"Молодой Годар", "Игра Молли" и новая картина Вуди Аллена. 6 фильмов февраля
Февральский кинорепертуар словно призван испытать интерес отечественных зрителей к отражению злободневных тем и "проклятых вопросов" на большом экране.
С 1 февраля
"Игра Молли", режиссёр Аарон Соркин
Один из наиболее авторитетных американских сценаристов в качестве режиссёрского дебюта решил адаптировать автобиографическое сочинение, повествующее о достаточно неоднозначном персонаже – что едва ли удивит поклонников "Социальной сети" и "Стива Джобса".
Вслед за одноимённой книгой Молли Блум картина Аарона Соркина рассказывает историю её автора, мастера лыжного спорта, участницы Олимпийских игр, которая однажды решила попытать счастья в состязаниях иного рода.
В Голливуде ей удаётся организовать подпольное казино для элитной публики, обзаводясь по мере развития дела полезными знакомствами в самых различных кругах, но в какой-то момент её способность лавировать между членами мафии, русскими бандитами и агентами ФБР начинает ей изменять.
Фильм Соркина не был отмечен значимыми фестивальными регалиями и при этом получил благосклонные отзывы критики.
Особенных похвал удостоилась исполнившая главную роль Джессика Честейн.
"Молодой Годар", режиссёр Мишель Хазанавичус
Самые отчаянные ненавистники фильма Хазанавичуса едва ли возразят его поклонникам в том, что лента служит свидетельством незаурядной творческой смелости.
Ведь если в "Артисте", своей наиболее известной ленте, Хазанавичус обращается к полузабытым приёмам, мотивам и образам заокеанского "Великого немого", его новая работа оказывается стилистическим оммажем творчеству одного из наиболее значимых режиссёров французского кинематографа – и одновременно самым неприглядным кинопортретом лидера Новой волны, какой только можно себе представить.
Стоит заметить, что картина лишний раз напоминает о способности представителей подлинно великой культуры поднимать на смех обитателей национального олимпа.
Невозможно вообразить появление подобного украинского фильма, аналогичным образом снятого при поддержке государственных институций и телевизионных каналов и посвящённого, к примеру, жизни и творчеству Юрия Ильенко.
Не так просто вспомнить гения киноискусства, изображавшегося на экране в столь жалком виде.
Молодой Годар предстаёт не просто эгоистичным самодуром, зацикленным на своих причудливых эстетических системах и совершенно равнодушным к заботам и переживаниям окружающих (что, разумеется, вполне естественно для одарённого кинематографиста), но человеком исключительного малодушия и лицемерия.
Стремясь в вихре ревущего 68-го присоединиться к авангарду революционного студенчества (также описанного без всякой симпатии), он пасует от насмешки любого юного задиры, зато не без успеха раздаёт ментальные пощёчины почтенным пожилым буржуа, надоедливым поклонникам и третирует супругу, начинающую актрису Анн Вяземски – пока у последней не открываются глаза на душевные качества прославленного избранника.
Впрочем, уничтожающую иронию смягчает откровенная нереалистичность происходящего. Для изображения Франции рубежа 60-х-70-х использована комедийная перепевка сцен из лент Годара этого периода, также может показаться, что Луи Гаррель скорее играет не самого режиссёра, а исполняющего роль Годара Жан-Пьера Лео из фильма "Китаянка".
Парадоксальным образом "Молодой Годар" утверждает значимость большого художника, способного, вне зависимости от личных качеств, создать своими произведениями новый мир, узнаваемый и привлекательный.
С 8 февраля
"Самокритика буржуазного пса", режиссёр Юлиан Радльмайер
В центре этой ленты также оказывается фигура режиссёра, одержимого творческими поисками и мечтами об общественных преобразованиях, но при этом нисколько не соответствующего складом характера своим революционным порывам.
Впрочем, Радльмайер обходится без свержения кинематографических кумиров минувших эпох. В качестве главного героя он выводит себя самого, молодого постановщика, который грезит о создании новаторского фильма о проблемах пролетариата, но, не найдя финансирования, вместо съёмок оказывается вынужден пополнить пролетарские ряды, отправившись на сбор яблок.
