Никита Булгаков: "Давай танцуй" — это массовое кино для украинского зрителя

1693
11 лютого 2019

Про проект

Проект #KINOINUA – це серія інтерв'ю з українськими режисерами. Проект виходить за підтримки Київстар. Для своїх клієнтів оператор пропонує послугу "Домашнє ТБ".

"Домашнє ТБ" від Київстар це доступ до 134 телеканалів та відеобібліотеки з легальним контентом.

Переваги "Домашнє ТБ":

  • Оплачуючи одну абонентську плату, телеканали та відео можна дивитися одночасно на 2-х телевізорах, а також на смартфоні, планшеті та ноутбуці без додаткової плати.
  • Простота підключення. Немає необхідності монтувати супутникову "тарілку".
  • Велика кількість та розмаїття каналів на всі смаки – дитячі канали, спорт, кіно тощо.
  • Доступ до великої відеобібліотеки з фільмами, серіалами, кліпами та програмами від світових та українських кіностудій.

Як замовити підключення? Якщо ви новий абонент вам потрібно перевірити технічну можливість підключення. Це можна зробити на сайті або зателефонувавши за безкоштовним номером 0 800 300 460. Якщо ви вже користуєтесь послугою "Домашній Інтернет" від Київстар зробити це можна в системі Мій Київстар або через колл-центр.

В марте в прокат выходит фильм "Давай танцуй!" режиссера Александра Березаня. 

Мы поговорили о том, как снимали фильм, с человеком, который остается "в тени" на официальных премьерах, но при этом держит под контролем весь процесс на съемках, — второй режиссер фильма Никита Булгаков.

Чем занимается второй режиссер на площадке? Какова его зона ответственности?

Коммуникации между департаментами, управление съемочной  площадкой, планирование съемочного процесса.

В том числе и с актерами работаете?

С главными героями работает режиссер-постановщик. Второй режиссер может работать с актерами второго плана и массовых сцен. Он доносит информацию от режиссера, оператора, художника всем остальным департаментам. Также следит за своевременным выполнением каждой задачи.

А как Вы попали в кино?  

Началось все с того, что несколько лет назад я поехал путешествовать с подругой в Штаты. Взяли камеру. Я решил каждый день снимать и монтировать видеодневники о нашем путешествии. Впоследствии я выпустил короткометражный фильм.

В итоге, когда сюда приехал, начался Майдан. Первый фильм, куда я попал как режиссер монтажа,  "Зима в огне". После этого уже начал работать в кино.

На март запланирована премьера фильма "Давай танцуй", где вы были вторым режиссером. Съемки начались ещё в 2015 году, но премьера переносилась. С чем связан такой затяжной процесс выхода фильма?

Сначала формат фильма подразумевал 4 серии. Съемочный процесс длился год. Потом постпродакшн, который тоже занял много времени: возможно, там были технические сложности. Об этом больше знают продюсеры.

О чем этот фильм и на какую аудиторию он ориентирован?

Это массовое кино, которое направлено на украинского зрителя.

Основная история повествует о герое, который родом из Донбасса. Мы снимали, когда только начиналась война, поэтому наш герой, Никита, имеет ряд стереотипов о Киеве. Он отправляется его покорять и сталкивается с неожиданными для себя ситуациями, которые он преодолевает, меняя свои представления о столице. Мне кажется, это воссоединяющий фильм.

А причем здесь танцы?

Главный герой занимается танцами и едет на конкурс, чтобы помочь своему брату. То есть мотивация денежный приз. В результате он выигрывает конкурс, но попутно ему приходится пройти ряд перипетий. Саша (режиссер Александр Березань УП) заложил туда и экшн, и танцы.

Герой родом из Донбасса и Вы тоже оттуда, это как-то помогло в работе?

Режиссер Саша тоже из Донбасса и эта история близка ему — он является соавтором сценария. Для Саши много личного материала там. Когда меня позвали на проект, то появилось что-то близкое: желание покорить столицу, тоже имея какие-то свои стереотипы. В фильме много юмора, построенного на стереотипах, которые есть между западом и востоком нашей страны.

 

Например?

