Українська правда

Преступление и наказание

6 грудня 2013, 15:05

К чести украинских киноманов, революционные события серьёзно ударили по столичному прокату - сеансы отменяются один за другим, поскольку киевляне предпочитают кинотеатрам Майдан. "Олдбоя" я смог посмотреть со второго раза - на вечернем показе в кинотеатре "Киев" удалось собрать пять человек, необходимых для проведения сеанса, лишь благодаря девушке, пришедшей на "Советника", которого должны были показать в соседнем зале, но вынужденной присоединиться к зрителям римейка корейского фильма, так как других желающих смотреть "Советника" не нашлось.

И всё же новые картины украинского проката могут увлечь не только наших аполитичных сограждан, но и самых активных участников построения гражданского общества, для которых кинематографический антракт может стать хорошей возможностью согреться.

С 5 декабря на украинских экранах демонстрируются: триллер"Олдбой" Спайка Ли и драма "Капитан Филлипс" Пола Гринграсса.

Олдбой/Oldboy

Режиссёр: Спайк Ли

В ролях: Джош Бролин, Элизабет Олсен, Шарлто Копли, Сэмюэл Л. Джексон, Майкл Империоли,  Пом Клементьефф, Джеймс Рэнсон

Жанр: триллер
Страна: США

Можно сказать, что фильм одного из наиболее значимых южнокорейских режиссёров Пака Чхан-ука "Олдбой" привлёк внимание американских кинематографистов ещё на Каннском МКФ 2003-го года - Квентин Тарантино, возглавивший жюри, отзывался о ленте как о подлинном шедевре и добивался присуждения ей Золотой пальмовой ветви, но по итогам голосования "Олдбой" получил вторую по значимости награду, Гран-при фестиваля.

Американский римейк, права на который были приобретены в 2008-м, превратился в долгострой после того, как Стивен Спилберг, изначально заявленный в качестве режиссёра, отказался от постановки. Проект удалось реализовать, когда режиссёрское кресло занял другой выдающийся американский режиссёр, Спайк Ли, а автором драматургического переложения этой современной городской сказки выступил Марк Протосевич, известный по адаптации фантастических историй наподобие лент "Я - легенда" и "Тор" (как выразились бы многие поклонники романа Ричарда Матисона и скандинавской мифологии, "печально известный").

 

Сюжет первоисточника почти не претерпел изменений. Героя, эгоистичного и беспечного яппи, похищают и запирают в спальне с ванной комнатой. Попытки узника выяснить, что нужно похитителям, как долго его намерены держать в заточении и за что, в конце концов, его подвергли столь суровому наказанию, остаются безуспешными- неизвестные тюремщики хранят молчание. Единственным источником информации об окружающем мире- и единственной компанией, - оказывается для героя телевизор.

Из него он узнаёт не только о политических и социальных ураганах, сотрясающих планету, но и о гибели бывшей жены, виновником которой объявляют его, а также о судьбе осиротевшей дочери. Охваченный лютой жаждой мести, он готовится ко встрече с врагом - составляет списки подозреваемых из числа жестоко обиженных им людей, тренирует тело и учится драться по спортивным программам и кунг-фу боевикам, ковыряет кирпичную стену. Но в один прекрасный день- после двадцатилетнего заключения- просыпается в чистом поле, побритый и вымытый, в новой одежде, с небольшой суммой денег и телефоном, по которому вскоре с ним свяжется неведомый недруг, который, похоже, наконец собирается раскрыть герою причину его невзгод или готовит для него новое, ещё горшее испытание.

 

Словно древнегреческие трагедии, где истоки зла теряются в глубине веков, а его следствия неизбежно разрушают судьбы всё новых поколений, "Олдбой" показывает месть как неразделимое сплетение греха и воздаяния, в котором невозможно отыскать первого виновного и невозможно покарать последнего, поскольку осуществляющий кару сам превращается в жестокосердного преступника. Выйти из этого порочного круга можно лишь благодаря раскаянию и смирению, однако мало кто способен ради труднодостижимого душевного мира, даруемого всепрощением, оставить призрачные попытки усладить себя мщением. Копаясь в своём прошлом в поисках таинственного обидчика, герой, подобно царю Эдипу, вынужден узнавать много горькой правды о себе самом, однако его история со всеми его проступками и понесёнными обидами оказывается лишь звеньями в длинной цепи злодеяний и расплат.

