Помимо праздников. Концерты в марте

По-французски vs по-московски

В один и тот же вечер 4 марта в равной степени интригуют двое из "молодых, да ранних".

Французский виолончелист Ксавье Филипс успел выступить в сотрудничестве с Мстиславом Ростроповичем, который как дирижер, конечно же, ценил солистов своей первой музыкальной профессии, но и трепетали они перед ним как перед суровым судией. У мсье Филипса хорошее взаимопонимание с дирижерами, вызвучивающими в музыке славянскую душевность. Он играл с "Виртуозами Москвы" Владимира Спивакова, а в Киеве выступит с филармоническим оркестром под управлением Николая Дядюры, который, в свою очередь, питает теплые чувства к французской музыке. Прозвучат Первый виолончельный концерт Сен-Санса, Балетная музыка из оперы !Иродиада" Массне, а также Пятая симфония Прокофьева.

В этот же вечер в ЦКИ Авиационного университета - не прошло и года - снова балагурит Музыкальный коллектив Петра Налича. Мнение о его артистизме, вокале и уникальном сценическом "я" выражается овациями. Но еще можно спорить, кто Налич в первую очередь - лиричный циник или циничный лирик, и сколько лет этот брошенный мальчик будет хорохориться искренне, прежде чем переродится в шоубиз. Впрочем, песенный герой Налича из тех, кем можно быть долго, до седины в бороду.

Музыкальный коллектив Петра Налича. Фото с сайта коллектива

Проверенный бренд

ВІДЕО ДНЯ

Джазовый оркестр "The World Famous Glenn Miller Orchestra" под управлением Уилла Салдена у нас уже не впервые, но это как дегустировать виски, удостоверяясь, что он хорош и верен вашим ожиданиям. Мемориальный оркестр Гленна Миллера держит марку железно, как это делал сам Миллер, сделавший ставку не на звезд, а на выносливых и дисциплинированных профи, не лезущих в солисты, зато умеющих играть в унисон одинаковым тембром.

Миллер писал для своих тромбонистов, трубачей, саксофонистов выигрышные яркие аранжировки, заводил драйв и держал темп. Его "Moonlight Serenade", "Don't Sit Under The Apple Tree", "Pennsylvania 6-5000" и другие композиции 70 лет назад были хитами, а теперь стали шедеврами - при условии, что их играют именно в оригинальных миллеровских оркестровках. Германский оркестр именно так и поступает. Слушайте 5 марта во дворце "Украина".

Джазовый оркестр "The World Famous Glenn Miller Orchestra". Фото 1001bilet.com.u

Сверхновый Шопен

11 марта - еще один вечер, когда придется выбирать между двумя замечательными концертами. В культурно-образовательном центре "Мастер Класс" (недалеко от Печерской лавры) выступает камерный ансамбль "Nostri Temporis", прославившийся соединением интеллектуального подхода с проникновением в самую музыкальную суть как классических вещей, так и композиторских новшеств.

Классика потому и классика, что порождает отзвуки в следующих поколениях музыкантов, которым есть что сказать на эти темы преобразованным языком. Герой дня - Шопен: его цикл из 24-х фортепианных прелюдий исполняет львовский пианист Данила Саенко, а "Nostri Temporis" играет свободные переложения этих пьес, написанные 24 молодыми композиторами из Украины, Польши, России и Беларуси.

Камерный ансамбль "Nostri Temporis". Фото forumclassic.org.ua

Волков & Федоров

В Доме офицеров 12 марта состоится урок музыкального индепенденса от Леонида Федорова, который каждый раз перерастает самого себя, и Владимира Волкова, которого каждый раз хватает на них обоих, еще и с огромным запасом.

Концерт презентует новую пластинку Волкова-Федорова "Вольфганг" (без намеков на Моцарта): с музыкой к театральному спектаклю Алексея Аграновича "Каменный гость" и к мультфильму Светланы Зуевой "Тетушка Крапива", с песнями обычного толка и большими вещами на тексты Дмитрия Озерского ("АукцЫон"), с мироощущением и интонациями матерых человечищ, которым многое нипочем. Поскольку они мудры в верности своему нутряному чутью, внутреннему голосу, глубокому донному эхо. Для удобства слушательского погружения и выныривания в альбоме "Вольфганг" есть пролог и эпилог, а в концерте запланированы старые добрые хиты.

