Українська правда

Режиссер фильма "Крути 1918" Алексей Шапарев: Этот фильм для нового поколения

- 9 січня 2019, 08:00

Про проект

Проект #KINOINUA – це серія інтервью з українськими режисерами. Проект виходить за підтримки Київстар. Для своїх клієнтів оператор пропонує послугу "Домашнє ТБ".

"Домашнє ТБ" від Київстар це доступ до 134 телеканалів та відеобібліотеки з легальним контентом.

Переваги "Домашнє ТБ":

  • Оплачуючи одну абонентську плату, телеканали та відео можна дивитися одночасно на 2-х телевізорах, а також на смартфоні, планшеті та ноутбуці без додаткової плати.
  • Простота підключення. Немає необхідності монтувати супутникову "тарілку".
  • Велика кількість та розмаїття каналів на всі смаки – дитячі канали, спорт, кіно тощо.
  • Доступ до великої відеобібліотеки з фільмами, серіалами, кліпами та програмами від світових та українських кіностудій.

Як замовити підключення? Якщо ви новий абонент вам потрібно перевірити технічну можливість підключення. Це можна зробити на сайті або зателефонувавши за безкоштовним номером 0 800 300 460. Якщо ви вже користуєтесь послугою "Домашній Інтернет" від Київстар зробити це можна в системі Мій Київстар або через колл-центр.

Режиссера Алексея Шапарева украинский зритель знает по наиболее известным фильмам "Киевский торт", "Правило боя",  и мини-сериалам "Гвардия", "Гвардия-2".

7 февраля 2019 года выходит в прокат его новая работа - исторический экшн "Крути 1918". В кинотеатре, как обещает режиссер, зритель увидит не реконструкцию трагических событий, а художественный фильм. Съемки фильма начались в сентябре прошлого года и длились до января 2018.

В целом задействовано около тысячи артистов, а при съемке самого боя участвовали солдаты Национальной гвардии Украины. Среди известных актеров снимались Виталий Салий, Томек Собчак, Алексей Тритенко Наталия Васько,  Дмитрий и Остап Ступки.

Алексей Шапарев рассказал в интервью "УП.Жизнь" о трудностях съемок, актерском кастинге, спорных исторических моментах, и новых проектах.

-Выход фильма в прокат изначально планировался 6 декабря, но перенесли на 7 февраля. С чем это связано?

- Во-первых, фильм выходит в прокат не только в Украине. Второй главный момент -  6 декабря не очень принципиальная дата, а  29 января - годовщина боя под Крутами. Поэтому решили в этот день сделать допремьерный показ фильма, а с 7 февраля выйти в широкий прокат.

-Вы выбрали тему фильма или тема -Вас?

-Долгая история. Костя (Коновалов - автор сценария - УП.) пришел со сценарием, но он был сырой, около 55 страниц, а сценарий полнометражной картины начинается от 85 страниц.  Надо было сделать интересную и понятную для зрителя историю. После первой встречи прошло 1,5 года. И сценарий претерпевал различные изменения.

 

-"Крути 1918" -  это фильм про...?

-то, что нужно помнить уроки истории. Ведь  События  100-летней давности  снова  повторились.  А почему, задумались?

-Вы имеете ввиду события на Донбассе?

-Да, я имею в виду  войну на востоке страны.  Именно поэтому герой в фильме  говорит: "Якщо ми не будемо знати своєї історії, то і воювати буде ні з ким".

 - То есть, фильм, прежде всего, рассчитан на молодое поколение?

-… В первую очередь. Я старался рассказать его современным  киноязыком, убирал нарочитый пафос из сценария и т. д. Это ни в коем случае не реконструкция. "Крути 1918" - художественный фильм. Когда началась подготовительная работа, было несколько очень спорных фактов в истории.

-Какие именно?