Герой представлял, что там (в Киеве, в западных областях УП) такая хунта, где все патриотично настроенные, любят трезубец, "жовто-блакитный" прапор, "росийською" не говорят и все не любят москалей. А "москали"  это жители Донбасса. И что его по-любому схватят… Но в процессе герой находит и друзей, и свою любовь.

Имя героя — Никита. Это случайность?

Да. С режиссером, кроме меня, работал еще оператор Никита Кузьменко.

Вы принимали участие в кастинге актеров?

Частично да.

Главного героя выбирали не из профессиональных актеров, а из танцоров. Почему?

Потому что в фильме много профессиональных танцев с трюковыми элементами. Было сложно найти исполнителей. Саша был вынужден искать актеров среди танцоров  это было важно для реализации его замысла. Поэтому приглашены были танцоры. В процессе съемки ребята учились играть и достаточно хорошо с этим справлялись.

 

А насколько с ними было легко работать, учитывая отсутствие актерского мастерства?

Саша все-таки работал с ними больше, чем я. Он любит ставить преграды и преодолевать их. И это был именно тот случай. Исполнители-танцоры могут больше импровизировать ввиду того, что у них нет профессиональных знаний по актерскому искусству.

То есть они более естественны и открыты?

Да.

Многие украинские режиссеры хотят видеть молодых немедийных лиц в своих фильмах.

Бывает, что для фильма ищут определенные типажи, но не всегда их можно найти среди актеров. Профессии актёра сложно просто взять и обучиться. Часто люди обладают природными задатками, достаточно свободны и раскрепощаются на площадке, раскрывают харизму. И ребятам, которые участвовали в нашем фильме, это удалось.

Саша так подбирал актеров, что, по сути, они играли самих себя. Им не надо было себя ломать: они такие же, как и в жизни. Если главный герой немного наивен и вынужден каждый раз преодолевать себя, то и исполнитель роли, Денис, в жизни такой же. Если его соперник по фильму — Рома, лидер, то и в реальности он такой же.

— Для съемок были построены специальные огромные декорации. Какие и для чего именно?

Фильм снимали блоками. Один из блоков студийная съемка. Место действия, где проходят танцевальные соревнования, — некий богатый клуб, в котором танцоры начинают батл между собой, выявляя сильнейших. Там главный герой борется за приз. Такой клуб в Киеве не нашли, и Саша принял решение, что его надо построить. И мы строили в павильонах "Киевнаучпоп".

Была построена огромная декорация в форме города несколько апокалиптически разрушенного, символизирующего происходящее в нашей стране. И на улицах этого города происходят танцевальные батлы.

Сложность была в том, что, кроме основных танцоров-исполнителей ролей, задействовано большое количество актеров массовых сцен, которые заполняли пространство. Всего около 15 смен. Массовка работала целый день, поддерживала наших главных героев. Большая их заслуга в том, что они приходили не как на работу, а как зрители.

Снимали массовые танцы длинным дублем плюс много импровизационных вещей. Мы все на площадке находились как будто в реальном танцевальном батле.

Сколько массовки было?

200-300 человек ежедневно.

Сложно ли ими управлять?

Сложно, учитывая специфику локации и ограниченность во времени. Плюс есть безопасность, технические вещи.

Массовку тоже из танцоров выбирали?

Да, они проходили кастинги. Это нормальная практика. Актеров массовых сцен делили на первый, второй и третий план в постановочных танцах.

По принципу кто лучше танцует?

Именно. Также отталкивались и от внешних данных, потому что часто актеры массовых сцен стоят близко и иногда взаимодействуют с главными героями. Перед съемками просто включали музыку и просили людей танцевать, так и выбирали.

 

Какие были трудности или форс-мажорные обстоятельства при съемках фильма?

Каждый день на площадке происходило много событий. К примеру, сложно работать на площадке с животными. Мы снимали на Арт-Платформе, где есть помещение с ямами в полу, типа беседки. И Саша с оператором решили, что по фильму это будет некое логово бандитов.

Чтобы декорировать и украсить это место, решили посадить туда крокодила. Мы заполнили водой эту яму и привезли на площадку настоящего крокодила, которого спустили в воду. Спустить было просто, а вот достать сложнее. Наши реквизиторы потом ловили этого крокодила. Агрессивное животное. Но все хорошо закончилось.

В кадре будет только крокодил?

