Шесть фильмов ноября: "Дикое поле", кандидат на "Оскар" от Польши и "Мэнди" с Николасом Кейджем

Шесть фильмов ноября: Дикое поле, кандидат на Оскар от Польши и Мэнди с Николасом Кейджем

Самого убеждённого ценителя массового кинематографа, шарахающегося от фестивальных лауреатов и поднимающего на смех артхаусные хиты, ноябрьский кинорепертуар порадует.

Он приглашает на экскурсию в те закоулки призрачного царства авторского кинематографа, что способны запугать и тронуть поклонников хоть Михаэля Ханеке, хоть Майкла Бэя.

С 1 ноября

"На границе миров"

Режиссёр Али Аббаси

Лента, ставшая победителем конкурса "Особый взгляд" Каннского МКФ, повествует о сотруднице таможни, обладающей даром безошибочно угадывать нарушителей, чувствуя чужой страх.

Однажды среди бедолаг с лишним литром виски в чемодане ей попадается человек, пытающийся провезти нечто куда более серьёзное.

После его ареста героиню привлекают к поиску банды педофилов, в то время как она задаётся мучительными вопросами о собственном происхождении.

Обращение к мотивам скандинавских сказаний позволяет шведскому режиссёру показать, что тревоги, владеющие аудиторией последних выпусков новостей с их репортажами о терактах и криминальной хроникой весьма схожи со страхами тех, кто некогда собирался у очагов послушать истории о колдунах и троллях.

Персонажи фильма пребывают на зыбкой границе древних мифов и современности, цивилизации и природы, коллективной ответственности и личного выбора, в том наполненном ксенофобией мире взаимных исторических обид и жажды насилия, в котором даже сказочное чудовище может превратиться в человека.

Украинская премьера ленты состоялась в рамках Киевской недели критики.

С 8 ноября

"Дикое поле"

Режиссёр Ярослав Лодыгин

В нерасторжимом сочетании скепсиса и надежды (которым предваряется выход каждой экранизации значимого и популярного литературного произведения) доля скепсиса относительно картины Ярослава Лодыгина, пожалуй, существенно выше.

"Ворошиловград" Сергея Жадана иным его поклонникам вообще представляется произведением, решительно не подходящим для экранизации ввиду своей поэтичности, того особого единства жёсткого реализма, натуралистического изображения быта и пронизанной духом древнего эпоса фантасмагории, которое удавалось лишь классикам украинского поэтического кино (и то совсем немногим) и было безнадёжно утрачено их подражателями.

Сомнение вызывает и отсутствие кинематографического опыта у постановщика, известного в качестве одного из основателей радио "Аристократы", хотя, учитывая уровень большинства лент маститых отечественных режиссёров, это можно счесть как раз обнадёживающим фактором.

Между тем, Лодыгин и Жадан не преминули высказаться в том духе, что книга и фильм- разные произведения, не подлежащие сопоставлению.

Как бы то ни было, сюжет ленты, сценарий которой был написан едва ли не наиболее авторитетным украинским драматургом Натальей Ворожбит, аналогичен первоисточнику.

Молодой человек по имени Герман возвращается в родной городок на Донбассе, чтобы, после исчезновения брата, принять во владение семейную бензоколонку, на которую положил глаз местный криминалитет.

Исход противостояния кажется заранее предрешённым, однако Герману удаётся сплотить вокруг бензоколонки, словно вокруг дилижанса в индейско-разбойничьей прерии, достаточно близких и друзей детства, готовых вступить в бой если не для того, чтобы победить, то ради утверждения своего человеческого достоинства.

"Хрусталь"

Режиссёр Дарья Жук

Режиссёрский дебют Дарьи Жук стал, вероятно, первой белорусской картиной, выходящей в относительно широкий кинорепертуар независимой Украины.

При этом фильм уже известен отечественным фестивальным завсегдатаям – участие в конкурсе Одесского кинофестиваля принесло "Хрусталю" "Золотой Дюк", присуждаемый по результатам конкурса зрительских симпатий.

Подобно крупным кинематографистам советской эпохи, демонстрировавшим виртуозное владение эзоповым языком, авторы ленты представляют обескураживающий образ лукашенковской Белоруссии под видом камерной драмы, действие которой разворачивается в середине 90-х.

