Українська правда

Режиссер – не диктатор: американский киношник рассказывает, как устроен Голливуд сегодня

- 9 жовтня 2017, 12:00

Джонатан Виттейкер – американский режиссер и соруководитель факультета режиссуры, виртуальной реальности и музыкальных видео в New York Film Academy.

Он также известен как основатель ManInHat, производственной компании в Нью-Йорке.

За 15 лет работы в киноиндустрии успел поработать над созданием короткометражных фильмов, музыкальных клипов, живых концертов, рекламных роликов, телешоу и документалок. Также делал 3D-спецэффекты.

Он сотрудничал с Nissan, Sony Pictures, DirecTV, Gillette и Sports Illustrated.

Помимо Нью-йоркской киноакадемии он читает лекции за рубежом, включая Пекинскую киноакадемию и Шанхайскую театральную академию.

УП.Культура поймала Джонатана Виттейкера в Киеве, куда он приехал для участия в кинофестивале "ДеКіно". Знаток киноиндустрии рассказал,  что интересует Голливуд сегодня и какие основные ошибки допускают начинающие режиссеры.

 Джонатан Виттейкер. Все фото: Дмитрий Ларин

– Что знают об украинском кино в США?

– К сожалению, большинство американцев не знают, что такое украинское кино.

Украинские фильмы в США показывают только в каких-то небольших залах. В New York Film Academу мы стараемся всегда предоставлять информацию о международной сцене, ведь 70% наших студентов тоже из-за рубежа. Конечно, среди них есть и украинцы.

– Можете назвать несколько имен украинских режиссеров, актеров или названий фильмов?

– (Кивает отрицательно)  Мне жаль. Но у меня будет список! Я попросил Анастасию, которая помогает мне с переводом в Украине, составить для меня список из нескольких украинских режиссеров и фильмов, но  я ещё не успел их посмотреть.

– Украинское телевидение и кино работают в условиях маленьких бюджетов. Как снять успешный фильм за небольшие деньги?

– Создание фильмов – это не вопрос денег. Фундамент, который определяет успешность вашего проекта, это хорошая история.  Хорошая история в руках хорошего режиссера, который знает, как ее подать и как работать с актерами, превращается в качественный фильм.

Мы постоянно наблюдаем это в Голливуде. Будем откровенны, фильмы с массивными бюджетами в 100 или 200 миллионов долларов оказываются не такими уж хорошими. Если режиссер действительно верит в историю, то он может сделать из нее по-настоящему качественный фильм.

Могу сказать, как преподаватель NYFA. Наши студенты порой тратят двести тысяч долларов на производство своего фильма, но он получается далеко не лучшим.

Да, он выглядит очень хорошо: там есть вертолеты, крутая техника и так далее, но потом появляется студент с фильмом за пять долларов…. И он вполне может оказаться лучше, чем тот с вертолетами.

У человека, снимающего за пять долларов, есть определенные ограничения и он вынужден быть креативным.

 "Ограничения всегда подталкивают тебя к креативу и иногда служат для открытия инноваций в твоем кино"

Так, например, было и со Стивеном Спилбергом, когда он работал над своим первым фильмом "Челюсти". У него была огромная механическая акула, но когда ее опустили в воду, оказалось, что акула не работает.

Тогда перед Спилбергом возник выбор: он мог либо позвонить в студию и сказать: "Ваша акула не работает, замените ее!" Но тогда, возможно, его режиссерская карьера закончилась бы. Ведь это был его первый большой фильм, а на студиях обычно не любят людей, которые создают много проблем.

Либо он должен был проявить немного креативности. Так он и поступил.

Спилберг опустил камеру в воду и создал эффект присутствия акулы, не показывая, собственно, акулу-робота. Ограничения всегда подталкивают тебя к креативу и иногда служат для открытия инноваций в твоем кино.

Любой человек может сделать кино. Камера в вашем телефоне гораздо мощнее той, на которую я снимал, когда обучался киномастерству. Раньше тебе гарантировано надо было выбивать себе бюджет и съемки всегда обходились довольно дорого. Сейчас все гораздо доступнее.

Я всегда говорю своим студентам: у тебя есть камера, солнце может послужить тебе светом, тебе осталось только найти актеров и ты можешь делать полноценный фильм. Люди смотрят кино не ради спецэффектов и взрывов, они хотят прочувствовать сопричастность к какой-то интересной истории.

– Иногда украинские режиссеры говорят об отсутствии актерской киношколы – актеры кино играют, как актеры театра. Как правильно работать с актерами, чтобы они показали историю именно так, как ее видит режиссер?

– Решение простое – актеры не должны показывать историю так, как ее видит режиссер. Ответственность за фильм, в конце концов, лежит только на режиссере, но производство кино – командная работа.

Вы, как режиссер, не должны указывать каждому участнику съемочного процесса, как ему себя вести, вы должны делиться своим видением, заражать идеями и развивать потенциал тех, кто работает над фильмом. Это и есть ваша задача, как режиссера. У вас должно получится хорошо, а не по-вашему.

На вашей площадке нет случайных людей, правда? У вас был кастинг и по какой-то причине вы их выбрали, значит, вам стоит им доверять.