Владимир Волков и Леонид Федоров. фото uajazz.com

Шесть голосов и микшерский пульт

13 марта в Национальной музыкальной академии (по-старому, консерватории) со свежей программой "Mystery" выступает акапельная группа "Камерата" из Минска. Нечто таинственное присуще "Камерате" как будто от природы: три певицы и трое певцов голосами выстраивают большое пространство и наполняют его дышащей жизнью, пульсирующей любовью, красотой, к которой хочется прислушиваться жадно и благодарно. Новая программа чем-то сродни трансовому путешествию заодно с дыханием Вселенной.

Акапельная группа "Камерата". Фото uajazz.com

Вот так семейство!

Будьте внимательны к календарю: Одесса - 12 марта, Днепропетровск - 14-е, Харьков - 15-е и Киев - 17-е, опять же в Национальной музыкальной академии, которая мало-помалу стала главной джазовой площадкой столицы. Ансамбль "Carling Family" - действительно семья, притом, шутки в сторону, семья шведская, из Гетеборга. В джазе этот семейный диксиленд без малого 30 лет.

Они обожают игривую, чуточку гротесковую манеру довоенного эстрадного джаза малых составов, похожую на варьете с забавными музыкальными сценками, и специально изучали тогдашние приемы сольной импровизации и ансамблевой игры. В их арсенале тромбоны, кларнеты, труба, скрипка и аккордеон - европейский эквивалент диксилендовского банджо. Родители Ханс и Айна играют на басах, дети Герд, Гунильд, Макс и Ульф - на том, что повиртуознее. Макс к тому же преподаватель циркового искусства и руководитель Шведского национального музея цирка, а Гунильд - арфистка и певица с консерваторским дипломом, степистка, дирижер и исполнительница на полудюжине дополнительных инструментов. Им всем определенно повезло друг с другом, а нам - познакомиься с ними.

Ведущий концерта - Алексей Коган

Ансамбль "Carling Family". Фото myradio.ua

Температура кипения

Фламенко в версии авторского театра великолепной танцовщицы Ла Лупи из Малаги - скорее театр, нежели концерт, а это значит, что нам покажут не подборку номеров, а полноценный музыкальный спектакль. Он называется "Истоки" и посвящен трансформации древних музыкальных, вокальных, хореографических корней фламенко в современную пластику. Танцуют Ла лупи, Кармен Камахо и Антонио Лопес (ждите темпераментных сюжетов о треугольниках любви, жизни и смерти), из музыкантов - гитарист, барабанщик и два певца-кантаора. 18 марта, на сцене Театра им. Франко.

Перелистывая Листа

Музыка Ференца Листа будет звучать весь год - он родился в 1811-м. Громогласные и сверхвиртуозные листовские этюды и рапсодии - обязательная программа в обучении на рояле, и этих пьес мы еще наслушаемся, а вот страстные и насыщенные оркестровые партитуры Листа звучат у нас лишь от случая к случаю. Возможно, программа из двух симфонических поэм ("Мазепа" и "Прелюды") и обоих концертов для фортепиано с оркестром - самое большее, что способен вместить один листовский вечер в филармонии. Солист - изысканный венгерский пианист Дьордь Оравец, за пультом фикестра Национальной филармонии Украины - Николай Дядюра. Концерт состоится 19 марта.

И медные трубы

Замечательный повод зайти наконец в Дом органной и камерной музыки - 30-летие этой концертной организации, в штате которой замечательные органисты, певцы, инструменталисты и свой оркестр с хором - Ансамбль классической музыки им. Лятошинского. А также собственно орган, двухэтажное орудие, занимающее половину сцены (она же алтарь костела). А это почти 4000 труб - огромных и тоненьких, цилиндрических из разных сплавов и квадратных из дерева. То есть невообразимое множество голосовых и тембровых комбинаций. Потому на нашем органе можно играть музыку всех стран и времен - особенно последних пяти веков.

Все это пройдет парадом на гала-концерте солистов и коллективов Органного дома 19 марта. Концерт большой, он даже начнется раньше обычного - в 17:00. Тут вы сможете разобраться, какую музыку и каких исполнителей приходить слушать в следующие разы.