-Допустим - пели гимн или нет (студенты перед расстрелом - УП), расположение, география боя… И сколько у нас было историков (над работой фильма - УП)- столько и версий было. К счастью, к нам попали дневники Аверкия Гончаренко - командира студенческой сотни, где более менее все понятно. Но это его точка зрения. И в его воспоминаниях непонятно, пели студенты гимн или нет, потому что его там не было, он написал, что ребят сразу закололи штыками.

Я нашел разные статьи этого времени - французскую газету, две коммунистические газеты и две украинских, - одна из которых была более прогосударственной, а вторая, как принято сейчас говорить independent. И снова четыре разные версии. Как все было на самом деле, сложно сказать. Правда где-то посередине.

Когда вышли на площадку и начали снимать, то  решили все рассказывать через образы, какие-то эмоциональные вещи, придерживаясь общепринятых событийных фактов.

-То есть историки не помогли или вы выбрали нейтральную позицию, например, по расположению боя?

-Историки консультировали, но единого мнения у них не было.  Повторюсь, каждый рассказывал свою-новую версию событий. У нас было шесть разных карт, нарисованных участниками этого боя. И разница между ними была серьезная. К примеру по одной из версий, это была оборона моста, а сражение проиграно из-за того, что возвращался эшелон с демобилизованными солдатами после Первой мировой войны. Солдаты вышли и потребовали собрать обратно рельсы, иначе обещали всех порешить.  

-Где непосредственно снимали сцену боя и привлекали наших реальных военных?

-Очень помогла Нацгвардия: и людьми, и техникой. Само поле боя снимали в Калиновке под Киевом.

-Вы говорили в одном из своих интервью, что съемки проходили вопреки. Почему?

-Тяжелые достаточно были. Во-первых, сложная история, которую надо через себя пропускать каждый раз. А вопреки, потому что были какие-то непредвиденные ситуации. Например, договариваемся с "Укразилизницей", причем за большие деньги (цена мегазаоблачная) о том, что они нам дают для съемок паровоз.  Мы уже построили большую декорацию - имитацию вокзала того времени. На завтра съемки этой сцены с паровозом, участвует огромное число массовки. Накануне, вечером звонит мне продюсер и говорит, мол, паровоз не приедет, "Укразализниця" отказала.

 

- И что дальше - как снимали сцену?

-Снимали в разных местах по кусочкам. Вместо одной съемочной сцены было шесть.

-А паровоз в кадре появился все-таки?

-Да, спасибо ребятам из, единственного  паровозного ремонтного  депо в поселке Цветково.  Там все живо, только благодаря их желанию все это сохранить. Для этого пришлось выезжать в Черкасскую область и часть фильма там снимать.

-А еще какие локации задействовали для съемок?

-Мемориал памяти героев боя под Крутами. В Киеве много снимали: на Софиевской площади, КПИ,  на улицах снимали с привязкой к  историческим моментам. Более менее старались географию не нарушать.  К сожалению, наш Киев не совсем похож на тот, который был в то время. Сохранившиеся фасады имеют современные элементы - пластиковые окна, кондиционеры, неоновые вывески.  И это печально, не только из-за того что много ретуши… Жаль, был у нас красивый Киев, а теперь  бетонная стекляшка.

- В центре сюжета все-таки история семьи, а не боя?

-В центре фильма  - история семьи военных. Отец  - генерал контрразведки и два сына - один военный, второй - студент.

-И сыновья по разные стороны баррикад?

-Они делают одно дело, но у каждого своя задача, свой выбор.

-Как проводили актерский кастинг? Судя по трейлеру фильма, у вас некоторые исполнители уже появляются в каждом фильме -  например, актер Дмитрий Ступка.

-Когда я искал артиста на роль Симона Петлюры, на несколько коротких эпизодов, то посмотрел на их фото. Потом взял маркер дорисовал ему (Д.Ступке на фото - УП.) тяжелые веки и закрасил китель - вроде как похож. Поэтому утвердил его.

-А до этого у него была другая роль?