Якобы ещё из той, прежней невзрачной постсоветской Белоруссии, которая не успела обрести своё лицо тирании в пышных декорациях советской застойной эпохи, стремится уехать в Соединённые Штаты центральная героиня, юная уроженка Минска.

При получении американской визы в качестве контакта работодателя она указывает произвольный номер, принадлежащий хозяевам квартиры провинциального городка.

Приехав в это застрявшее в безвременье селение с его лишёнными всяких амбиций, простоватыми и вроде бы вполне приветливыми обитателями, чтобы караулить звонок из посольства, героиня попадает в своеобразный кафкианский замок, нелепое и жуткое пространство, в котором сложно освоиться и из которого почти невозможно выбраться.

"Холодная война"

Режиссёр Павел Павликовский

Польский кинематограф может служить образцовым примером для украинского в отражении исторических драм, столь сходных в истории наших стран, и сложно найти лучшее этому подтверждение, чем последние фильмы Павла Павликовского.

После картины 2013-го года "Ида", исследовавшей неудобную тему участия поляков в истреблении евреев в годы нацистской оккупации (за что этот шедевр искусства кино предсказуемо подвергся обвинениям во лжи и отсутствии достодолжного патриотизма со стороны ультраправых), Павликовский обратился к теме послевоенной жизни в Народной Польше.

Центральные персонажи "Холодной войны" – участники популярного фольклорного ансамбля, дирижер и певица, чьё существование, несмотря на профессиональную востребованность, популярность и взаимную любовь, становится всё более невыносимым по мере усиления реакции польских адептов сталинского режима.

Когда герою удаётся сбежать во время зарубежных гастролей, между возлюбленными вырастает Железный занавес, который они пытаются преодолеть, словно Пирам и Фисба свою роковую стену.

При этом, как можно понять по откликам критиков, фильм Павликовского не соответствует идеологическому мейнстриму современной Польши, поскольку его персонажи борются за личное счастье, не слишком интересуясь освобождением родной страны из-под власти иноземной тирании.

Лента получила приз за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля и стала кандидатом на соискание награды Американской киноакадемии от Польши в категории "Лучший фильм на иностранном языке", считаясь одним из фаворитов "оскаровской" гонки.

С 22 ноября

"2020. Безлюдная страна"

Режиссёр Корней Грицюк

Лента, впервые продемонстрированная на МКФ "Молодость" в рамках программы экспериментального кино "4MA", служит примером смелых жанровых исканий отечественных режиссёров.

Дебют Корнея Грицюка стал одним из первых украинских образчиков жанра мокъюментари, псевдодокументального кино, хотя создатели фильма не пытаются обмануть аудиторию, поскольку действие разворачивается в 2020-м году.

Как следует из сюжета, коловращение предшественников и преемников, успешно сваливающих друг на друга ответственность за экономический кризис и политический бардак, приводит к исходу практически всех наших сограждан в земли более счастливые.

Те немногие, что сохранили преданность родному краю, оказываются главным образом эксцентричными безумцами, что, несмотря на известную драматургическую неубедительность и неуклюжесть постановки, усиливает ощущение тревоги, предчувствие катаклизмов будущего, чьи приметы авторы картины (подобно каждому из нас) отыскивают в отечественной современности.

"Мэнди"

Режиссёр Панос Косматос

Фильм Косматоса, представленный кинематографическому сообществу на кинофестивале "Санденс" и в каннском "Двухнедельнике режиссёров" (первыми в Украине его увидели посетители "Киевской недели критики"), служит ярким свидетельством постепенного проникновения жанрового кино в истеблишмент мирового кинопроцесса.

Эта настоянная на сюжетных матрицах и стилистических приёмах хоррора 70-80-х картина повествует о чете, ставшей жертвой демонической секты, и страшной мести, следующей за злодеянием в череде поединков.

История о беспредельничающих байкерах, восставших из ада и поединках на бензопилах представлена в изысканной сновидческой манере, в которой фантазия практически неотличима от реальности.

Помимо превосходной работы художников и завораживающего музыкального сопровождения (его автором выступил выдающийся композитор Йохан Йоханнссон, скончавшийся в начале года), среди главных достоинств ленты следует отметить исполнение главной роли Николасом Кейджем, сумевшим создать образ парадоксально забавный, пугающий и пронзительно трогательный.

Александр Гусев, кинокритик, специально для УП.Жизнь

Реклама:

Головне сьогодні