Среди яблоневых садов кинематографист знакомится с трудовыми мигрантами и беженцами, приобщается к миру тяжёлого физического труда и эксплуатации, но, когда доходит до конфликта с работодателями, предпочитает дать дёру.
Оказавшись в безопасности, он всё-таки приступает к съёмкам, чтобы изложить версию событий, несколько отличающуюся от произошедшего.
Фильм Радльмайера (редкий, а потому тем более отрадный пример выходящей в широкий прокат артхаусной диковины) предстаёт не только ироничным исследованием современной цивилизации с её подспудными классовыми противоречиями и миграционным кризисом, но и отражением универсальной темы соотношения вымысла и реальности, их взаимного влияния и тех трудностях, что возникают у каждого, кто берётся отличить одно от другого.
С 14 февраля
"Колесо чудес", режиссёр Вуди Аллен
Подобно фильму Радльмайера, драма Вуди Аллена посвящена столкновению реальности и нашего представления о ней, наших мечтаний и нашей способности воплотить их в жизнь.
Действие разворачивается в 1950-м, послевоенном американском "золотом веке", в беззаботном с виду мирке парка развлечений на Кони-Айленде.
Слишком долго сдерживаемые страсти грозят изгнанием из этого бутафорского рая супруге владельца карусели, влюблённой в спасателя с местного пляжа, и её падчерице, ставшей её соперницей в этом увлечении.
Наряду с не изменяющим Аллену талантом чуткого и ироничного исследователя психических состояний людей, балансирующих на грани нервного срыва, критика отметила игру Кейт Уинслет и Джеймса Белуши, исполнивших роли супругов, привязанность которых держится скорее на затаённых обидах, чем на остатках былой любви.
Операторскую работу Витторио Стораро называют его главным достижением со времён "Последнего императора" Бернардо Бертолуччи.
С 15 февраля
"Хэппи-энд", режиссёр Михаэль Ханеке
Новая картина Ханеке, участвовавшая вместе с "Молодым Годаром" в конкурсе Каннского МКФ, была расценена фестивальными завсегдатаями как одна из самых горьких интеллектуальных комедий сезона.
В центре повествования оказывается семья вполне благополучных на первый взгляд представителей среднего класса, проявляющих по ходу дела эксцентричность, заставляющую зрителей вспомнить причудливых персонажей Брюно Дюмона и Луиса Бунюэля.
Повседневность этих преуспевающих буржуа, страдающих кто от алкоголизма, кто от суицидальных наклонностей, кто от желания прикончить кого-нибудь из ближних, кажется своеобразной метафорой конфликтов и противоречий, тревожащих современную Европу.
При этом, со всеми актуальными отсылками к миграционным процессам и отчуждающему воздействию соцсетей, фильм Ханеке предстаёт интерпретацией вечных мотивов кризиса самоидентификации, который подчас лишь усиливается в дни достатка и спокойствия.
С 22 февраля
"На пределе", режиссёр Фатих Акин
Один из наиболее значимых современных режиссёров Германии, известный вниманием к наиболее трудным темам современности, в своей новой ленте поднимает вопрос о состоятельности цивилизации Западной Европы в защите прав своих граждан.
В центре повествования оказывается молодая немка (Диана Крюгер), чей супруг, турок по происхождению, вместе с их сыном гибнет в результате теракта, осуществлённого ультраправой организацией.
Мишенью авторов становятся не нацисты, чья деятельность едва ли нуждается в дополнительном разоблачении, а государственные институции и общественное мнение, использующие любой предлог, чтобы переложить ответственность за преступление на жертв этого преступления – в том случае, если со своей культурной и этнической принадлежностью и образом жизни они не относятся к благополучному большинству.
Фильм Акина показывает ситуацию, в которой предрассудки, довлеющие над почтенными обывателями и представителями властных структур, оказываются лучшей защитой для экстремистов – и вынуждают пострадавших вершить правосудие своими руками.
Среди многочисленных наград ленты стоит упомянуть приз Берлинского МКФ за лучшее исполнение женской роли и "Золотой глобус" за лучший иностранный фильм.
Александр Гусев, кинокритик, специально для УП.Жизнь