Ансамбль классической музыки им. Лятошинского. Фото organhall.kiev.ua

Джаз в Черкассах

Пропустить XXIII международный фестиваль "Черкасские джазовые дни" было бы жалко. В два вечера, 21 и 22 марта, здесь сыграют септет Андрея Арнаутова и Кеме Мерилен (Камерун - Украина - США), Фило Мачадо и "Sounds Of Brazil" из Бразильского Сан-Пауло и пять замечательных украинских джазовых проектов, включая фанк-фьюжн Cherkasy Jazz Quintet джазового пианиста и клавишника Сергея Крашенинникова. На десерт - джем.

Парле ву франсе?

Закрывая Неделю Франкофонии в Украине, Французский культурный центр приглашает на слух убедиться в единстве французской речи и французской музыки. 22 марта в филармонии исполняют Клода Дебюсси - оркестровую рапсодию "Весна" и знаменитый прелюд "Послеполуденный отдых фавна" - и Игоря Стравинского, а именно написанную в Париже в 1934 году ораторию-балет "Персефона".

Этот музыкальный спектакль о похищении, подземном заточении и возвращении на землю греческой богини весны, дочери богини плодородия, оказался триумфальным: танцевала Ида Рубинштейн, оркестр неистовствовал, чтецы и тенора-солисты удваивали славу поэта Андре Жида, автора текста этой оратории. Спустя три десятилетия Стравинский сам дирижировал записями "Персефоны" уже в Америке.

Она прекрасно слушается и без балета, как мелодрама в трех частях. Именно так, в концертном исполнении, "Персефону" представят Национальный симфонический оркестр Украины, хоровая капелла "Думка", детский хор "Щедрик", солисты Сергей Бортник (тенор) и Татьяна Филипенко (художественное слово) и дирижер Владимир Сиренко.

А в это время в Хмельницком...

22 марта в Областной филармонии стартует Международный фестиваль камерной музыки "Хмельницкий камер фест". Его концерты - отборная классика для небольших исполнительских составов - продлятся ровно четыре недели.

Перед вами гений

Бородатый 75-летний композитор Арво Пярт, за которого музыкальный мир благодарит Эстонию, принял приглашение дирижера Романа Кофмана приехать на авторский концерт, который состоится 25 марта в Национальной филармонии Украины в рамках цикла "Великие имена". У Пярта настолько всеобъемлющая и ненавязчивая философия и настолько детальное внимание к музыкальной субстанции, что уместно объяснять его музыку не в "измах", а в ощущениях чистоты, света, истинности.

Арво Пярт. Фото postludium.ucoz.ua

Эта музыка - оркестровая и камерная, с голосами и без - не всегда нравится и понимается с первого знакомства. Но что-то в ней есть такое, что вы к ней возвращаетесь еще и еще, а потом оказывается, что о некоторых сочинениях можете говорить только затаив дыхание, чтобы не спугнуть особенное, невероятно ценное состояние души.

Во многих сочинениях Пярта участвует хор. В этом концерте - конкретно киевский хор "Кредо", который стоит слушать не только из-за Пярта, а просто затем, чтобы знать, что такое по-настоящему хороший хор.

Маэстро на все жанры

Опера? Или симфония? Или даже балет? 26 марта в оперном театре, а 30 марта - в Национальной филармонии состоятся разные (!) концерты в честь замечательного дирижера Владимира Кожухаря, главного дирижера Национальной оперы Украины. Именно он отвечает за музыкальную часть львиной доли оперного и балетного репертуара, ораториальные постановки и оркестровые концерты: это Верди и Гуно, Чайковский и Глазунов, Шостакович и Лысенко.

В родном театре маэстро Кожухарь, как обычно, зайдет в оркестровую яму - а со сцены его поприветствуют все подразделения труппы: и певцы, и танцовщики, и хор. В филармоническом концерте Кожухарь будет весь на виду, за пультом Национального симфонического оркестра, с которым исполнит "поэму экстаза" Скрябина, Сюиту №2 из музыки к балету "Дафнис и Хлоя" Равеля и фрагменты из веселой оперы "Золушка" Россини - здесь приглашенными гостями будут солисты Национальной оперы.

Реклама:

Головне сьогодні