Віддавати дитину в школу – в шість чи в сім? Думки 7 освітніх експертів
Напевно, найбільше батьків дошкільнят турбує питання не "в яку школу віддавати дитину", а "віддавати в 6 років чи в 7".
Щоб розібратися в темі, ми звернулися до фахівців із запитанням:
– Як ви вважаєте, в якому віці краще віддавати дитину до школи – в 6 чи в 7 і чому?
ЕКАТЕРИНА ГОЛЬЦБЕРГ детский психолог, "Центр освіти "Оптіма", Детская клиника "Добробут" – В каком воздасте лучше отдавать ребенка в школу – в 6 или в 7? – Не возраст имеет значение, а готовность ребенка к школе. Есть дети, которые абсолютно готовы в 6, а есть и те, кому и в 7 рано. Проблема в том, что для родителей критерием готовности к школе является лишь то, что ребенок обладает неким количеством знаний, которые подразумевают лишь интеллектуальную готовность. Но она как раз не является основным критерием готовности к школе. Более того, часто может стать причиной того, что ребенку становится неинтересно учиться. Основным критерием готовности к школе считаю именно физическую готовность, то есть степень биологического созревания организма, в том числе и мозга. Этот фактор влияет и на степень развития произвольного поведения – способности ребенка подчинятся правилам и регулировать внутренними ресурсами свои сиюминутные желания. Произвольное поведение подразумевает и умение общаться, соблюдать очередь, контролировать свои действия и эмоции, является одним из аспектов, влияющих на мотивацию. Готовность ребенка к школе определяется еще и такими факторами, как умение управлять своим телом, быть внимательным, координировано двигаться, например, спускаться по лестнице без поддержки, перепрыгивать лужу, ловить и бросать мяч, прыгать на одной ноге. И чаще всего физически ребенок готов к школе ближе к 7 годам. Мой опыт подсказывает, что именно те дети, которые были готовы к школе физически, гораздо быстрее и успешнее осваивали знания в начальной школе. Конечно же, при правильном подходе к обучению, можно заранее помочь ребенку достичь физической зрелости, предоставив ему возможность развиваться не только интеллектуально, но и физически – учить его плавать, кататься на велосипеде, играть в футбол. В любом случае, при любом сомнении со стороны родителей – торопиться не стоит, и лучше опираться на опыт специалистов, а не на советы соседок и мам с детских площадок. НАТАЛІЯ ШУЛЬГА професор, заступник директора у Дипломатичній академії України імені Геннадія Удовенка при МЗС, головний експерт групи "Реформа освіти та науки" Реанімаційного Пакету Реформ – В якому віці краще віддавати дитину до школи – в 6 чи в 7? – Питання готовновності дитини до школи досить умовне. Шкільна освіта створена для того, щоб системно вчити дитину впродовж довгого часу. З народження дитина вчиться всіляким навикам, мові, рефлексіям і контролю над ними, фізичним вправам та грі. Тобто елементи системності закладає або ні сама родина. Тому вік, коли дитина може йти у школу, залежить від того, як добре батьки розвинули навички своєї дитини і як мотиваційно заохочували її до соціалізації з іншими. Як правило, дитина, що виростала в середовищі любові та підтримки, сама проситься до школи, починаючи з 5 років життя. Батькам варто прислухатися до мотивацій дитини і, базуючись на них, приймати рішення. Нова українська школа передбачає індивідуальний навчальний шлях для кожної дитини, тому боятися школи стає все більш недоречним. А гармонійний фізіологічний, емоційний та знанієвий розвиток повинна забезпечувати розумно збалансована програма. Це більше роботи та вдумливості для вчителів, інші методології та підходи, інший спосіб організації простору та дійства, який зобов'язаний включати дітей з різною підготовкою та потребами. ПЕТР ЧОРНОМОРЕЦ психофизиолог, соавтор образовательного проекта "Майбутні – IWonder" – В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу – в 6 или в 7? – Для начала о музыке, танцах и спорте. С какой радости родители решили, что ребенку это вообще нужно? Почему они принимают за него такие решения, заменяя детские игры тренировками? Конечно, если ему нравится – не проблема. Но родителям нужно очень качественно отрефлексировать, нет ли здесь