Українська правда

Обгоревшие камни и расписанные каски: можно ли музеефицировать Майдан

20 листопада 2015, 14:00

Друга річниця початку Майдану або Революції Гідності - не лише дата для пам’яті та святкування. Два роки видаються достатньою дистанцією для того, аби почати осмислювати і те, що сталось із країною під час і після героїчних і трагічних подій зими 2013-2014 року, і те, що відбулося по тому.

Майдан - і дуже безпосередньо, і ніби зовсім невидимо - створив, спровокував, надихнув велику кількість змін, ініціатив, процесів і явищ. Насправді їх так багато, що ми не встигаємо їх усіх побачити і зрозуміти, а відповідно - зрозуміти самих себе.

Розповідати про них УП.Культура буде у серії публікацій від листопада до лютого у спеціальному проекті #зрозумітимайдан.

Ко второй годовщине Майдана в украинский прокат выходит лента Натальи Бабинцевой "Музей "Революция". Этот фильм представлен как первое систематическое киноисследование визуальной культуры Майдана.

[L]Его главные герои — музейщики и художники, которые говорят о произошедшем с перспективы своих профессий. Однако фокус на выбранных персонажах не идет на пользу попытке показать общую визуальную картину Майдана. А сама визуальность по большей части проговаривается, а не создается посрдеством кинообразов. При хронометраже в 75 минут существенная часть фильма заполнена интервью с лирическими отступлениями, мало добавляющими к генеральной линии произведения.

Но вместе с тем авторы фильма делают очень важную попытку документации визуальной культуры Майдана и поднимают вопрос о том, возможна ли её музеефикация в принципе.

Этот фильм во многом об импульсе архивирования — желании художника (в данном случае — режиссера, искусствоведа, куратора) собирать, документировать, сохранять и интерпретировать явления, чтобы заполнить большие пробелы в знании собственной культуры.

Кадр из фильма "Музей "Революция"

Если говорить о присутствии искусства и визуальной культуры Майдана в этом фильме, зритель навряд ли узнает что-то большее, чем было написано культурологом Алисой Ложкиной в двух статьях Искусство на баррикадах: Майдан глазами украинских художников, опубликованной в журнале ART UKRAINE в феврале 2014 года.

Это был первый (и единственный) материал, который постарался охватить ключевые процессы в искусстве и визуальной культуре во время Майдана. Можно допустить, что режиссер фильма руководствовалась этим обзором. Ведь главная героиня фильма — именно Алиса, действие разворачивается вокруг её кураторских проектов и их участников, а названия разделов фильма "Новое средневековье" и "Анархисты несут искусство в массы" аппелируют к акцентам в её текстах.

Здесь стоит отметить, что фильм не является критической рефлексией на события в области визуального искусства и культуры. Это репортаж о музеефикации исторического события, что видно уже из названия фильма.

Об этом говорят в самом начале герои: один них, искусствовед Константин Акинша, монтирует c Алисой Ложкиной выставку "Я крапля в океані" в Вене, второй, Игорь Пошивайло, замдиректора Музея Гончара, демонстрирует сохраненные объекты для будущего Музея Майдана.

Однако возможно ли вообще найти способы визуальной репрезентации Майдана в музейном или выставочном пространстве? Ни произведения искусства, показанные в Künstlerhaus в Вене, ни собранные на Майдане биты с камнями не передают смысловой масштаб стихийного явления, которым был Майдан. Первые — в силу дистанции и художетсвенной рефлексии, вторые — в силу отсутствия первоначального контекста. Этот контекст является ключевым.

Когда в фильме показаны импровизированные сцены суда над бутафорским Януковичем, когда парень из Художественной сотни гордится своими наивными росписями на каске, когда новый неулыбчивый смотритель Межигорья обматывается флагом как императорской мантией — это все выглядит странно, местами дико, неуместно, от этого становится неловко.

Этому всему нужна была большая социальная канва, которая собирала бы все в общую картину и оправдывала её.

Поэтому фильм обращается к Майдану как к некому глобальному произведению искусства. Эта идея витала в воздухе с первых недель протеста.

Уже после построения первых баррикад, первых сыгранных на пианино произведений, комплектации первых складов продуктов питания в Доме Профсоюзов и многих-многих других составляющих небольшого городка в центре Киева, в художественных кругах Майдан не могли назвать иначе, чем Gesamtkunstwerk — тотальной инсталляцией, развернувшейся между тоталитарной сталинской архитектурой вокруг и потребительским торговым центром под землей.

Тотальная инсталляция — это художественное произведение, в котором все известные в истории виды искусства могут быть объединены внутри единой структуры. В революционных художетсвенных движениях ХХ века дополнительно подразумевалось коллективное участие для формирования общего блага.

В фильме, кстати, звучат отсылки к революционным событиям в России начала ХХ века и во Франции 1968 года, а в изложенном выше описании действительно можно узнать Майдан.

Однако тотальная инсталляция в этом случае остается лишь метафорой, поскольку за этим "произведением" нет никакого художника или художественого движения с определенной повесткой. И как бы нам ни хотелось уложить случившееся в искусствоведческие термины, Майдан остается социальным и культурным феноменом, рожденным спонтанной синхронизацией большого количества отдельно взятых людей.

Поэтому важно отметить, что необходимо разграничение между искусством как автономной деятельностью и визуальной культурой как неким коллективным продуктом.

В фильме эта разница не артикулируется и здесь в одном ряду оказываются расписанные каски, коктейли молотова, народные танцы, работы художников, а также несколько отдельно взятых портретов Януковича.

Кадр из фильма "Музей "Революция"

В одной из сцен Алиса гротескно описывает сутуацию со срочным вызовом группы музейщиков в Межигорье. Там самооборона обнаружила художественную коллекцию бывшего президента — в основном, дорогостоящий китч, который позднее выставлялся в Нацмузее и собирал несметные очереди.

Нотки этого гротеска сквозят и в самом фильме — в каждой сцене с отсылкой к Новому Средневековью. Здесь возникает мысль о том, что вопрос о скорой музеефикации Майдана, возможно, стоит отложить. Украинские образовательные и художественные институции пока еще проигрывают в создании грамотного наратива, в котором смогут уместиться обгоревшие камешки и тряпочки с Майдана.

И пока эти лакуны понимания собственныой культуры требуют заполнения, такие работы, как "Музей "Революция", нужны как документ времени, как фиксация образов, практик и мнений.

***

Показы фильма "Музей "Революция" в украинских кинотеатрах:

Киев – "Жовтень" – 21.11, 16:30

Харьков – "8 ½" – 21-22.11, 17:00

Днепропетровск – "Правда Кино" – 21.11, 16:00

Одесса – "Инотеатр" – 22.11, 18:00

Львов – "Коперник" – 21.11, 17:00, Дворец искусств – 22.11, 18:00

Житомир – Кинотеатр им. И. Франко – 21-22.11