Диалектика войны, обоюдоострая пропаганда и мосты дружбы
Формально выставка "Лучше, хуже, еще хуже" группы Бурлаки-Мельничука, которая продлится в Центре визуальной культуры до 27 марта, — это не столько разговор об архитектурных и инженерных проблемах или амбивалентной роли архитектора в действующей системе градостроительства, сколько краткий экскурс в историю человеческих представлений о войне и политике.
Но в отличие от предшествующих проектов группы, в которых архитектурная рамка очерчивала пространство для комментария о состоянии постсоветского общества, о последнем сложно говорить в общем, поскольку он не содержит цельную интенцию.
Это отразилось и в пространственном делении экспозиции, сложенной из двух залов: в первом представлены только работы архитектора и художника Александра Бурлаки, во втором – его коллеги Ивана Мельничука.
МОСТЫ ЛЮБВИ И НЕНАВИСТИ
В первом зале "мост" — смысловой центр, вокруг которого выстраивается вся композиция. Лейтмотивом в ней звучит вопрос: как так получилось, что из военного орудия, служившего для захвата новых территорий и установления эффективного контроля над ними, мост превратился в символ "дружбы", "единения" и "согласия"?
Иван Мельничук и Александр Бурлака. Фото: pinchukartcentre.org |
Проследить трансформацию образа призван экскурс в историю завоевательных походов древности, цитаты из мифов и сказок народов мира, в финале – отсылки к современной истории.
Из этих сюжетов следует, что стратегическое значение мостов было понятно древним еще в эпоху захватнических походов персидской династии Ахеменидов 2500 лет назад – как только возникла потребность в массовом перемещении войск, лошадей и сопутствующих грузов. Более поздняя война древнеримского императора Траяна с племенами даков тоже содержит яркий эпизод со строительством моста через Дунай.
Уже в древнеславянской и скандинавской мифологиях "мост" приобретает отчетливо двойственную природу, соединяя миры людей и богов, живых и мертвых. Тогда как в фольклоре балканских народов строителем моста нередко выступает дьявол, отчего мост навсегда остается недостроенным.
Смысловым центром первого зала выставки "Лучше, хуже, еще хуже" стал образ моста |
В продолжение темы автор приводит обширную цитату из советского научно-фантастического романа "Арктический мост". Его автор Александр Казанцев рисует впечатляющую картину примирения двух сверхдержав: коммунисты из СССР строят через Арктику мост в Соединенные Штаты, а американские капиталисты сооружают подо льдами туннель в Советский Союз. Роман Казанцева был написан до начала Холодной войны, когда новое противостояние между странами не выглядело неизбежным.
Финальный во всех смыслах пункт экспозиции — мост через Керченский пролив. Первыми его пытались построить инженеры Вермахта во время Второй мировой войны. Немецкие стратеги рассчитывали, что с его помощью будет легче осуществить захват Кавказа.
Завершить строительство им не удалось, и в 1944 году эстафету приняло советское правительство. По приказу Сталина мост через пролив таки был построен – по нему Крымский полуостров в феврале 1945 года покинули главы правительств стран антигитлеровской коалиции, участвовавшие в Ялтинской конференции.
В первом зале зритель сталкивается со старой, как мир, историей про двойственную природу "моста" |
Простоял он совсем недолго – весенний ледоход разрушил 42 опоры моста. Морские течения и зимние штормы за несколько лет довершили дело.
Современный мост через Керченский пролив, хотя и существует пока только в проекте, сам по себе является ответом на вопрос Бурлаки о причинах трансформации понятия "моста": от военного орудия до символа единения и дружбы.
В том новом разделении, которое недавно возникло между Украиной и Россией, значение этого сооружения видится в противостоящих друг другу перспективах.
Для одной из сторон мост стал символом нового империализма и насильственного присоединения территорий, для другой — образом "исторической справедливости" и "воссоединения" — как аннексию Крыма называют государственные российские медиа.
Словом, вновь мы сталкивается с этой старой, как мир, историей про двойственную природу "моста".
Модели мостов на выставке склеены из спагетти |
Впрочем, случай Керченского моста обладает важными особенностями, свидетельствующими о том, что это вполне современный сюжет. Элемент нового, и довольно принципиальный, состоит в том, что, в отличие от предшественников из прошлого, на этот раз мост даже не пришлось строить.
Орудием войны он стал даже до того, как был спроектирован. Причем, орудием обоюдоострым: если украинская сторона спекулирует на тему неосуществимости этого масштабного сооружения, то лояльные российскому режиму комментаторы с энтузиазмом обсуждают радужные перспективы его реализации.
