Українська правда

Кинопремьеры недели: 16 разгневанных коллег

3 жовтня 2014, 11:38

Со 2 октября на украинских экранах демонстрируются: драма "Два дня, одна ночь" братьев Дарденн и триллер "Исчезнувшая" Дэйвида Финчера.

Также продолжается фестиваль "Неделя украинского кино в поддержку Олега Сенцова".

Два дня, одна ночь / Deux jours, une nuit

Режиссёры:  Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
В ролях: Марион Котийяр, Фабрицио Ронджоне, Пили Груан, Саймон Кодри, Катрин Сале, Батисте Сорнен, Ален Элуа, Мириам Акеддиу, Фабьен Шаша, Тимур Магомедгаджиев
Жанр: драма
Страна: Бельгия-Франция-Италия

В свете скандальной истории с выдвижением отечественной картины на соискание "Оскара" нашим зрителям, вероятно, будет любопытно ознакомиться с кандидатами от других стран и составить собственное представление, какой из соперничающих фильмов больше соответствует общемировой практике - "Поводырь" или "Племя".

Новая лента выдающихся бельгийских режиссёров братьев Дарденн, выдвинутая на "Оскар" от Бельгии, стала, кажется, первым таким фильмом, выпущенным в украинский кинопрокат.

На небольшом предприятии проводится оптимизация рабочего процесса. Сотрудникам предлагают выбрать меньшее из двух зол - отказаться от премии в тысячу евро каждому или согласиться на увольнение молодой женщины Сандры, недавно вернувшейся на работу после затяжной болезни, ведь, как стало понятно во время её продолжительного отсутствия, увеличив рабочий день, оставшиеся могут обходиться и без неё.

Тут і далі фото kino-teatr.ua

Оказавшись перед выбором между "работой для Сандры" и "премией для меня", 14 человек из 16-ти предпочитают последнее.

Узнав о результате голосования, Сандра, чья болезнь, по всей вероятности, носила характер душевного расстройства, готова погрузиться в пучину депрессии. Однако супруг заставляет её собраться и вступить в борьбу за своё место. Сандре удаётся уговорить начальника назначить новое голосование, и теперь у неё есть два дня, чтобы встретиться с теми, кто согласился взять тысячу евро за то, чтобы её выбросили на улицу, и убедить их изменить решение.

Но для коллег Сандры премия отнюдь не является чем-то лишним - деньги необходимы им для оплаты обучения старшей дочери, или на обустройство веранды в доме, который никак не удаётся достроить, или для приобретения холодильника, телевизора и посуды в новую квартиру, где с новым возлюбленным начнётся новая жизнь.

К тому же, как вполне справедливо отмечают собеседники героини, вовсе не кому-либо из них, а руководству, спорить с которым, как известно, бессмысленно, принадлежала идея этого аморального по своей сути голосования, да и решение по нему было общим.

 

И всё же для кого-то из тех, с кем встречается Сандра, находится нечто, что не позволяет отказать ей в просьбе - и героиня, в которой надежда и сила воли борются с желанием вернуться в спальню, задёрнуть шторы и выпить упаковку снотворного, продолжает свой обход.

Лента братьев Дарденн является практически совершенным примером сплетения психологического и социального, частного и общественного, злободневного и вневременного. Это объединение "звёздного неба надо мной и морального закона внутри меня" лучше всего выражено в центральном образе.

В течение двух суток Сандра заново выстраивает отношения с окружающими и со своим мужем (зритель, лишь постепенно осознающий подлинный характер чувств, испытываемых супругами друг к другу, то ненавидит его за жёсткость, с которой тот вынуждает жену раз за разом переживать обиды и унижения, то сочувствует этому человеку, терпеливо поддерживающему психически неуравновешенную женщину).

 

И, главное, героиня, на чьё увольнение, несмотря на все профессиональные и дружеские связи, соглашаются товарищи по отделу, переживает острый кризис самоидентификации. В напряжённых диалогах с коллегами и супругом она переосмысливает своё место в мире, отношение к людям и к себе самой.

Сюжет повествования словно заставляет по-новому взглянуть на соответствие демократии и рыночной экономики - вроде бы главных достижений цивилизации, - базовым человеческим ценностям, ведь случившееся с Сандрой нисколько не противоречит ни свободному волеизъявлению личности и власти большинства, ни разумному ведению дел и может с полным основанием быть объяснено как необходимая жертва во имя общественного прогресса и благополучия более трудоспособных и жизнестойких.

В поведении коллег героини также нетрудно увидеть намёк на глубокую обеспокоенность европейских государств теми призывами о помощи, которые раздаются со стороны Украины - разумеется, каждое из них сочувствует бедственному положению украинских граждан, но в своих решениях оно вынуждено прежде всего учитывать интересы собственных.

Но поднимаемые вопросы по сути не имеют отношения ни к актуальной политической ситуации, ни к особенностям того или иного государственного строя (к слову, своей проблематикой фильм Дарденнов во многом схож с "Гаражом" Рязанова).

 

Попытка списать несправедливость, жертвой которой стала героиня, на недостаток некой политической или экономической модели ничуть не убедительнее тех оправданий, которые приводят начальники Сандры, перекладывающие ответственность за непопулярное решение на коллектив, или её коллеги, прикрывающиеся самоуправством начальников и мнением большинства.