Кафкианский образ частной тюрьмы, в которую заточают героя - и в которой, как впоследствии выясняется, он был далеко не единственным заключённым - выступает символом Ада, где грешник оказывается наедине с собственной совестью, вынужденный в одиночестве разбираться, в чём он виноват (и, как показывают авторы, не способный осознать свою вину самостоятельно). Вместе с тем это узилище является и чем-то вроде искусственной "пещеры Платона", крошечного мирка, где человек принимает за объективную реальность, от которой он отрезан, её обрывочные и фальсифицированные фрагменты. Даже выйдя из своей одиночной камеры, герой "Олдбоя" в действительности не покидает тщательного выстроенного, сконструированного его неизвестным недоброжелателем пространства,  где оказывается беззащитным объектом манипуляции.

 

Спайк Ли, художник с активной гражданской позицией и вечный оппозиционер, не мог обойтись без политических намёков- вынуждая своего томящегося в заключении героя узнавать о новейшей истории США из репортажей об 11-м сентября и президентских речей, он даёт понять, что и простой американец в своих представлениях о мире является жертвой тотальной мистификации. Но, к сожалению, в целом Ли оказывается не способен преодолеть сопротивление материала, с которым ему приходится имеет дело. Сюжет корейской картины, вырванный из самобытного, фантасмагорического мира Пака Чхан-ука и рассказанный привычными для Ли средствами социальной драмы, кажется не просто причудливым, но диким, откровенно нелогичным. Зрителю не даёт покоя вопрос, при просмотре корейского "Олдбоя" совершенно неуместный ввиду очевидной условности происходящего: "Куда запропастилась полиция?"

В этом реалистичном антураже все попытки авторов римейка выстроить собственную образную систему терпят неудачу, наподобие довольно нелепого образа восточной девушки-приманки, заманившей героя в ловушку и вновь выступающей в качестве блуждающего огонька 20 лет спустя, совершенно не изменившись. А присущее первоисточнику сочетание шокирующих сцен насилия и отчаянного лиризма заставляет создателей нового "Олдбоя" сплошь и рядом грешить против хорошего вкуса, то ударяясь в мелодраму, то добавляя в парад жестокостей совсем уж невменяемые эпизоды вроде сцены с белой крысой, настолько превышающей эмоциональный болевой порог, что после неё самые натуралистичные членовредительства воспринимаются, как фарс.

Оценка фильма 3 из 5

Капитан Филлипс/Captain Phillips

Режиссёр: Пол Гринграсс
В ролях: Том Хэнкс, Баркхад Абди, Баркхад Абдирахман, Файсал Ахмед, Махат М. Али, Майкл Чернус, Кэтрин Кинер, Дэвид Уоршофски

Жанр: драма
Страна: США

"Капитан Филлипс" - ещё одна история о похищении, разворачивающаяся на этот раз не в координатах притчи, а во воплне достоверном пространстве перенесения на экран "реальных событий". Фильм поставлен по книге "Долг капитана: сомалийские пираты, морские котики и опасные дни в море", написанной Ричардом Филипсом, одним из главных участников этой этапной в новейшей истории морского разбоя драме.  Именно произошедший в 2009-м году захват судна Филиппса "Маэрск Алабама" позволил добиться изменений в международном законодательстве, прежде запрещавшем перевозить на гражданских суднах оружие, в результате чего моряки в случае нападения пиратов оказывались совершенно беззащитными.