Отчасти с этой логикой слипаются и сами авторы выставки: например, когда в одном из комментариев с сарказмом замечают, что не удивятся, если власти РФ заявят об обнаружении остатков Атлантиды — лишь бы оправдать медленные темпы строительства моста через Керченский пролив.
Чтобы проследить трансформацию образа моста, Александр Бурлака использует в своих работах цитаты из мифов и сказок народов мира и отсылки к современной истории |
На выставке присутствует еще одна броская деталь: вдоль стен в первом зале подвешены модели мостов, склеенные из спагетти. Упражняясь в создании таких моделей, студенты в университетах испытывают на нагрузку разные конструктивные схемы. С поправкой на масштаб, разумеется. В отличие от студентов в университетских кампусах, Бурлака не только собрал собственные модели, но и сварил их.
ЗАЛ НЕОБЪЯВЛЕННОЙ ВОЙНЫ
Кроме символического периметра из флажков-купюр валют европейских стран, на которых присутствует изображение мостов, второй зал практически никак не взаимодействует с первым.
Дизайн второго зала экспозиции с работами Ивана Мельничука напоминает "военную комнату" Пентагона |
Здесь обращает на себя внимание способ организации выставочного пространства: подиумы с картами-схемами и комментариями к ним располагаются строго по кругу. На почти двух десятках карт – преимущественно контуры Евразии.
Дизайн этого зала является прямой отсылкой к образам "военной комнаты" Пентагона — секретного командного центра, с подсвеченными картами континентов вместо стен, на которых в реальном времени отображается боевая обстановка по всему миру.
Именно так этот зал выглядит в сатирическом фильме Стэнли Кубрика "Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу". Снятая в 1964 году, картина высмеивала взаимную паранойю сверхдержав времен Холодной войны.
Иван Мельничук отсылает зрителя к сатирическому фильму Стэнли Кубрика "Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу" |
Ирония истории в том, что командный центр, созданный воображением голливудских сценаристов, уже в наше время был воспроизведен в Центре управления обороной России. В отличие от своего кинопредшественника, этот центр вполне реальный — в 2014 году его с помпой открыли при участии Путина.
Что касается выставки "Лучше, хуже, еще хуже", то отсылка к декорациям, в которых безумствовал доктор Стрейнджлав — соратник Гитлера, после войны перешедший на службу к Пентагону, — выглядит как скрытый укол: круговая экспозиция спроектирована Бурлакой, тогда как ее содержание — целиком на совести Ивана Мельничука.
Примеряя роль политолога-любителя, Мельничук разворачивает перед зрителем самобытную, проиллюстрированную впечатляющим набором контурных карт, трактовку истории бывших республик Советского Союза – Украины, Молдавии, Беларуси и стран Балтии.
Мельничук предлагает зрителем самобытную трактовку истории бывших республик Советского Союза |
Достаточно привлекательные, чтобы быть предметом хищного интереса сильных соседей, но слишком слабые, чтобы им противостоять, эти страны неизбежно становились предметом их политических аппетитов. Законы мирового порядка не знают сострадания: такие страны, как Украина, либо подчиняют, либо разрывают на части.
Пронизанное геополитическими коннотациями повествование выстроено как бы в противовес большим "имперским" нарративам, представленным в основных медийных дискурсах. При этом Мельничук не делает скидок ни одной из сторон: критика в адрес Евросоюза, руководствующегося собственными прагматичными интересами, соседствует на выставке с разоблачительным пафосом по отношению к Российской империи, сталинскому СССР и современной России.
Выставка "Лучше, хуже, еще хуже" группы Бурлаки-Мельничука пронизана геополитическими коннотациями |
Политологические выкладки Мельничука имеют отчетливо редукционистский характер: когда история сводится к простой предыстории нынешнего конфликта, а будущее выглядит его продолжением. Проблематичность такой подачи еще и в том, что некоторые ее элементы выглядят профанной версией официальной "политики памяти".
Комментируя свои работы, автор дистанцируется от псевдоисторического нарратива, вставая как бы в ироническую позу по отношению к воображаемому политологу, от имени которого производится высказывание.
В конечном счете, совсем не важно, какая из заявленных позиций более искренняя: как и в случае "моста", соединяющего берега безотносительно реальной цели такого объединения, в иронии серьезность и скрытая насмешка зачастую неотделимы одна от другой.
Впрочем, если отвести взгляд от завораживающей исторической диорамы, можно сделать и более тревожный вывод. Выставка "Лучше, хуже, еще хуже" напоминает урок политической географии, иллюстрирующий тот простой, но неочевидный факт: абстрактные изображения в виде карт обладают убедительной мощью, достаточной для того, чтобы при случае заставить людей жертвовать своими и чужими жизнями.