переноса собственных нереализованных желаний. Даже если все чисто, есть еще один важный момент: до 7-8 лет ребенку важно просто делать: издавать звуки, двигаться под музыку или без, играть цветом и формой. Делать правильно, хорошо и по команде (как это обычно происходит в секциях) психика готова годам к 9-ти. Что полезного вы рассчитываете "запихнуть" в ребенка в младшей школе? Чтение и математику? Принципиальной разницы между детьми, которые научились читать в 4-5 летили в 6-7, по факту, нет. Развитие гораздо больше зависит от того, насколько качественно родители общаются с ребенком. Обычно получается, что у внимательных родителей ребенок и читать учится раньше. Но решающий фактор – именно качество общения. Если говорить о математике, она вообще нормально начинает "заходить" после 10 лет. В более раннем возрасте можно завести понятие числа и начать считать, но вся базовая арифметика за первые 4 класса – это в основном дрессировка без понимания. При этом в 10-11 лет эта программа внезапно осваивается за полгода. Потому что мозг созрел. Я бы сказал, что ребенок, который пошел в школу в 6, вообще не получает никакого бонуса в плане учебы по сравнению с семилеткой. Но зато теряет год детства. Но с основными проблемами ребенок, который на год младше своих одноклассников, сталкивается в промежутке 10-14 лет. В 5-9 классах школьная программа построена особенно сложно для детей, и год разницы в этом возрасте может иметь решающее значение. Со всеми вытекающими: стресс, эмоциональная перегрузка, понижение самооценки. Если у ребенка есть специальный талант к той или иной науке – он сможет хотя бы в ней догонять остальных и утверждаться. Если нет, и особенно если родители фрустрированы относительно оценок – ребенка можно только пожалеть. ВАЛЕНТИНА МЕРЖИЄВСЬКА співзасновниця і викладач альтернативної школи "БеркоШко" – В якому віці краще віддавати дитину до школи в 6 чи в 7? – – Основним критерієм готовності дитини до школи є не її вік, а психологічна зрілість. В БеркоШко є діти, які пішли до школи в повні 7, навіть ближче до 8 років, але є й такі, хто почав у неповні 6. Йдеться не про початок навчання, бо діти перебувають в цьому процесі з народження, а про зміну формату. Академічна освіта значною мірою грунтується на роботі з абстрактними категоріями, а напрацювання навиків – на дрібній моториці. У більшості дітей нервова система до цього дозріває ближче до 7 років. За моїми спостереженнями, саме починаючи з 7 років діти вправніше пишуть, вільніше відповідають на відкриті запитання (які не передбачають відповіді "так" чи "ні"), можуть збагнути збірні категорії типу "іменник", "сума", навіть ідею числа для позначення кількості. Доки такого дозрівання мозку не відбулось, форми навчання мають бути виключно ігровими, але це не означає відсутність навчання. Можна пізнавати світ: вивчати тварин, сузір’я, вірші, шахи, що завгодно. Освіченість людини не корелює з шкільною програмою, тим більше з пришвидшеним її проходженням. А погляд про успішність дитини в майбутньому має дві складові: здорову, коли батьки прагнуть реалізації для дитини, але водночас й невротичну – спробу дореалізувати в дитині власні амбіції. Тож, відповідати на питання "коли" варто, відштовхуючись від готовності дитини, а не від зручності для батьків чи їхньої тривожності. ВЛАДИМИР СПИВАКОВСКИЙ президент корпорации Гранд – В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу – в 6 или в 7? – Мы постоянно сталкиваемся с мнительностью родителей по этому вопросу. Это только так кажется, что разница в один год несущественная. На самом деле, психологическая разница между 6 и 7 годами примерно такая же, как во взрослой жизни между 30 и 40 годами. Обычно в 6 лет ребенок еще хочет играть в игрушки. А в 7 лет он уже хочет "работать". В половине случаев решение этого вопроса связано с амбициями самих родителей. Они считают, что их ребенок подготовлен к школе настолько сильно или даже уже гениален, что нечего ему ждать еще год. Другие думают о будущей армии (для мальчиков). Или поводом является то, что друзья или родственники отдают своих детей в 6 лет – и "мы тоже". Не все знают, что раннее развивающее обучение