 

Британский постановщик Пол Гринграсс получил известность благодаря картинам, весьма реалистично отображавшим трагедии недавнего прошлого - "Кровавому воскресенью" о жестоком разгоне британскими солдатами мирной демонстрации ирландских сепаратистов и "Потерянному рейсу" об 11-м сентября. Несмотря на гораздо больший производственный размах своей новой картины, Гринграсс остался верен своей режиссёрской манере - изобилуя захватывающими экшн-сценами, "Капитан Филлипс" стал в первую очередь драмой характеров с хорошо обрисованным социальным фоном.

Американское судно, захваченное сомалийскими пиратами, оказывается местом пересечения двух миров, чуждых друг другу, практически несхожих. Их характерными предствителями являются главные участники конфликта- капитан судна "Маэрск Алабама" Филлипс и предводитель пиратской артели Муса, чьи образы замечательно воплощены Томом Хэнксом и дебютантом, американцем сомалийского происхождения Баркхадом Абди.

 

Трагизм происходящего заключается в том, что Муса и его люди вовсе не являются отпетыми негодями, они лишь поставлены вследствие исторических катаклизмов, разрушивших их страну, за пределы привычной шкалы ценностей. Простые рыбаки из Сомали, в ходе кровопролитной гражданской войны фактически прекратившей существование и распавшейся на множество самопровозглашённых государств и клановых союзов, они больше не могут обеспечить своё существование привычным ремеслом, не в последнюю очередь благодаря деятельности международных компаний, ведущих ничем не контролирумый рыболовецкий промысел у сомалийского побережья и отравивших его воды сбросом токсических отходов. Нападения на иностранные суда воспринимаются ими как справедливое возмездие за нанесённый ущерб и единственная возможность выжить.

 

В отличие от противников, обитателей постапокалиптического мира, возникшего на руинах их родины, которым нечего терять и нечем дорожить, капитан Филлипс- гражданин благополучного государства, заботящегося о своих гражданах, как сам Филлипс заботится о членах своей команды. Так же, как Муса не является злодеем, Филлипс не является прирождённым героем, просто всякий раз, даже полуживой от страха и волнения, он оказывается способным сделать правильный выбор, готовым, если потребуется, спасти своих людей  ценою собственной жизни- в ценности которой не сомневается не только экипаж "Алабамы", но и американские военно-морские силы, спешащие на подмогу.

 

При этом Филлипс способен понять, признать и ценность жизни своих врагов, увидеть в людях, захвативших его в плен, доведённых до отчаяния пленников обстоятельств, независящих от их воли, увидеть человеческую личность, её достоинство и право на лучшую жизнь в размахивающем "калашниковым" дикаре. "Есть ведь и другие способы заработать, помимо грабежей и похищений", -говорит он Мусе и получает в ответ снисходтельное: "В Америке- возможно".

Оценка фильма 4 из 5

Также в прокате комедия "Гийом, мальчики, к столу!" Гийома Гальена, ставшая обладателем Приза зрительских симпатий последней "Молодости", получив исключительно высокую среднюю оценку в 4,79 балла, несмотря на изрядно провокационную тему, способную заставить плеваться ядовитой слюной господ, украсивших наши улицы баннерами о кошмарах евросоюзного гомосексуализма. Герой этой автобиографической ленты страдает от кризиса сексуальной самоидентификации, мечтая быть похожим на обожаемую мать.

В столичном "Киеве" на этих выходных пройдёт фестиваль "Дни кино Финляндии", адресованный - что случается в наше время огорчительно редко - самым юным поклонникам кино. Программа состоит из игровой картины "Элла и её друзья", сюжет которой строится вокруг закрытия школы ради строительства трека гонок "Формулы один" (маленькие герои фильма, вместо того, чтобы радоваться отмене школьных будней, вступают в отважную борьбу за своё учебное заведение), и двух анимационных лент, посвященных Санта Клаусу- "Секретной миссии Санты" о поисках злоумышленников, ограбивших Рождественского Деда, и "Нико-2" об оленёнке, пытающемуся расположить к себе Санта Клауса.

Фото Kinopoisk.ru