Олег Шадрин: Постбиотики – новейшее открытие в питании грудничков

Грудное молоко – наиболее естественное питание для ребенка, "золотой стандарт", обладающий огромным спектром полезного влияния на здоровье.

Не удивительно, что ученые более полувека изучают его состав.

Казалось бы, неужели осталось еще что-то, чего мы не знали о грудном молоке? Оказывается, да.

Совсем недавно ученые заговорили о "постбиотической концепции", которая заставила по-новому посмотреть на его состав и свойства.

Что такое постбиотики, как они влияют на здоровье и чем отличаются от живых бактерий-пробиотиков, мы разбирались вместе с Олегом Шадриным, доктором медицины, президентом Ассоциации педиатров-гастроэнтерологов и нутрициологов Украины.

- Правда ли, что грудное молоко – лучшая еда для ребенка?

- Грудное молоко действительно лучшее для ребенка. В идеале, до полугода оно должно быть единственным источником питания малыша.

Грудное молоко имеет очень сложную структуру и содержит все питательные вещества, необходимые младенцу для нормального роста и развития.

Кроме питательных элементов, грудное молоко также содержит разнообразные "биотики" - пребиотики, пробиотики и постбиотики.

- Это все полезные бактерии?

- Не совсем так, но вы правы, что все "биотики" так или иначе связаны с живой микрофлорой. Кстати, с греческого термин "биотик" так и переводится – "касающийся жизни".

Они могут влиять на микробиоту кишечника, подавляя развитие патогенных микроорганизмов и способствуя созданию "кишечного барьера", который связан с иммунитетом ребенка.

Полезным бактериям, как и всему живому, необходимы питательные вещества.

Пищей для них являются пребиотики, к которым относятся многочисленные углеводы. Наиболее хорошо изученные пребиотики олигосахариды– это галакто- и фруктоолигосахариды (GOS/FOS).

Они способствуют росту собственной бифидофлоры малыша, преобладание которой характерно для младенцев на грудном вскармливании.

А вот о постбиотиках стоит поговорить отдельно, так как они только недавно были открыты в грудном молоке.

При этом их позитивное влияние на организм ребенка уже было продемонстрировано в нескольких Европейских исследованиях.

- Что же такое постбиотики?

- Постбиотики — это полезные биоактивные вещества, которые вырабатываются "хорошими" бактериями в результате процесса ферментации.

Другими словами, пробиотики питаются пребиотиками, вследствие чего возникают постбиотики.

- В чем основное отличие постбиотиков от хорошо известных всем нам бактерий-пробиотиков?

- Пробитики – это живые бактерии. Их позитивные эффекты связаны с тем, что они в процессе своей жизнедеятельности вырабатывают полезные вещества (метаболиты).

То есть мы даем пробиотики в надежде, что они синтезирует в кишечнике что-то, что будет иметь полезное влияние на здоровье человека.

В отличие от пробиотиков, постбиотики – это готовые метаболиты.

Поэтому в питании детей раннего возраста они могут быть дополнением или даже альтернативой другим "биотикам".

Кроме того, постбиотики решают и техническую проблему.

При их применении нет необходимости поддерживать в продукте жизнеспособность и стабильность живых бактерий в высокой дозе, что облегчает доставку активных ингредиентов в нужное место в кишечнике.

- Постбиотики содержатся только в грудном молоке?

- Нет. Постбиотики – это результат бактериальной ферментации, они содержатся во многих ферментированных продуктах, таких как йогурт, квашеная капуста, суп мисо, мягкие сыры, кефир, соленья и даже вино.

Однако именно в грудном молоке эти компоненты были открыты совсем недавно.

- Есть ли польза взрослым от постбиотиков?

- Постбиотики полезны вне зависимости от возраста. Они обладают как местными, так и системными эффектами.

К местным относится иммуномодулирующее, противовоспалительное, противомикробное действие, влияние на состав и активность микробиоты.

С системной точки зрения, постбиотики обладают антиоксидантными антидепрессивными свойствами, снижают уровень холестерина в крови, нормализируют кровяное давление и помогают бороться с ожирением.

- Постбиотики – это природный компонент грудного молока. Означает ли это, что его невозможно воспроизвести в молочных смесях?

- Постбиотики действительно не синтезируются искусственно, поэтому их нельзя просто добавить в молочную смесь.

Однако лидирующие производители смогли разработать уникальный процесс, благодаря которому постбиотики природным образом вырабатываются в смеси.

Происходит это примерно так: в молочную основу добавляют определенные бактерии, которые взаимодействуют с компонентами смеси.

Когда нужный уровень PH достигнут, смесь охлаждают, чтобы прекратить ферментацию, высушивают и добавляют остальные компоненты.

На рынке Украины пока представлена только одна смесь с постбиотиками – Nutrilon Premium+.

Новая формула этой смеси содержит не только все важные для малыша нутриенты и пребиотики, но теперь также содержит постбиотики.

- Действительно ли постбиотики так важны в молочной смеси?

- Здоровые доношенные дети, которые потребляли ферментированную смесь с пребиотиками, показали гораздо меньшую длительность плача и более мягкий стул.

Исследования доказывают, что сочетание пре- и постбиотиков в смеси способствует комфортному пищеварению.

Для малышей постбиотики важны не столько сами по себе, сколько в сочетании с пребиотиками.

Эти данные впервые свидетельствуют о том, что детская смесь с пре- и постбиотиками оказывает профилактическое действие на детские колики, снижая вероятность их развития в 8 раз.

Также пребиотики и постбиотики способствуют формированию ранее упомянутого "кишечного барьера", который не дает патогенам проникать в организм и помогают развитию крепкой иммунной системы малыша.

- Если по какой-то причине маме необходимо ввести в рацион ребенка молочную смесь, на что стоит обратить внимание?

- Важно обратить внимание на наличие в составе смеси пребиотиков GOS/FOS (в пропорции 9:1), желательно в сочетании с постбиотиками.

Для развития клеток мозга и нервных клеток, а также для здорового роста ребёнка очень важны полиненасыщенные жирные кислоты, прежде всего, Омега-3 жирные кислоты.

Также стоит изучить витаминный и минеральный состав смеси, обратив особое внимание на наличие витамина D и железа, так как они важные для полноценного развития малыша.