Владислав Троицкий: Мы начали проект "ЛСД"
Владислав Троицкий - театральный режиссер и продюсер, основатель Центра современного искусства "ДАХ" и фестиваля ГОГОЛЬFEST, создатель этно-хаос группы "Даха-Браха".
Опыт Троицкого безусловно интересен в качестве театральных экспериментов, в "ДАХе" за полтора десятилетия работали представители разных театральных школ и традиций, как, к примеру, Владимир Оглоблин - с одной стороны, и Клим, Борис Юхананов - с другой. Однако "ДАХ" заслуживает внимания и в связи с тем, что это удачный опыт существования независимой театральной территории в Украине.
В последние годы проекты "ДАХа" все больше востребованы за рубежом и все чаще вызывают восторженные отзывы.
"Украинская правда. Жизнь" встретилась с Владиславом Троицким в трудный момент: ГОГОЛЬFEST в этом году под угрозой срыва - новая дирекция "Мыстецкого Арсенала" не согласна со сроками проведения фестиваля, более того, Троицкого в этой связи вызывали в прокуратуру. Тем не менее, в этой абсурдной ситуации он продолжает мыслить конструктивно и готовить культурную революцию в области украинского театра.
- Состоится ли ГОГОЛЬFEST?
- Мы на это надеемся и делаем все, чтобы состоялся. К сожалению, часть журналистов нашу проблему превратила в скандал, начали писать, что "из Мыстецкого Арсенала" выгнали ГОГОЛЬFEST". Мне нужен не скандал, а нормальное конструктивное решение вопроса.
- Но вы же сами собрали журналистов и сообщили, что есть конфликт между вами и новой дирекцией "Мыстецкого Арсенала"?
- Да, мы объявили программу и сообщили, что есть проблема. Ее надо решать, а не устраивать скандал. Если начинается война, в результате все стороны проигрывают.
ГОГОЛЬFEST уже перерос масштабы частной инициативы - и стал важнейшим культурным событием в Украине, государственным - не по статусу, а по сути.
Группа "Даха-Браха", которую создал Троицкий |
Как мне кажется, наша стратегия совпадает с общей стратегией Украины, которая открыта во все стороны: Европа важна, но не менее важна и Россия. Кроме того, ГОГОЛЬFEST - проект, объединяющий страну. Есть электоральное разделение на восточную и западную Украину, но культура находится над региональными политическими пристрастиями. Мы себя позиционируем, как аполитичный, но государственный проект. Поэтому мы и обратились официально к президенту страны с просьбой решить проблему с "Мыстецким Арсеналом".
- А разве новое руководство "Арсенала" не понимает, что ГОГОЛЬFEST - это важно?
- Они понимают, но у них своя правда. Говорят, что "Арсенал" в аварийном состоянии, его нужно срочно ремонтировать, дальнейшее откладывание ремонта увеличивает стоимость. Согласен. Более того, Наталья Заболотная переносит собственный проект "Арт-Киев". Она предлагает перенести ГОГОЛЬFEST, она не говорила: идите вон.
Но у нас ситуация значительно сложнее: 1000 артистов из разных стран, зарезервировали время на сентябрь. Это не может быть ноябрь. Кроме того, наш проект делается именно под помещение "Арсенала", и сказать сейчас, коллеги извините, у нас не получается, это дискредитация ГОГОЛЬFEST, а заодно и Украины.
- А что это за абсурдная ситуация с вызовом в прокуратуру?
- В тот момент, когда началась стройка, директор Державного управлиння справами написал письмо в прокуратуру, чтобы мне запретили рекламировать ГОГОЛЬFEST в связи с "Мыстецким Арсеналом". Потому что нет никаких договорных отношений.
Действительно нет, потому что я не мог их никогда заключить, был договор о сотрудничестве, но с очень размытыми формулировками. Очень сложно с кем-то договариваться, все время все меняется, трудно понять, с кем ты имеешь дело.
- Вы рассчитываете на политическую волю президента? А если он не узнает, если ему не передадут, уже ведь была аналогичная ситуация с предыдущей дирекцией.
- В том-то и дело, поэтому мы хотим получить статус государственного события, чтобы не находиться в зоне андеграунда.
- Андеграунд дает свободу, разве не так?
- Не в этом случае. Масштаб мероприятия предполагает, что ты волей-неволей, зависишь от государства. Нам нужна системность, чтобы уже планировать ГОГОЛЬFEST в 2011, в 2012 годах.
- Через кого вы лоббируете ГОГОЛЬFEST у Януковича?
- Ни через кого - в том-то и дело. Наша позиция - открытое письмо. Мы не хотим кулуарных договоров, это не правильно. Мы же не делаем ничего незаконного, мы говорим, вот мы сделали фестиваль и дарим его стране. Повторяю, у нас не политический, а государственный проект.
