Тест

Как помочь 15-ти тысячам. Опыт волонтеров центра "Фроловская 9/11"

В базе центра помощи переселенцам "Фроловская 9/11" с осени 2014 года зарегистрировано почти 15 тысяч уникальных посетителей. Это люди, которые обращались за помощью не единожды.

В целом, центр оказал помощь более 45-ти тысяч раз. И это без учёта мест компактного проживания переселенцев. Одна из организаторов центра Елена Лебедь говорит, что помнит в лицо почти всех, кто приходит в центр за помощью.

Волшебный фейсбук

Все началось с объединения волонтеров "Волонтёрская сотня Майдана". Она перезнакомила и объединила желающих помогать другим людям, а со временем активисты стали разбиваться по направлениям. Основатели центра на улице Фроловской взялись за работу с переселенцам.

Елена Лебедь. Тут и далее фото Алины Смутко

Первую волну переселенцев из Крыма Министерство социальной политики расселило в санатории, а организаторы центра на оставшиеся ещё с Майдана деньги закупили для этих людей питание. Но были и другие нужды – одежда, посуда, бытовая химия, детские игрушки, работа. "Нам помогал волшебный фейсбук, - рассказывает Елена Лебедь. – Мы писали: в такое-то поселение привезли столько-то детей, нужны игрушки, обувь и так далее. Люди сильно откликались, наши квартиры были завалены всем этим добром". Холодильники, плиты, утюги – люди отдавали всё. Тогда появилась потребность в складе.

Одежда - в МАФах, игрушки - в фургоне

Первый склад был открыт на улице Берковецкой, активисты радостно свозили туда помощь, которую передавали киевляне. За каждым поселением были закреплены координаторы, они приезжали на склад и забирали необходимое. Сами нуждающиеся не могли приезжать на этот склад, его расположение неудобное, городским транспортом не добраться.

И когда летом прошлого года пошла волна людей с Востока, активисты стали искать новое помещение, чтобы организовать там ежедневную выдачу продуктов.

5 августа 2014 года центр переехал на место цехов швейной фабрики "Юность" по адресу Фроловская 9/11.

На большой пустынной территории стояло одно здание, центр поместился в нём и организовал выдачу продуктов. "Принесли нам крупу, мы сразу раздали её тем, кто был на складе в это время", - рассказывает Елена. Тогда появилась новая проблема.

Тем, кто понаглее или кто поближе живёт, доставалось больше, а тем, кто живёт дальше и приезжает реже, ничего практически не оставалось. Чтобы избежать несправедливого распределения, была организована выдача продуктовых наборов по субботам. И снова проблема – огромные очереди.

"Здесь стояла тысяча человек, - вспомниает Елена. - Очередь заканчивалась возле церкви Богородицы на Контрактовой площади. Когда открывались ворота, было реально страшно".

Людей становилось всё больше и больше, и тогда было решено разделить помощь по отделам.

Чаю можно выпить в большой палатке, получить одежду – в старом МАФе, бытовую химию выдавали на складе, построенном из поддонов, а детские игрушки – в кузове фургона. Елена говорит, что эта четкая система рождалась потом и кровью.

Крупные помощники

Чтобы такая крупная система функционировала без сбоев, нужна поддержка. Крупные партнёры зачастую сами выходят на центр. Например, интернет-магазин "Розетка" в прошлом году пожертвовал центру 1 миллион 100 тысяч гривен.

На эти деньги активисты три месяца кормили около 20 компактных поселений, в самом большом из которых на тот момент проживало 300 человек. Оставалось ещё и на продуктовые наборы, которые выдавали переселенцам в Киеве.

В этом году "Розетка" выделила полтора миллиона гривен на детские программы и лечение детей. Благодаря этому, работает лагерь. Издательский дом "Благо" почти год еженедельно закупает для центра продукты и привозит пирожки. "Каждый день подкармливаем людей чаем с пирожками и бутербродами", - говорит Елена.

Территорию организаторы арендуют за одну гривну в год. Неизвестные спонсоры каждый месяц присылают в центр по "Новой почте" несколько наборов бытовой химии. 90 тонн гуманитарной помощи центр получил от датского благотворительного фонда, присылает помощь и американский фонд. "Они сами нас находят и просят написать им официальное письмо. Мы пишем, а потом предоставляем отчёты. Все они довольны нами - говорит Елена. Таможня помогает быстро растаможить заграничные грузы.

Напряжённые отношения у центра только с Министерством социальной политики. "Они раздражают бездействием, - делится переживаниями Елена. – Людям негде жить, а мы не можем решить эту проблему без государства".

Некоторые переселенцы предъявляют центру претензии на этот счёт, ассоциируя его с государством, но активисты не обижаются. Говорят, понимают, что человек прав, но помочь не могут, и испытывают из-за этого моральные трудности. Не может помочь центр онкобольным и диабетикам, потому что это дорогостоящая область медицины. Есть проблемы с транспортом.

"Если бы кто-нибудь подарил нам микроавтобус и оплачивал бензин, было бы супер, - говорит Елена, - но, в принципе, мы обходимся и так". В целом, центр живёт по принципу "вижу цель – не вижу препятствий".

Команда Фроловской

Основа центра – это четыре координатора: бизнесмен Арсений Финберг, бухгалтер Оксана Сухорукова, Леся Литвинова, которая сейчас в декрете, и Елена Лебедь, работающая в школе. Арсений отвечает за фандрайзинг. Оксана – за документы и бухгалтерию.

"Леся – наш пресс-центр и мать Тереза, - говорит Елена. – Она здесь, можно сказать, живёт". Сама Елена занимается детьми и детскими проектами, держит связь с региональными центрами и отправляет помощь туда.

В центре работает около 70 постоянных волонтёров, половина работает из центра, остальные - дистанционно. Они сами составляют себе график, сами ищут замены, если знают, что не смогу прийти. 70% волонтёров – это временно безработные переселенцы, но есть разные люди – бизнесмены, пенсионеры, школьники, студенты. Иногда люди уходят, не выдерживают. Пару раз организаторы сами просили людей уйти.

Все изменения происходят по мере необходимости. К примеру, когда та территории образовывались огромные очереди с конфликтами и слезами, в команде появился психолог из Психологической службы Майдана. Он ходит каждый день по территории, высматривает, кому нужна помощь, разговаривает, иногда назначает дополнительную встречу, с некоторыми общается по телефону. "Сейчас уже более-менее, - говорит Елена, - но всё равно раз в день какой-нибудь рыдающий человек у нас есть".

Елена Лебедь считает, что помочь может каждый. "Люди жертвуют по-разному в зависимости от своих возможностей, - говорит она. - Кто-то большой суммой денег, кто-то вещами, одеждой. Одежды у меня дома больше нет, ещё после Майдана не осталось. Я жертвую своим свободным временем".

По мнению Елены, самое необходимое в волонтёрской работе - уверенность, что ты можешь что-то изменить, что за тебя этого никто не сделает. "А самое приятное, - говорит Елена, - когда люди, которым мы помогали, возвращаются и начинают помогать вместе с нами".