Если ваши актеры плохо играют – это ваша режиссерская проблема, вы не смогли вдохновить и раскрыть их. Да, конечно, бывает и провальный кастинг, но даже в этом случае можно договориться с актером, он должен привнести часть своего творчества в ваш фильм.

Так, например, было в фильме Стенли Кубрика "Заводной апельсин".

 "Актеру нужно доверять"

Кубрик и Малкольм Макдауэлл [актер, сыгравший главную роль в фильме, – УП.Культура] никак не могли снять сцену изнасилования.  Актер постоянно жаловался на то, что чувствует себя не естественно, играя в этой сцене.

И тогда Кубрик сказал: "Хорошо, как тебе кажется должен себя вести хулиган, который ворвался в квартиру и собирается изнасиловать хозяйку, если он не будет драться, кричать и угрожать?" И Маклькольм ответил ему: "Я думаю, он должен петь и танцевать".

На что Кубрик сказал: "Хм, ладно. Это интересно. Давай попробуем по-твоему". И они сняли эту культовую сцену.

Малькольм сам выбрал песню, и она сыграла важную роль в этой кинокартине, ведь такая беззаботная и легкая песня, как Singin’ in the Rain звучит в жуткий момент насилия, и это создает невероятный эффект.

Актеру нужно доверять. Он думает о своем персонаже, он творческая личность. Если вы будете подавлять его – он перестанет заниматься творчеством и превратится в исполнителя. Это последнее, что вам, как режиссеру, нужно на съемочной площадке. На ней все должны заниматься творчеством.

– Украинская киноиндустрия находится на стадии развития. Есть какие-то советы, как развиваться быстрее вместо того, чтобы допускать какие-то самые очевидные ошибки?

– Я думаю, что делать ошибки – это нормально. Это и есть составляющая часть быстрого роста. Важно делать кино, которое будет близким украинцам, это мощный инструмент, который может показать миру, кто вы есть.

Ваша культурная особенность может стать интересна всем.

Постарайтесь не повторять кинопроизводителей из других стран и то, что выработали другие киносистемы. Развивать что-то новое – это всегда путь, который пролегает через множество проб и ошибок.

Ошибки – не страшно. Главное определить, что такое украинское кино, в чем заключается его особенность и показать его миру.

Например, Болливуд и Голливуд – две абсолютно разные киносистемы, но обе успешные для своих стран. Именно поэтому нужно уделять больше внимания украинским культурным особенностям.

 "Если вам удастся добиться успеха в своей стране и выработать свои режиссерский стиль, вы станете успешны на международном рынке"

– Какой путь лучше, чтобы добиться успеха в Голливуде: стать успешным и после этого поехать в Голливуд или лучше получить там образование, получить там первый опыт и снять там свой первый фильм?

– Оба пути жизнеспособны, но, наверное, первый мне кажется более удачным. Если вам удастся добиться успеха в своей стране и выработать свои режиссерский стиль, то, я обещаю, вы станете успешны на международном рынке, на фестивалях. Будьте уверенны, тогда Голливуд найдет вас.

Голливуд постоянно ищет новые лица всюду по миру, Голливуду нужны свежие таланты.  

Например, [гонконгский режиссер и сценарист] Вонг Карвай или [его датский коллега] Ларс фон Триер. У них очень яркий собственный стиль и потому в Голливуде их так любят. Они уже признаны на мировом уровне. Это также делает режиссеров более привлекательными для Голливуда.

Также, режиссерам нужна определенная доля везения, чтобы работать в Голливуде. Потому работа изначально в своей стране может оказаться более удачным выбором.

– Насколько сильно власти США, в рамках поддержки кинематографа, могут оказывать влияние на Голливуд. Чувствуется ли это?

– В США не очень. У нас не так много господдержки для фильмов, в отличие от других государств, таких как Канада, например. Вся поддержка от государства состоит, в основном,  из сниженного налогообложения и возвращения части денег, потраченной на кинопроизводство.

Государственная поддержка очень важна. С одной стороны, здорово получать деньги от государства, но с другой – это может быть проблемой, ведь государство может накладывать свои ограничения, например, на то, как ваш фильм будет представлять определенную страну или их интересы. Это подводный камень такого сотрудничества.

Я не могу сказать, что в Голливуде нет этой проблемы. Конечно, есть. Правда, она проявляется немного по-другому. Ограничения исходят не от государства, а от больших компаний. Крупная компания может владеть более мелкими компаниями.

В итоге, кто-то наверху, будет говорить: "Я бы не хотел, чтобы эта тема поднималась" или "Я бы не хотел, чтобы эта тема изображалась в таком свете".

У нас тоже есть определенные ограничения.

 "Сначала ты инвестируешь в себя, а потому получаешь все больше денег"

– Какой фильм быстрее отобьётся в прокате?

– Конечно, это зависит о того, о каком рынке мы говорим. Я могу рассказать об американском.

Сейчас у нас предпочтение отдается фильмам, которые снимаются в павильоне, фильмы, которые показывают нам какую-то определенную вселенную. В этом смысле, фильмы, построенные на комиксах, более успешны.  Возьмем, к примеру, комиксы Марвела.