- Каковы источники финансирования?
- Частные.
- Мне об этом не известно, со мной никто не связывался.
- Кто именно дает деньги?
- Есть глава попечительского совета Евгений Уткин. У посольств, и иностранных культурных центров есть бюджеты для того, чтобы поддерживать приезд творческих коллективов в Украину. Идут переговоры со спонсорами, но сейчас я не готов говорить об этом. Первые два фестиваля были сделаны за мой счет. Третий - пополам с Женей Уткином. Но опять, почему все считают деньги? Почему журналисты все время говорят о деньгах?
- В Европе бюджеты крупных культурных мероприятий открыты. Известно, каков бюджет Берлинского кинофестиваля, Каннского кинофестиваля, Венецианской биеннале. Понятно, откуда поступают средства и в каком количестве. Ситуация прозрачна.
- На западе это последний вопрос, который задается журналистами, а у нас так получается, что интересует не программа, не участники, не стратегия, а финансирование. Я не скрываю, бюджет фестиваля в этом году 1 500 000 долларов. Чтоб было понятно, в Европе подобное мероприятие обошлось бы значительно дороже. Мы очень эффективно используем средства.
- В том, что касается программы, в предыдущие годы ГОГОЛЬFEST критиковали за хаотичность. Скажем, кино или музыкальная программа.
- У нас была отличная программа современной академической музыки - украшение любого фестиваля. И в этом году у нас будет не хуже. В том, что касается альтернативной музыки, мы старались собрать все, что есть живое в украинской альтернативной музыке.
- Что значит "живое"?
- Мы не занимаемся поп-музыкой, тяжелой музыкой. Мы постарались приглашать интересные коллективы, халтурного ничего не было, все было качественно. Это были, может, и не суперзвезды, но ни за один концерт мне не было стыдно.
В этом году наш подход к кино и литературе будет более системным. Кино курирует Максим Иляшенко, сотрудничаем с Александрой Коваль - организатором "Львовского книжного форума". Также будет российский литературный проект. Очень много мастер-классов, больше 40: по театру, танцу, современному искусству, саунд-арту.
- А почему вы пригласили заниматься современным искусством куратора из России, украинские кураторы недостаточно хороши?
- У Кати Бочавар интересный взгляд на формирование визуальной программы - это во-первых, во-вторых - украинских кураторов очень мало и все они связаны с определенными группами внутри арт-комьюнити.
- Может все же стоит разносить во времени разные направления, как к примеру на Венеции: кино, искусство, архитектура?
- Наша стратегия, чтобы это было в одно время. Это разные творческие тусовки, на ГОГОЛЬFEST они встречаются. Это интересно и артистам, и зрителям.
- В том, что касается театральной программы, и первое, и последнее слово за Вами. Какими критериями руководствуетесь, когда ее формируете?
- Понятно, что выбор - вопрос вкуса отборщика. Моя задача представить украинскому зрителю некоммерческий театр, который здесь невозможно увидеть, показать, как сегодня в мире развивается театр. Чтобы наши молодые и немолодые режиссеры это увидели.
Но театральная программа будет очень интересной. Хочу обратить внимание на направление Новой драмы, поэтому пригласили Театр.doc, Центр Казанцева.
Новая драма связана с актуальной настоящему времени драматургией, с тем, что происходит с современными людьми, здесь и сейчас. Поэтому мы начали проект ЛСД - "Лаборатория современной драмы". ЛCД-проект - это формирование новой драматургии. Есть несколько пьес, которые будут представлены на этом фестивале. К примеру, проект "Поселок городского типа" будет представлен ГОГОЛЬFEST.
СМИ не сообщают о жизни простых людей, а на самом деле это очень интересно, так живет большинство населения Украины и России, и об этом мы будем делать спектакль, снимать кино.
Недавно закончилась трансляция сериала "Школа", его сценарист Наталья Ворожбит, кстати, киевлянка - один из кураторов проекта ЛСД. И Максим Курочкин, Аня Яблонская, к сожалению, этих людей больше знают за рубежом, чем в Украине.
- Прокомментируйте фразу "в своем отечестве пророка нет".
- А что комментировать. За последнее время у нас были гастроли в Москве, Питере, недавно в Перми. В следующем году будут во Франции, Польше, Шотландии - на Эдинбургском фестивале. За рубежом интерес к нам гораздо выше, чем в Украине.
- А что тормозит развитие современного украинского театра: отсутствие площадок, драматургии, режиссеров?
- Отсутствие школы. Все-таки современный театр - это уже другой язык, не тот, который был во времена Станиславского.
Новый украинский театр должен научиться говорить на языке, который интересен молодому образованному человеку. Молодежь в украинский театр практически не ходит. Театральным режиссером быть не модно. Практически нет молодых режиссеров, как явления.
