18 млн.* – посетили в этом году кинотеатры.
Закон 3180-д "О поддержке кинематографа", хоть и не был подписан президентом, дает надежду на то, что в следующем году за количественными показателями последуют и качественные.
Документальный фильм "Украинские шерифы" Украина выдвигала на премию Оскар в номинации Лучший фильм на иностранном языке |
Пока с этим сложно – на декабрьском Зимнем кинорынке Одесского международного кинофестиваля участники кинопроизводства опять поднимали остросюжетный вопрос о совместимости украинского кино с украинским зрителем.
Национальное игровое кино все еще редко бывает успешным – не только в коммерческом, но и в фестивальном прокате.
Но в 2016-м украинский кинематограф совершил качественный прорыв с другой стороны: это был крайне важный год для документального кино.
В прокат вышло 8 документальных фильмов – среди них фестивальные хиты "Русский дятел" Чада Грасии и Федора Александровича, "Жива ватра" Остапа Костюка и "Украинские шерифы" Романа Бондарчука. Последний был выдвинут в этом году от Украины на премию Оскар в номинации Лучший фильм на иностранном языке.
Кадр из фильма "Жива ватра" Остапа Костюка |
Кроме того, на 3-й фестиваль кино и урбанистики "86", который проходит в мае в городе Славутич, в этом году был представлен национальный конкурс короткометражного документального кино. Он показал, что молодая украинская документалистика существует и развивается одновременно с остальным миром и успешно осваивает территории, ранее принадлежавшие исключительно игровому кинематографу, – мифы, повседневность, интимность.
Возможно, именно так и должно быть – перед тем, как научиться рассказывать истории, украинскому кино необходимо освоиться в собственной реальности.
* - по состоянию на октябрь 2016, по данным издания Content Report.
Александра Кравченко, специально для УП.Культура