-Не совсем. В то время еще проходил кастинг и я искал нужный типаж.

-А исполнителей главных героев  быстро нашли?

-Искал долго и нудно. Помогла кастинг-директор, благодаря ей многих нашел. Сначала было одно видение насчет некоторых персонажей, но после кастинга все очень изменилось.

- Исполнители главных ролей - молодые ребята. Например, в роли Андрея - Евгений Ламах.  Вы целенаправленно искали именно немедийных лиц?

-Это все молодежь. Если по истории самому младшему -16, а остальным - 22-23, то, конечно, хотелось, чтобы исполнители более менее соответствовали возрасту. Какая-то хорошая волна прошла среди молодежи - появилось очень много интересных и талантливых ребят, есть из кого выбрать. И лица симпатичные. Хотя вот роль Муравьева сыграл Виталий Салий. Могу поспойлерить - с этой ролью все, что я задумал, мы сделали на 100%. Роль Аверкия Гончаренко сыграл Алексей Тритенко, хотя на него тоже были другие планы.

Где-то я хотел показать плакатность в персонажах, но без пафоса, а визуально.

-Вы до этого снимали "Гвардию" - о сегодняшних событиях в Украине. Не каждый режиссер готов браться за эту тему, а некоторые считают, что мол еще не время...

-Значит  для этих самых "некоторых" еще не время. 

-Сложнее снимать о прошлом или сегодняшних событиях?

-О тех событиях, что сейчас происходят - сложнее в плане эмоций к семьям, где погибли люди. Но в какой-то момент понимаешь, что это твоя профессия, и ты это должен делать.

С другой стороны, легче снимать, потому что ты все это видишь - как происходит. Если о чем-то не знаешь, то можешь позвонить тому, кто там был и спросить. 

О прошлом сложнее, но интереснее. Во время противостояния с большевицкой Россией сражений как бой под Крутами, на самом деле,  было очень много.

Одно взятие Харькова армией Муравьева — это страшная страница нашей истории. Кстати, эту тактику сейчас применяли,  но, слава богу, обошлось.

А сложность в том, что - у каждого своя правда:  и тогда, и сейчас.

А  в кино нельзя однобоко рассказывать, мы ж не агитку снимаем, а хотим сделать так, чтобы люди посмотрели картину и сделали какие-то выводы.

-Ваши предыдущие работы, например,  фильм "Правило боя" имел продолжение в виде четырехсерийки для ТВ. "Круты  1918" тоже будет иметь продолжение?

-Нет. Это полнометражный художественный фильм.

-А что интереснее снимать сериал или фильм?

-Неважно в принципе.  Отличие только в  изображении. Экранное кино - большой формат изображения,  на экране видно все, поэтому организация кадра занимает больше времени и работы. 

-Полнометражку сложнее в этом плане снимать?

-В этом - да. Например, грим, или общие панорамы, на большом экране видно все, даже толщина слоя грима, на большом экране, излишек в три микрона сразу видно.

-А с точки зрения творческого процесса что интереснее?

-Абсолютно одинаково. Вопрос в другом - как ты относишься к этому. Я не разделяю мнения, как многие говорят, мол, это ж телик, сериал, то можно не напрягаться. Для меня это такая же работа, просто технологии разные. Знайте профессию, умейте  пользоваться ремеслом, применяйте правильно. В сериале, как и фильме, ты проводишь кастинг, читаешь и правишь сценарий, репетируешь с артистами.

-У нас к сериальному продукту относятся несколько халтурно, те кто занимается его производством.

- Рыба гниет с головы! Менеджеры телеканалов, они же заказчики, именно так к этому относятся. Они даже не говорят -  кино, фильм, а мол, нам  нужны контент-часы.  Телеканалы диктуют свои условия - нам надо только вот это и только вот так, мы не хотим рисковать, у нас зритель смотрел российское г…но и мы будем продолжать его кормить таким же только дешевым.