Чеховский фестиваль хочет устроить смотр молодой режиссуры стран СНГ, Балтии и Грузии. У меня большая проблема сформировать украинский шоу-кейс, сложно найти украинские театральные работы достойного уровня.
- Почему так происходит? Каждый год театральный институт выпускает курс режиссеров. Они что испаряются? Были и есть студенты, которые интересуются чем-то кроме учебной программы... Вспомнить хотя бы 90-е в ГИТИС был знаменитый курс Анатолия Васильева, на котором учились многие украинцы: Андрей Жолдак, Григорий Гладий, Юра Яценко, Олег Липцин.
- Но они же не преподают в Киевском театральном институте.
- У Вас же был актерский курс в театральном институте. Почему не преподаете?
- Потому что не приглашали. На следующий год вроде договорились, буду набирать курс режиссеров. Но вообще, готов взять три курса: смешанный режиссерско-актерский, продюсерский, режиссеров кино и ТВ.
- Можно ведь и не в институте преподавать, непосредственно в театре.
- Есть хоть у одного из этих режиссеров в Украине театр?
- У Вас есть.
- Да, но территория маленькая. Есть Дима Богомазов с маленькой территорией. Что-то делает Юра Одинокий, есть театр Крыжановского. Малахов, бесконечно строящий театр на Подоле. Во Львове часть Кучинский. И все. Проблема в том, что молодым режиссерам некуда идти ставить спектакли.
В академических театрах практически сохранилась советская имперская система, худрук находится пожизненно на своей должности. Там не заинтересованы в ротации, это не в интересах системы, она устраивает всех и худруков, и артистов. Только половина реально играет в спектаклях, остальные просто получают зарплату.
- Что же делать?
- Нельзя резко все менять. Сейчас веду переговоры и предлагаю на базе театра им. Шевченко в Харькове создать Европейский центр инновационной режиссуры. И театр, и Харьков готовы к изменениям в большей степени, чем Киев. Попробуй тут войти в какой-то театр, сразу столкнешься с подводными течениями.
Наши партнеры будут присылать своих экспертов, которые увидят, что сделали их протеже. И естественно, какие-то спектакли они будут приглашать к себе на фестивали, таким образом всего за полтора года украинский театр будет представлен на всех ведущих фестивальных площадках Европы и России.
При этом Харьковский театр становится образовательным центром. Если, например, Киевский театральный институт делает спецкурс Новой режиссуры и продюссирования, даже заочный, то год студенты должны быть ассистентами приглашенных нами режиссеров. Таким образом получат знания о разных театральных системах, поймут, как работает современный театр. Параллельно читаются сжатые лекции мастеров театра, у студентов формируется мировоззрение: театральное, эстетическое, этическое. Начиная со второго курса, они должны ставить свои работы.
Театральные продюсеры должны понимать, как организовывать современный театральный процесс. Если состоится этот проект, то через 2-3 года мы получим другого качества режиссуру и театр. И тогда имперские театры будут вынуждены тоже начать меняться. Потому что сейчас, если начать говорить "дайте возможность молодой режиссуре" - а где она эта молодая режиссура? Нет школы и нет практики.
- В Украине все, кто имеют отношение к культуре и культурной политике, жалуются на отсутствие денег.
- Сейчас в стране фактически нет институций, которые готовы эффективно использовать деньги. Дать сейчас больше денег - все равно результата не будет никакого. Сначала нужно провести структурные изменения: создать оазисы, где будет происходить культивирование новых месседжей, новых технологий в театре, в кино, в визуальном искусстве, в ТВ.
Если у нас нет своих учителей или их очень мало, нужны лаборатории, которые открыты современному миру. Сидеть говорить, что "ми такі талановиті, у нас все є" - самообман и комплекс провинциальности. Нужно принять ситуацию такой, какая она есть, использовать ее особенности во благо.
Если собственной традиции нет, то ты можешь открывать культурное пространство, как на восток, так и на запад, использовать энергию и амбиции молодых людей, для создания нового творческого продукта.
- А почему центр Курбаса не стал таким центром инноваций? И не обидно, что в свое время его дали не Вам?
- Это вопрос к центру Курбаса. Некорректно с моей стороны комментировать.
Мне не обидно, моя жизнь и работа меня вполне устраивают. Конечно, хочется большего, возможности и понимания необходимых изменений.
"ДАХ" - очень сильный проект, ничего подобного, пожалуй, нет в мире, если говорить о масштабе и амбициях. И конечно, хорошо было бы иметь большее поле деятельности, мы вошли в "Арсенал" с минимальным бюджетом и за три года сделали фестиваль, который стал лицом Украины. Его можно критиковать, говорить о том, что хаос или не хаос, да все, что угодно, но что это самое открытое и масштабное культурное событие в стране, с этим не поспоришь.
Фото с сайтов PinchukArtCentre, Artukraine, Teatre, "Дах"