Фильм словно подвергает сомнению само существование коллективной ответственности, противопоставляя ему личный выбор каждого из нас- следовать личным представлениям о Добре и Зле или поступать вопреки им, подыскав удобное оправдание. Братья Дарденн и замечательный актёрский состав их ленты показывают, что, чем труднее этот выбор, чем тяжелее последствия, которыми он грозит, тем полнее мы можем осознать себя, оказавшись наедине с собственными убеждениями и собственной совестью.

Об этом хорошо известно отечественным гражданским активистам, правозащитникам и волонтёрам, всем тем, кто отдаёт свои силы, свои средства и своё время, кто рискует своей жизнью ради тех, кто для пассивного большинства и самого правительства является таким 17-м "лишним".

Оценка фильма 5 из 5

Исчезнувшая / Gone Girl

Режиссёр: Дэйвид Финчер 
В ролях: Бен Аффлек, Розамунд Пайк, Нил Патрик Харрис, Ким Диккенс, Эмили Ратажовски, Тайлер Пэрри, Патрик Фьюджит
Жанр: триллер
Страна: США

Вначале картины главный герой сообщает, что хотел бы разбить хорошенький череп своей жены и посмотреть, что там внутри- дескать, вид её разбрызганных мозгов поможет понять истоки проблем их семейной жизни. Поэтому, когда супруга исчезает аккурат в день празднования их пятилетнего юбилея, проницательный зритель начинает подозревать героя в нехорошем ещё до того, как полиция предъявляет ему официальное обвинение.

Впрочем, быть может, не проницательный зритель, а доверчивый, верящий в первое объяснение, которое ему подсовывают? Или же создатели фильма, манипулируя ожиданиями публики, делают излишне, подозрительно очевидным то, что соответствует действительности?

Если не ошибаюсь, рекламная кампания "Психо" Альфреда Хичкока шла под девизом: "Не разболтайте наш финал- он у нас один!" Примерно об этом же просят критиков на пресс-показах "Исчезнувшей". Но задача пишущих о новой работе Финчера осложняется тем, что в этой картине пускай не финал, но - кульминация событий, которую не стоит разбалтывать, не одна, а несколько (среди них есть как вполне предсказуемые, так и совершенно неожиданные).

И первая наступает за полтора часа до финальных титров 149-минутного фильма.

 

При этом, преодолевая самые острые сюжетные повороты, повествование не просто заставляет аудиторию по-новому взглянуть на предшествовавшие события, но и словно меняет свой жанр.

Первая часть ленты, в которой поиски супруги перемежаются с ретроспекциями, повествующими о взаимоотношениях героев, об их любовном романе, казавшемся поначалу идеальным, выдержана в манере вполне заурядной семейной драмы, наполненной справедливыми, но не слишком выразительными замечаниями о том, что, при всей искренности чувств, мы практически не способны понять даже самых близких людей, и уж тем более - тех, кто неплохо умеет казаться не совсем тем, кем является.

 

Зрителя будто подготавливают к тому, что сплетающиеся в узел любовно-бытовые конфликты будут разрублены преступным ударом.

Вместо этого узел со всеми причинно-следственными связями попросту отбрасывают за ненадобностью: добросовестно выстраивавшаяся психологическая обусловленность, драматургия характеров теряет смысл, поскольку единственной причиной преступления оказывается психическое расстройство, чудовищное безумие - пускай в нём, по выражению Полония, и есть последовательность.

 

Происходящее утрачивает всякое правдоподобие, оборачивается жёстким и изысканным триллером, в котором мастерски обыгрываются мотивы классических нуаров, произведений Хичкока и фильмов о прирождённых убийцах наподобие "Основного инстинкта".

Это весьма занятное, но всё же несколько затянутое произведение восхищает своей затейливостью и высмеиванием гендерных стереотипов, оставаясь слишком выверенным, отточенным, чтобы его персонажам, которые кажутся марионетками создателей фильма, а не живыми людьми, можно было сопереживать.

 

Но в какой-то момент эта жанровая игра вдруг наполняется метафорическим значением. Драматические перипетии, через которые приходится пройти героям, предстают гротескным символом брачного союза.

"Исчезнувшая" напоминает, что брак можно сделать если и не счастливым (ведь счастье в браке представляется почти недостижимым, впрочем, как и в чём бы то ни было другом), то, во всяком случае, по-настоящему нерушимым лишь благодаря взаимным компромиссам и жертвам- причём столь кровавых в заурядной семейной жизни, благодарение Небу, обычно не требуется.

Оценка фильма 3,5 из 5

Фестиваль "Неделя украинского кино в поддержку Олега Сенцова", с большим успехом состоявшийся в столичной "Кинопанораме", проходит в городах Западной Украины. Со 2-го октября показы идут в Ивано-Франковске, вслед за этим фестиваль переместится в Ровно, Луцк, Ужгород и Львов.

Напомним, что "Неделю" составили шесть отечественных картин: "Гамер" Олега Сенцова (дублированная на украинский версия), "Молитва за гетмана Мазепу" Юрия Ильенко (прежде не показывавшаяся авторская версия), "Истальгия" Дарьи Онищенко, "Трубач" Анатолия Матешко, "Параджанов" Елены Фетисовой и Сержа Аведикяна и альманах документальных короткометражек группы Вавилон’13.

Средства, собранные от продажи билетов, будут переданы семье режиссёра, удерживаемого в застенках путинской опричнины.

Организаторы цитируют обращение Сенцова: "Я очень благодарен всем, кто меня поддерживает, постоянно чувствую поддержку. Я мысленно с ними в нашей борьбе за свободу".