6 легендарных балетов, без которых не случился бы проект The Great Gatsby. ВИДЕО
В конце марта в Украине снова состоятся гастроли спектакля The Great Gatsby, международного проекта, инициированного украинским танцовщиком Денисом Матвиенко и американским хореографом Дуайтом Роденом.
Современный сюжетный балет с приставкой "шоу" был поставлен в 2014 году, но его созданию предшествовало целое столетие творческих экспериментов в хореографическом искусстве.
УП.Культура разбирается, без каких легендарных постановок балет "The Great Gatsby" мог бы не случиться.
В целом, весь современный балет, каким мы его знаем сейчас, обязан "Русским сезонам" Сергея Дягилева. В частности, их первому хореографу Михаилу Фокину, который отверг изжившие себя к ХХ веку монументальные балеты-симфонии и взамен предложил жанр хореографической драмы.
[L]Новое течение сместило акценты с чисто технической виртуозности артиста на его драматический и пластический талант, а вместо композиторов на работу хореографа стали влиять художники.
Музыка в балете отходит на второй план. Теперь все внимание приковано к сюжету и его зрелищному оформлению от молодых и модных дизайнеров и сценографов.
Балеты становятся одноактными, кроме того, на сцене громко заявляют о себе мужчины-исполнители, а также кордебалет. Теперь зрители ходят не только на звезду, но и на всю труппу.
Первые "Сезоны" в Париже спровоцировали настоящий бум на русский фольклор и ориентализм. И Дягилев будет эксплуатировать эту моду еще 15 лет, показывая публике фантазийные сюжеты в исторических декорациях, пока его новые хореографы не переключатся на актуальные темы.
Сцена из балета "Голубой экспресс" 1924 года. Фото с сайта The Red List |
"Голубой экспресс" Брониславы Нижинской
В 1924 году Бронислава Нижинская, младшая сестра бывшего дягилевского фаворита, ставит сразу два успешных балета о нравах в высшем парижском обществе: "Лани" и "Голубой экспресс".
Если первый стал попыткой модного феминистского высказывания, то второй показал главные модные веяния в образе жизни того времени – джаз, спорт, флирт, морские курорты.
Декорации к "Голубому экспрессу" придумал скульптор Анри Лоран, а костюмы – полосатые трикотажные купальники и спортивную форму – Коко Шанель. На занавесе красовалась картина Пабло Пикассо "Женщины, бегущие по пляжу".
Легкий, развлекательный и очень своевременный спектакль построен на элементах классического танца и акробатики, что делает его зрелищным не только за счет художественного оформления. И заодно подчеркивает увлеченность молодежи 1920-х годов спортом.
На этом фрагменте – реконструкции "Голубого экспресса" Парижской оперой – хорошо видны характерные для современного балета черты: актерская игра, свободная пластика, активный кордебалет, взаимодействие с декорациями.
"Кошка" Джорджа Баланчина
Следом за Нижинской репертуар "Русских сезонов" выводит на новый уровень Джордж Баланчин, ставший впоследствии родителем американского балета и неоклассики в хореографии.
Его постановка 1927 года "Кошка" – союз сюжетного романтизма ар-нуво и актуальной абстракции ар-деко в пластике и оформлении.
Артисты балета "Кошка" (1927). Фото irenebrination.typepad.com |
В основу либретто Бориса Кохно легла басня Эзопа "Венера и кошка" о юноше, который уговорил Афродиту превратить грациозную кошку в девушку. Афродита выполняет просьбу, но девушка видит мышь и, погнавшись за ней, превращается обратно в кошку. Юноша не выдерживает потрясения и умирает
Эта романтическая история о разбитых иллюзиях перекликается с сюжетом "Великого Гэтсби" и очерчивает настроения времени.
"Юноша и смерть" Ролана Пети
Экзистенциальная мимодрама "Юноша и смерть" 1946 года, созданная с подачи того же Бориса Кохно хореографом Роланом Пети – последние отголоски "Русских сезонов", прекратившихся в 1929 со смертью Дягилева.
Либретто написал Жан Кокто, неоднократно работавший с "Сезонами", в том числе и над вышеупомянутым "Голубым экспрессом". Он же придумал оформление и музыкальное сопровождение 15-минутного балета – на уже готовый хореографический текст буквально перед премьерой наложил "Пассакалию" И. С. Баха.
Рудольф Нуреев в балете "Девушка и смерть". Фото rudolfnureyev.ru |
"Ирреальная реальность" – такого эффекта добивался от танцовщиков Кокто, насыщая хореографию символами на фоне простых декораций, буквально изображающих бедную квартирную обстановку. Больше никакой впечатляющей сценографии: старая мебель и простые костюмы – потрепанный джинсовый комбинезон на Юноше, желтое платьице и черный парик на его возлюбленной Смерти.