Еще и кабан, на котором скачут.

Дрессированный?

Нет, но мы нашли как снять эту сцену. Сделали специальную платформу, на которой перемещался кабан,  тележка, наподобие долли (операторская тележка УП). Этот кабан на долли, а на кабане — наш актер. И перевозили эту тележку в ходе съемки.

И много дублей было?

Пытались максимально быстро сделать, но заняло это около часа.

Актеру не было страшно?

Было. Но он справился. И мы снимали в конце съемок уже эту сцену, долго раздумывали как снимать. И к тому моменту Денис прошел уйму перипетий и был уже как Том Круз: бегал по фурам, поездам.

Денис все делал сам, без дублеров?

В основном сам. Дублер был только для сложных силовых элементов в танцах.

С какими мыслями может выйти зритель после этого фильма?

Саша закладывал в фильм позитивные месседжи для общества, один из них — примирение и вера в себя. Мне хотелось, чтобы зритель это "взял" с собой.

В Украине в одно время был бум танцевальных телешоу, из-за чего возрос интерес к танцу в целом у молодежи. После этого фильма может быть подобный эффект?

Надеюсь, что да. Когда мы работали над фильмом, то для нас важно было как эти танцы будут выглядеть, учитывая, что кино рассчитано на молодую публику. Нельзя было делать некачественные танцы. Талант оператора Никиты Кузьменко в том, как он снимает танцы. В тандеме с Анатолием Сачивко и его хореографией вышло фантастически.

Когда украинский молодой зритель приходит в кино, что он хочет увидеть?

Мне кажется, зритель всегда хотел бы увидеть немного себя. 

Сейчас много говорят о буме укркино и мы видим, что выходит все больше фильмов в прокат.  Как думаете, количество всегда равняется качеству или нет?

Количество всегда переходит в качество. И это хорошая тенденция, что государство начинает финансировать кино. Этот фильм ("Давай танцуй" УП) снят без государственных средств, только частные инвесторы, что сегодня редкость. В сфере роисходит развитие, больше фильмов снимается, хочется верить, что это будет продолжаться.

Мы все открываем для себя. У нас долгое время ничего почти не снимали. Нет профессионалов. Люди только сейчас приобретают эту практику, растут с каждым новым фильмом. Я думаю, что Украину ждёт хорошее кинематографическое будущее, если так будет продолжаться.

 

Вы сказали, что инвесторы нечасто вкладывают деньги в кино. Почему?

Есть авторское кино, фестивальное, а есть массовое для проката. Инвестор зачастую вкладывается в прокатное кино, но есть сложность в окупаемости. Это большие финансовые затраты.

В нашей стране в последнее время есть тенденция поддерживать украинское кино, но имеет значение количество кинотеатров, культура просмотра. У нас, на самом деле, очень мало кинотеатров, которые давали бы кассовые сборы. Плюс то, что наше кино зачастую остается в Украине и не продается за рубеж, поэтому его сложно окупить.

Саша как продюсер обладает талантом к привлечению инвесторов, создавая коммерчески успешное кино. Он до этого делал четырехсерийную телекартину, которая была коммерчески успешной (т/ф "Доставить любой ценой" — УП).

Кстати, ранее была информация, что "Давай танцуй" изначально снимался и для российского кинорынка. Насколько это правда?

Фильм не был специально сделан для российского рынка. Вопрос в другом дадут ли ему там прокатное удостоверение.

Для вас лично интереснее документальное или художественное кино и почему?

Это совершенно разное кино. В документальном кино тебе сложно предсказать, что будет дальше, ты работаешь уже с материалом и ищешь в нем смыслы. А в художественном кино ты можешь сразу заложить те месседжи, которые хочешь донести зрителю, поэтому оно контролируемо.

Как вы сказали в начале, фильм "Зима в огне" ваша первая работа в кино. Он был номинирован в свое время на Оскар. Это вам помогло в профессиональном портфолио?

Я бы так не сказал, что он мне помог как-то для портфолио. Там сложная судьба у фильма. Меня позвали на проект помочь с монтажом, было много материала. Фильм собрали быстро, чтобы выпустить и противостоять российской пропаганде. Но по каким-то причинам сразу фильм не вышел в прокат, а зритель увидел его через 2 года.