Часто разные телеканалы предлагают тебе проект - а тема, бюджет, производство, оплата - почти все одинаковое у всех.

Но лично для меня проект тот, который я делаю сейчас, самый важный в моей жизни.  

-Выходит, что телеканалы опускаются до уровня зрителя, а не предлагают более высококачественный продукт?

- Им (телеканалам - УП) неинтересно брать рискованные вещи. Есть отработанные схемы: 100 долларов потратили на производство и 115 заработали - их это устраивает. Потому что если  брать что-то новое,  сложное, то это требует вложения уже не 100, а 200 долларов. И не факт, что деньги окупятся. Это их бизнес-модель.  Секрет Полишинеля в том,  что все телеканалы дотационные и не прибыльные. А риск - это ответ перед инвестором. Какому менеджеру это надо? А зритель сейчас, слава богу, имеет выбор. Кому интересно новое и качественное, смотрят NETFLIX, HBO или BBC.  Вот я, к примеру, Animal Planet и National Geographic  смотрю.      

-А на кино  можно заработать в Украине - построить бизнес?

-Как на сервисе - да. Хотя уже у некоторых  студий есть прогресс. Допустим, ребята, что снимали фильм "Незламна", в этом году выпустили "Сторожевую заставу" с неплохим кассовым сбором. Хороший фильм, для семейного просмотра. Также высокий финансовый результат показала картина "Скажене весілля", но я его не видел.

-А что из увиденного в украинском кинотеатре за последнее время Вас впечатлило?

-Понравился "Донбасс" Сергея Лозницы. Над одной сценой - про святые мощи очень смеялся, потому что нечто подобное мне приходилось наблюдать. Режиссер очень реально  передал атмосферу.

-Какие фильмы Вы бы не стали снимать?

-Те, которые мне неинтересны. Я о том, что история цепляет, или нет. Можно один и тот же сценарий по-разному представить. Если ты в него вложил всего себя, то, наверное, и зрителю будет интересно.

-И какие темы Вам интересны сейчас? Над чем работаете?

-Сейчас есть 4 больших проекта в стадии разработки, они мне все нравятся, но абсолютно по-разному. Первый - тема про Вторую мировую войну, по жанру - комикс. Второй фильм по историческим событиям - про казаков-наемников во главе с атаманом Сирко, которые помогали французской армии: где Шарль де Бас д'Артаньян в 30-летней войне брал крепость Дюнкерк вместе с Сирко.

-Названные проекты Вы уже будете снимать?

-Надеюсь. 

-А как насчет их финансирования?  Госкино поможет?

Госкино хорошим проектам всегда помогают, но перед тем как подавать, надо еще  много сделать, найти копродюсеров в других странах. Найти дистрибьютора, который будет представлять картину во всем мире.

-В "Правило боя" Вам было легче найти деньги за пределами Украины?

-Фильм малобюджетный, поэтому так получились.

-То есть, у нас трудно найти частные средства для производства фильма?

-Практически невозможно.

-Почему?

-Никому не интересно. Во-вторых - это большой риск вкладывать деньги. Людям у которых есть деньги, проще держать средства в своем бизнесе, чем в кино. Взять и вытянуть из бизнеса 500 тысяч и дать кинопродюсеру - это риск. Плюс работает большое количество факторов - неправильная рекламная кампания, время проката - и фильм может провалиться в прокате. А бывает, что смотришь - простенькое кино, сценарий  не выше среднего, а он окупился.

-У Вас было такое: приходишь к потенциальному инвестору просить денег на фильм, а он согласен, но с условиями, неприемлемыми для Вас?

-Пару раз было и такое. Говорили: мы можем дать тебе денег, но в главной роли буду сниматься я (потенциальный инвестор - УП). Тут как говорится-  лучше с умным потерять, чем с дураком найти. Было и такое, что приезжали, предлагали работу, но снова-таки: "моя собачка в главной роли". Не хочу играть в такие авантюры и никому не советую.