Пети и Кокто акцентируют внимание на эмоциях: убедительная актерская игра важнее самого танца, музыка не подчиняется хореографии, а задает настроение.
Что же касается сюжета, то здесь снова рассказ об иллюзиях и страсти, которые через страдание ведут к трагедии.
*на кинопленке Рудольф Нуреев и Зизи Жанмер танцуют в других костюмах, не принятых на сцене.
Михаил Барышников и Твайла Тарп
Балет активно шел в массы еще с 1930-х годов: тот же Джордж Баланчин наряду с рафинированными абстрактными балетами ставил хореографию для мюзиклов на Бродвее и в кино.
Но за один из самых ярких витков всеобщего интереса к балету ответственен Михаил Барышников. Бежав из СССР в США в 1974 году, уже в 1978 он снялся в фильме "Поворотный пункт" и получил номинацию на "Оскар", а в 1979 дебютировал на Бродвее.
Барышников в балете Push Comes To Shove. Фото twylatharp.org |
Будучи художественным руководителем Американского театра балета, Барышников активно использовал свою медийность и новые СМИ, чтобы популяризировать труппу. Неудивительно, что артист начал сотрудничать с хореографом Твайлой Тарп, которая прославилась своими эклектичными, полубродвейскими-полутеатральными постановками на музыку разных стилей.
Тарп, известная своими работами в кино и на телевидении, в 1976 году создала для Американского театра балета короткую постановку "Push Comes To Shove", в которой солировал Барышников. А спустя 8 лет включила ее в трилогию "Baryshnikov By Tharp", которая шла на ТВ.
Одна из частей этого проекта – элегантная и не лишенная юмора "Sinatra Suits" на стыке бальной, бродвейской и классической хореографии. Песни Синатры, никаких пуантов и трико, а лишь сплошное красивое шоу.
Уильям Форсайт и Рудольф Нуреев
Чистый классический танец тоже не стоит на месте. В 1987 году Уильям Форсайт ставит в Парижской опере "In the Middle, Somewhat Elevated" на электронную музыку Тома Виллемса и меняет балет раз и навсегда.
Форсайт не создает образы и сюжет. Его хореография – предел возможностей человеческого тела, классические движения и позы, выполненные с максимальным размахом, скоростью и точностью.
Танцовщики в "In the Middle, Somewhat Elevated". Фото Tristram Kenton, The Guardian |
В распоряжении у Форсайта были лучшие танцовщики труппы и полное доверие руководителя – Рудольфа Нуреева. Нуреев хотел реформировать Парижскую оперу, но в итоге, руками хореографа, изменил представление обо всем классическом танце.
Теперь резкие движения, вертикальные шпагаты, острая геометрия – норма в неоклассических постановках.
Ровно как и хаотичное движение: если раньше танцовщики всегда двигались по направлению к зрителю, то в постановке Уильяма Форсайта они исследуют все пространство сцены. Находясь на ней одновременно всем составом (6 женщин, 3 мужчин), каждый артист может исполнять собственное соло.
Строгая симметрия больше не обязательна для балетной постановки.
Театр танца Гарлема
Также для балета больше не имеет значение расовая принадлежность. В 1955 году Артур Митчелл стал первым темнокожим танцором балета, получив приглашение от Баланчина присоединиться к труппе Нью-Йорк Сити балет.
Через год Митчелл занял позицию солиста, а еще через 13 лет открыл собственную компанию The Dance Theatre of Harlem, чтобы подарить возможность заниматься танцами всем детям, независимо от цвета кожи.
Dance Theater of Harlem. Фото hivesociety.com |
Сегодня Театр танца Гарлема – одна из самых успешных независимых трупп: они были первыми иностранцами, кто приехал с гастролями в Россию, Китай и Южную Африку. К слову, благодаря африканским гастролям в 1992 году в репертуаре театра появился номер "South African Suite", который еще раз подчеркнул мультикультурность компании, а также ярко заявил о ее стиле.
Театр танца Гарлем – это сочетание классической хореографии с этническими мотивами и элементами шоу, что здорово перекликается с философией труппы Дуайта Родена Сomplexions Contemporary Ballet.
Сам Роден неоднократно ставил хореографию для Театра танца Гарлема, а теперь применяет их принципы и в своей работе.
Например, в проекте The Great Gatsby принимают участие танцовщики из разных стран, в том числе из американской труппы Дуайта Родена. Что насыщает постановку различной пластикой и характерами.
Полина Булат, специально для УП.Культура
Заглавное фото на странице: Herbert Migdoll, балет "In the Middle, Somewhat Elevated"