У Вас не было желания снять кино про события на востоке страны?

После Майдана я ездил в Славянск: там начинали снимать документальный фильм про Олега Сенцова, но потом фильм отдали режиссеру Аскольду Курову (так как сам Куров из Москвы и дальнейшие съемки должны были проходить именно там). Честно говоря, меня больше привлекает художественное кино.

А как считаете: в чем украинское кино отстает от западного?

Вопрос сложный. Конечно, профессионально серьезно отстаем. Мы только последние годы начали серьезно заниматься кино, поэтому у нас большой дефицит людей, которые работают на простых должностях. Если операторский департамент достаточно квалифицированный, то в других департаментах (реквизиторы, художники) мало профессионалов.

Когда начинаются кинопроекты, сложно профессионально укомплектовать среднее звено съемочной группы. На Западе такого нет. У нас люди учатся на площадках, потому что негде этому обучиться. В институтах выпускают только режиссеров и операторов.

Для запада интересны идеи, которые мы предлагаем. Наша слабость отсутствие хороших сценаристов, которые могли бы помочь режиссеру качественно рассказать историю.

Также проблема авторское кино. Его очень мало. На Западе при том, что существует Голливуд, есть очень сильный независимый кинематограф. Там много площадок для документального кино, которое у нас в прокате почти не идет, за исключением фильмов Сергея Лозницы.

У нас все только прощупывают почву и пытаются работать, чтобы это было востребовано у зрителя. Делать хорошую драму достаточно сложно.

Вы кроме кино еще чем-то занимаетесь?

Сейчас я работаю режиссером на рекламных проектах. Еще "захожу" на клипы как второй режиссер.

Клипы для каких исполнителей снимали?

Джамала, YouRa (Юрий Бардаш — УП), Пошлая Молли, Бумбокс, Квест Пистолс Шоу,  и другие.

Последняя работа "YouRa — Практика". Интересная работа.

А у Джамалы что именно снимали?

Трек под Евровидение. Я работал в команде как второй режиссер.

За сколько часов в среднем снимается клип?

В среднем 1-2 дня, то есть 18-20 часов. Как правило, за сутки снимают.

Чем для вас интересна работа в клипах?

Это краткосрочный проект и ты быстро переключаешься на разные жанры. Интересно делать клипы тех исполнителей, чья музыка нравится. Хорошо, когда это востребовано у зрителя и достаточно быстро получаешь фидбек.

— Насколько дорогое удовольствие снимать клипы в Украине?

Достаточно дорогое. Съемка вообще дорогостоящий процесс. Клипы бывают разные, все зависит от идеи. Сложнопостановочные клипы требуют больших финансовых затрат. Есть бюджетные, например, как у alyona alyona. От того, как позиционирует себя артист, в соответствующем бюджете и снимается клип.

Можно ли с низким бюджетом снять классный клип?

Можно. Я лично не работал с такими проектами, знаю ребят, которые делали подобные крутые работы. Это более камерные клипы. У нас часто бывает, что относительно бюджетные клипы снимают, выезжая за рубеж со своей командой.

 

Какие сейчас тенденции в этой сфере среди украинских исполнителей?

Одна из тенденций снимать не побогаче, а наоборот проще. Очень много зависит, как я говорил, от того, как позиционирует себя исполнитель.

В перспективе в каком направлении хотелось бы работать кино или клипы?

Мне хотелось бы работать в кино это сложный процесс. Также интересна реклама. Короткая форма и позволяет работать со многими жанрами, ты можешь пробовать что-то новое.

В вашей практике была какая работа или проект, который стал для вас профессиональным вызовом?

Каждый проект это серьезный вызов. Для меня "Давай танцуй" это первое художественное прокатное кино. На тот момент была проблема в Украине не снималось подобных фильмов. Потом уже появились фильмы с элементами экшна. Это был супервызов.

Хотелось, чтобы зритель честно и критически смотрел фильмы. И чтобы в нашей стране киноидустрия развивалась и росла потребность в кино. Чтобы зрители не просто ходили в кино для развлечения, а думали, и количество зрителей в кинотеатрах страны увеличивалось.

Беседовала Ирина Голиздра
Фото Дмитрий Ларин
Видео Эльдар Сарахман

Головне на сайті