 

-Какие болезни роста украинского кино Вы можете отметить?

-Если начинать сначала, то это образование - в профессию идут очень многие, но не понимают основ.

Да и после того, как человек пять лет отучился, нужно еще лет пять-шесть отработать на разных площадках, набраться опыта.

Есть, конечно, бриллианты, но в общей массе их мало. Не должно быть такого, чтобы раз в год на всю страну появлялось 4-5 режиссеров,  полтора сценариста, 8-10 артистов… Для такой страны это катастрофически мало.  Но все же есть надежда !

-А с финансированием фильмов от Госкино как ситуация?

-Ну, миллиард гривен утвердили (бюджет 2019 года для Госкино - УП), - неплохо.

-Но, бюджет "Крути 1918" - 52 млн.грн., (из них половина от Госкино), а рассчитывали, наверное, на бОльшую сумму?

- Изначально были инвесторы, которые кулаками в грудь били себя, но потом исчезли. Искали других. Пришли  итальянские копродюсеры, которые помогли завершить картину. Опять же нельзя винить частников и говорить, что они плохие и не дают нам денег. Если бы индустрия была правильно построена, тогда все было бы по-другому - количество кинотеатров, лояльность к национальному продукту и правильная рекламная кампания. Много факторов надо учитывать.

-Сейчас в Украине много говорят о начале возрождения кино. Вы не ощущаете кардинальных изменений?

-Сейчас легче стало с получением денег от Госкино - есть конкурс, можешь подать сценарий, а потом питчинг. Плюс возможность доступа к европейским копродюсерам. А если ты снял что-то хорошее и тебя заметили, то дальше позовут на новые проекты.

-Можно услышать мнение, что количество выпускаемых фильмов растет, но мы можем потерять качество. Согласны?

-Нет. Наоборот - чем больше будет выходить проектов, тем больше опыта и понимания как и что делать.

Скажу честно - я десятилетней давности и я сегодня - это два разных абсолютно режиссера. Другой подход. Чем больше сложных вещей ты сделаешь, тем лучше - это рост. И чем больше на экране будет картин, тем больше будет хороших фильмов.

Я искренне радуюсь победам коллег, даже если  не знаю их. Это дает надежду и внутренние силы - у пацанов же получилось, значит все хорошо.

Обидно, когда было много амбиций, а по факту - унылое на экране. И тогда думаешь, но елки-зеленые все вроде как было, чтобы взять и сделать.

А че ж ты не доделал? Ну, были проблемы с этим, с тем. Но ты ж зрителю не будешь рассказывать, что вот тут у меня поезд не приехал, потому что "Укрзализниця" -"молодцы". Ты должен взять и доделать.

-Как вы относитесь к запрету российских фильмов в Украине?

-Снимали они постоянно г*внище и то, что эту бредятину не показывают у нас, очень хорошо. У них были и есть хорошие режиссеры и картины, но это редкость. И запрет этих фильмов не касается.

 

-Вашу дочь уже можно увидеть на большом экране. Вы частенько снимаете?

-У нее прозвище даже есть - кинодочь. В одно время я искал девочек на кастинге, но потом начались сложности  - с родителями ребенка, агентами...

Еще ничего толком нет, а ты уже заложник каких-то ситуаций. Со своей дочерью проще - можно заставить делать все, выучить любой текст.

Когда-то не хватало массовки для кадра - нужна была на общем плане девочка с грудным ребенком, выносящая его из пожара. "Ну что, - говорю ей, - защиту наденешь".  Она - "ну, хорошо".

-Гонорар получила?

-Конечно!

-На что потратила?

-Она всем подарки покупает - одноклассникам, старшей сестре, близким.

-То есть она уже хочет быть актрисой?

-Она еще ищет себя. Последнее, что недавно сказала - хочет стать дизайнером интерьеров. А актриса - это вынужденная  обязанность.

Ирина Голиздра