У Пинчука раздали призы кураторских симпатий. Фото

9 декабря в "Арене" прошла церемония вручения премий PinchukArtCentre, которая присуждается молодым украинским художникам в возрасте до 35 лет.

Всего разыгрывалось 4 приза – Главная Премия в размере 100 тысяч гривен, две Специальные Премии по 25 тысяч гривен и приз зрительских симпатий в размере 10 тысяч гривен. Помимо денежного вознаграждения, победители Премии получают также возможность месячной стажировки в мастерских известных международных художников.

Никита Шаленный, Сергей Радкевич, Никита Кадан и Жанна Кадырова, лауреаты Премии PinchukArtCentre 2011

Если бы букмекерские конторы Украины принимали ставки на результат пинчуковской премии, то неплохо заработать в этом году имели бы шанс не только победившие художники. У конкурса не было одного или даже нескольких фаворитов; в этом году он получился очень разнообразным, очень сильным, очень богатым на "темных лошадок", никому не известных ранее молодых художников, представивших интересные профессиональные проекты.

Единственным более-менее предсказуемым стал приз зрительских симпатий, доставшийся Никите Шаленному за его очень яркий, очень кичевый и очень неглубокий проект. Очередь, которая каждый день выстраивается вдоль фасада Арены и которой так гордится Виктор Пинчук, довольно четко просигнализировала, что ее эстетическим предпочтениям еще есть куда расти.

Не менее сильным и интригующим, чем состав номинантов, было и жюри конкурса, в которое вошли один из самых влиятельных кураторов и мыслителей современности Ханс-Ульрих Обрист, директор лондонской Barbican Gallery Кейт Буш, директор парижского Palais de Tokyo Марк Оливье Валер, известная российская куратор Екатерина Деготь, и два художника – Олафур Элиассон и Павел Маков. Представить себе, по каким критериям будут судить выставку такие разные и самобытные личности, было совершенно невозможно.

ВІДЕО ДНЯ

Еще большей интриги добавлял тот факт, что члены жюри должны были увидеть выставку номинантов и принять решение за один день, прямо перед церемонией. К тому же четверо из шести членов жюри имели весьма поверхностное (если не сказать, что не имели никакого) представление об украинском искусстве и о контекстах, в которых существуют разные участники конкурса и в которых возникли их работы.

Исходя из этого, можно заключить, что наибольшее влияние на принятие решения жюри имела в этом году Екатерина Деготь – с одной стороны, известный международный куратор, с другой стороны, хороший знаток и давний ценитель украинского современного искусства. Именно ее убеждения и симпатии, скорее всего, определили тот факт, что первый приз достался Никите Кадану, негласному лидеру критического, политически и социально-ориентированного течения в украинском молодом искусстве и вполне официальному лидеру художественной группы РЭП и кураторского объединения "Худсовет".

Ханс Ульрих Обрист, Никита Кадан, обладатель Главной премии PinchukArtCentre 2011, и Екатерина Деготь

Интересно, что свою речь перед объявлением имени победителя Деготь начала именно с политического высказывания, заявив, что она чрезвычайно рада находиться на этой сцене в Киеве, но гораздо больше ей хотелось бы быть в Москве, где сейчас пишется история и где люди отстаивают свое право жить в честном обществе. Эта реплика довольно прямо указала на то, что премию получит кто-то из РЭПа – группы, выросшей из стихийной мастерской, работавшей в дни Оранжевой революции в стенах Центра Современного Искусства при Киево-Могилянской Академии.

Таким образом, круг замкнулся – куратор из страны, стоящей на пороге перемен, вручила премию художнику, творческий путь которого непосредственно связан с подобными переменами в его стране и несет на себе ощутимый отпечаток всех преимуществ и недостатков жизни в революционную эпоху. Вручая приз Кадану, Деготь в каком-то смысле совершила символический жест, выразивший веру в те процессы, которые сейчас происходят в ее стране: даже если политические плоды гражданских протестов будут ничтожными, у нас всегда остается надежда, что на этом поле битвы потом взойдут ростки нового искусства, а, следовательно, нового мышления.

Не меньшее влияние Деготь наверняка имела и на присуждение первой из Специальных премий Жанне Кадыровой, еще одной художнице, вышедшей из РЭПа. Правда, в этом случае это был скорее, что называется, "lifetime achievement award" – Жанна безусловно является самой самобытной, успешной и плодотворной художницей ее поколения, и не отметить этого в рамках такой престижной премии было бы просто несправедливо.

Вторая из Специальных премий была явно отдана на откуп международным членам жюри: в этом решении явно читается как незаангажированность (положительная сторона неосведомленности в местном контексте), так и присущая западным кураторам привычка искать национальную уникальность и идентичность в искусстве других стран. Премию получил молодой художник из Луцка Сергей Радкевич, создавший монументальную роспись в здании Бессарабского рынка.

Неизвестно, что произвело большее впечатление на иностранных кураторов: магия самой Бессарабки или абсолютно нетрендовые, а оттого очень свежие в мировом контексте византийские мотивы в работе 24-летнего украинца. Скорее всего, это было нечто третье, что уже принесло главный приз PinchukArtCentre 2009 года Артему Волокитину – та академическая школа техники живописи и композиции, которая практически совершенно вымерла на Западе и только каким-то чудом до сих пор сохранилась и живет у нас.

Трудно было не заметить если не разочарования, то, по крайней мере, отсутствия явного восторга по поводу решения жюри на лице у главного виновника события – Виктора Пинчука. Что и говорить, Артем Волокитин с его непривычной для западного зрителя живописью классического толка был максимально удобным "титульным" художником Премии. Его работы легко и бесконфликтно можно было встраивать в любую концепцию и любой контекст, будь-то экспозиция на Венецианской биеннале или выставка в самом ПАЦ, собирая при этом восторженные отзывы западных зрителей о школе, манере и традиции.

Виктор Пинчук, основатель PinchukArtCentre, и Никита Кадан, обладатель Главной премии PinchukArtCentre 2011

С Никитой Каданом такая история не пройдет. Стать новым "карманным художником" ПАЦ на международной арене ему явно не суждено – во-первых, он и сам давно уже уверенно ощущает себя на этой самой арене, во-вторых, его мировоззрение слишком радикально противоположно тем ценностям, которые проповедует ПАЦ, и самой идее современного искусства как олигархического хобби. Впрочем, только время сможет показать, способна ли его позиция пошатнуться в свете открывающихся для победителя Премии PinchukArtCentre перспектив, и способны ли плоды проснувшегося в 2004 году гражданского общества вызреть на поле, окучиваемом мотыгой крупного капитала.

Реклама:

Головне сьогодні