не сильно влияет на успехи ребенка в школе. Мы проводили исследования, когда сравнивали детей, ходивших на кружки с 3-летнего возраста, умеющих к школе читать, считать и писать, с детьми, которые пришли в школу без этих умений. Дети из второй группы догоняли первых за 3-4 месяца. Дальше никакой разницы между ними не чувствовалось. В одних странах начинают с 5-6, в других – с 7 и даже с 8. Есть страны, где дети идут в школу в день рождения в 7 лет. Точнее, на следующий день после своего праздника. Лучшее решение для наших условий – отдавать в полные 7 лет. Важны не только "знания", а и психологические проблемы в подростковом возрасте, когда, скажем, большинству в классе уже по 15 лет, а нескольким мальчикам по 14. Обычно их возрастно-психологические терзания игнорируются. А зря. ЯРОСЛАВ КОВАЛЕНКО директор в альтернативній демократичній школі Dixi – В якому віці краще віддавати дитину до школи – в 6 чи в 7? – Це одне з запитань без відповіді. Для формування власного рішення батькам є резон відповісти на купу інших запитань: Що краще – рік нудьгувати в садочку і потім легше вчитися, бо дитина буде однією зы старших в класі чи не нудьгувати і проходити школу з більшими складнощами, але і більшим розвитком? Соціальне оточення – якщо вся дитсадівська група дитини гуртом йде в перший клас – чи варто полегшувати життя дитині, теж переводячи його, чи не варто цього робити? Приблизний рівень загального розвитку – чи випали перші зуби, чи може дитина дістати ліве вухо правою рукою через голову? Це ознаки закінчення певного періоду розвитку дитини та переходу її до наступного згідно багатьох схем періодизації психофізіологічного розвитку дитини, що визнаються в науковому світі. Стать дитини – дівчата краще вчаться, хлопці гірше. Темперамент – більш непосидючим складніше в школі. Інтереси дитини – чи цікаво дитині жити наразі, чи вже нудно і потрібні більші виклики? Оточення дитини – чи достатньо воно створює освітніх викликів для дитини наразі чи потрібно їх створювати в школі? Знайти однозначну відповідь на ці запитання неможливо, тому будь-яке рішення батьків буде вірним. ЕВГЕНИЙ МИРОШНИЧЕНКО Президент Ассоциации практических психологов, основатель проектного лагеря "Мастерская успеха: снимаем кино" – В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу - в 6 или в 7? Почему? – Я не сторонник ранней социализации. Чем позже в жизни ребенка начнется школа, тем более окрепшим и самостоятельным он подойдет к ней. Часто родители стремятся отдать ребенка в школу поскорее – раньше пойдет, раньше выйдет. Школа традиционно воспринимается ими как место, в которое ребенок ДОЛЖЕН отходить, а не как институт взросления. Я бы посмотрел на это со другой стороны – позже начать, раньше закончить. Если ребенок недостаточно психологически готов к школе, он попадает в достаточно жесткие условия. Отдавать можно, когда он достаточно окреп, заинтересован в других и способен психологически сам за себя постоять. Раннее встраивание в структурированную и требовательную среду приводит к невротизации ребенка, повышению его уязвимости, разрушению естественного интереса (подмена его "неестественным" школьным) и желания действовать. Вспомните себя в первых классах. Что вам ярче всего вспоминается? Игры на школьном дворе, походы и школьные приключения, проказы и шалости. Помимо обучения, у нас проходила бурная жизнь, взаимодействие с другими, социализация. Для свободного развития нужно много времени для игры, спонтанного творчества, общения, взаимодействия. Если нет свободной игры, появляется проблема. В школе для всего этого очень мало места. "У ребенка отняли детство" – так говорила моя мудрая бабушка. Мы боимся упустить ребенка, пропустить его развитие, поэтому обильно удобряем его разными курсами, развивающими играми, книжками. Принуждение к росту и ранняя мощная стимуляция роста не проходят бесследно. Как и всякие удобрения, они имеют как позитивные, так и негативные стороны. Происходит активное накопление токсинов и нитратов. В первую очередь ребенок теряет свою жизненность и любопытство.Фото Ігор та Ніна Гайдай
Євген Лапін, директор Освітнього центру "Життя", спеціально для УП.Життя