Фанаты этой вселенной всегда заполняют залы и, соответственно, фильмы собирают отличные деньги. Люди уже знают своих персонажей из комиксов, из ТВ-шоу, из короткометражных фильмов, из сериалов. Они уже любят этих героев, и они хотят видеть их снова и снова. Эти фильмы точно стоят того, чтобы в них вкладывать деньги.

Кино – это бизнес, сопровождающийся рисками. Сформированная до выхода фильма аудитория – отличная страховка. Возьмем, к примеру, Гарри Поттера – мощная книга. Сделать окупаемое кино по этой книге легко, ведь ты знаешь, кто именно захочет его смотреть. В общем-то, так нас учит Голливуд и в большей мере это касается именно его.

Если посмотреть с другой стороны, ужасы тоже довольно неплохой вариант, чтобы вернуть деньги.

Во-первых, у ужасов могут быть очень низкие бюджеты.  Во-вторых, у этого жанра есть множество своих почитателей. В-третьих, тебе не обязательно привлекать звезд на съемки – на них можно сэкономить. Вспомните хотя бы "Ведьму из Блэр".

Для сравнения, коммерческая успешность комедии очень сильно зависит от "звездности" актерского состава. Для комедии всегда нужна звезда в этом ключ от её коммерческого успеха.

Если говорить о драме – все сложнее. Главное правило для драмы – keep it simple, сохраняй простоту. Я много работал с этим жанром.

Все зависит от того, насколько тебе удается выработать интересную историю. Плюс, тебе нужно показать историю не вкладывая в неё много средств. Например, так поступили братья Джей и Марк Дуплекс (Mark and Jay Duplass).

Они сняли свой первый фильм за смешные деньги: они его сами написали, сами режиссировали и сами же в нем сыграли. В итоге, фильм был очень успешным. И сегодня у этих ребят три собственных шоу на HBO.

Конечно, в подобные проекты индустрия захочет вкладывать, ведь если они за три тысячи долларов сделали достойное кино, то что ж они снимут за три миллиона. Индустрия всегда хочет получить такого режиссера, который может прийти к успеху, обходясь скромными бюджетами.

В общем-то, это работает так: сначала ты инвестируешь в себя, а потому получаешь все больше денег.

 "Универсальной историю делают сопереживания зрителя персонажу"

– Дайте совет начинающим режиссерам в Украине.

– Помните, что все зависит от истории и от персонажа, а не от бюджета. Люди идут именно за ней. Создайте персонажа, у которого есть цель и конфликт. Делайте ошибки, снимайте провальные фильмы – это нормально.

[L]Кино – это язык, но он универсален для всех.  Относитесь к созданию кино, как к изучению иностранного языка. Если вы хотите заговорить на иностранном языке – вам нужно чаще практиковаться, это же касается и кино.

Да, вы будете делать ошибки, но, в то же время, будете узнавать больше.  Чем больше вы будете практиковаться, тем больше сможете развить свой киноязык. 

Оставайтесь верными себе, слышьте свой внутренний голос. Делайте универсальную историю. Я не говорю, чтобы вы делали американский фильм или украинский фильм. Универсальной историю делают сопереживания зрителя персонажу. Нужно показывать правду жизни. Счастье – универсально.

Если говорить о типичных ошибках, которые допускают мои студенты –  нужно смотреть на диалоги. Кино – это визуальное искусство. Нужно использовать все визуальные средства, чтобы рассказать историю: кадр, свет, движения.

Многие начинающие режиссеры надеются, что диалоги или музыка расскажет историю за них. Это не так.

 "Производство кино – это коллаборация, состоящая из тысячи микро-выборов"

А, ну есть ещё одна штука, которую я постоянно вижу у новичков. Ты смотришь фильм и думаешь: "Господи, как это вообще возможно, как режиссер объяснит все это?", а потом герой фильма просто просыпается или перестает мечтать. Этот ход, который эксплуатирует очень много людей. 

Ну и главное. Ты должен понимать, о чем твой фильм. Я не спрашиваю о чем история, рассказанная в твоем фильме, я спрашиваю, о чем фильм, в чем смысл, какое главное послание? Что ты хочешь  сказать этим фильмом. Это одно предложение: этот фильм про это.

Все будет выстроено вокруг этого предложения: от прически и макияжа второстепенно персонажа до освещения и игры. Буквально все должно служить в поиске ответа на этот вопрос. Если у вас нет понимания о чем ваш фильм, то вы попросту не сможете составить все эти факторы в хорошее кино.

Ну, и самое важное, я об этом скажу на сегодняшней лекции, всегда помните – director is not a dictator [режиссер – не диктатор]. Не нужно указывать всем, что им делать на съемочной площадке, не стоит давить авторитетом на всю команду.

Вам следует делиться своим видением, вдохновлять людей на площадке. Позвольте им делать свой творческий выбор. Производство кино – это коллаборация, состоящая из тысячи микро-выборов. Вдохновляйте людей. Режиссер на площадке нужен именно за этим.

 

Валерия Широкова, специально для УП.Культура

Все фото: Дмитрий Ларин