Игорь Ликарчук: "В сфере независимого тестирования вращаются слишком большие деньги"

8
30 травня 2008

Игорь Леонидович Ликарчук возглавляет самую крупную реформу в истории украинского образования. Внедрение внешнего тестирования стало не просто огромной встряской постсоветской средней и высшей школы, но и тестом для всех участников процесса.

В интервью журналу "Профиль" один из самых влиятельных людей сезона, как минимум, для миллиона выпускников и их родителей, поделился своим мнением относительно плюсов и минусов внедренной системы независимого тестирования.

Многие говорили, что тестирование станет не только испытанием для учеников, но и проверкой всей системы образования. Но что же показал первый столь массовый опыт?

"Тестирование выявило очень много проблем в нашей системе образования. Во-первых, очень много ошибок в наших учебниках. Уже 6 тестирований прошло, и ошибки в учебниках стали видны. Мы также увидели уровень подготовки отдельных учебных заведений", - говорит Игорь Леонидович.

По словам Ликарчука, далеко не все школы, которые считаются "крутыми" по деньгам, которые нужно кому-то заплатить, по интерьеру, по оборудованию в них, являются таковыми по уровню знаний, их учащиеся в этом году показали далеко не лучшие результаты.

"Еще одна проблема - язык. Вспомните, как только было принято решение, что все будут писать тесты по украинскому языку, что началось в Крыму? А ведь там язык преподается так же, как и в остальных школах - по той же программе. Фактически можно сказать: считалось, что язык изучается - а в действительности он не изучался".

"Кроме того, я думаю, что во время тестирования мы увидели организаторские способности многих педагогических работников и директоров школ. У многих открылись глаза. Потому что все организационные ошибки, которые были, - а их было очень мало - объяснялись низким уровнем ответственности педагогов", - считает Ликарчук.

"Мы получаем письма с просьбами не размещать на сайте персональные результаты выпускников, потому что в некоторых школах открыто говорят о том, что оценка каждого ученика будет им известна и годовую оценку выше, чем результат тестирования, никто не получит. Вот вам уровень педагогической культуры! Годовую оценку преподаватели будут подгонять под полученный результат!", - добавляет реформатор образования.

Также Игорь Леонидович заверяет, что все апелляции от учеников и их родителей после проведения всех тестов, рассмотрит обязательно. Но не обещает, что все они будут удовлетворены. Но в случае каких-то сомнений со стороны выпускников, их работы в отсканированном виде - до проверки и после - будут выдаваться им на руки.

"Но к чему апеллировать? 90% работ проверяет компьютер. На бланке даже фамилии нет, есть штрих-код, но под ним даже нет цифр - распознать, чья работа, человеку невозможно. А компьютеру предъявлять претензии бесполезно. Апеллировать к учителям? Так ведь одну работу проверяют три учителя и все трое выставляют оценки. Если оценки первых двух совпадают, то третий уже не проверяет. Если не совпадают, то решающее слово за третьим учителем. Так что же - апеллировать к этим учителям? Я не думаю, что найдется четвертый, который бы рискнул поставить другую отметку", - уверен Ликарчук.

 Игорь Ликарчук: "Я думаю, что в этом году абитуриент никому не подарит свою оценку". Фото obriy.pib.com.ua

Как выяснилось в ходе интервью, независимое тестирование - это дорогая процедура. Сдача одного теста одним человеком стоит 60 гривен. Но это только стоимость прямых расходов, а есть еще и капитальные вложения. Ведь необходимы средства на приобретение оборудования, распечатку заданий, сканеры, обрабатывающие работы. Так, годовой бюджет тестирования составляет 41 миллион гривен, но, по словам Ликарчука, этого мало.

Не обошлось и без взяток, ведь сопротивление заинтересованных лиц при введении новой системы было очень большим.

"Слишком большие денежные потоки, я слышал разные цифры, от нескольких миллиардов до десяти. Это имеются в виду не бюджетные деньги, а деньги, которые ходят из рук в руки. Хотя не обязательно давать взятку за поступление в высшее учебное заведение деньгами. Есть и другие механизмы - мы устраиваем вашего сына, а за это получаем преференции в бюджете, доступ к каким-то источникам, званиям, степеням, орденам", - сообщает Ликарчук.

Ведь ни для кого не секрет, что часть людей у нас просто привыкли пользоваться служебным положением, и от них зависят вопросы существования нашей системы в целом. И эти люди могли раньше решить вопрос о поступлении без взятки, просто сняв трубку и позвонив. Но после внедрения новой системы, предполагается, что у них эта возможность должна исчезнуть.

Таким образом, возникает противодействие. И проявляется оно начиная с угроз о физических методах воздействия до организации всевозможных проверок, блокирования работы, развертывания кампании по дискредитации системы в средствах массовой информации, организации различных так называемых "социологических опросов" и т. д.

Однако, даже в связи с подобными сложностями, Ликарчук считает, что  результаты тестов как вступительных экзаменов отменять не станут по нескольким причинам. Во-первых - внедрить эту систему требуют международные соглашения. Лиссабонская конвенция 1999-го года о признании квалификации высшего образования требует в стране, которая ее подписала, адекватной европейским системы приема на обучение.

Во-вторых - есть обязательства Украины по борьбе с коррупцией. Поэтому у нас на сегодня политическая воля абсолютна в этом вопросе. Точка зрения президента ясна. Премьер заявила на последнем заседании, что у нас нет иного пути, кроме как тестирование. Поэтому господин Ликарчук не знает, какие политические силы могли бы вмешаться, чтобы отменить тестирование.

Кроме того, в этом году все высшие учебные заведения обязаны принять результаты тестов как вступительные экзамены. Более того, ни один университет или институт не может требовать дополнительных экзаменов или собеседований, кроме испытаний на творческие специальности и экзамена по иностранному языку.

Творческие специальности - это журналистика, архитектура, и все, которые связанны с искусством и спортом. Все остальное, что могут придумать в вузах - собеседование или что другое - пусть они за это отвечают.

"Я думаю, что в этом году абитуриент никому не подарит свою оценку. Отметка у него на руках, и он скажет - докажите, почему меня не взяли, а взяли кого-то другого! Да, будут суды, да, будут разбирательства. Ну и что? Мы должны хоть когда-то научиться жить в цивилизованной стране. Руководители тех учебных заведений, который недооценивают весь этот процесс, могут попасть в очень глубокую ловушку. Сегодня ведь абитуриент совершенно другой. Одно дело, когда ты приходишь в вуз на экзамен или на собеседование. А другое дело, когда уже с готовым результатом и знаешь, что в этом вузе - тех же 180 баллов есть у 2-3 человек. И что - ты будешь молчать? Вряд ли", - говорит Игорь Леонидович.  

Вместе с тем у вуза есть своя политика прием абитуриентов с одинаковым количеством балов. К примеру, в первую очередь отдадут предпочтение детям-сиротам, второй пункт - тем, у кого золотая медаль, третий - победителям олимпиад. Кто-то будет считать средний балл в аттестате.

В этом механизме, конечно, может быть возможность коррупционных действий, но Ликарчук призывает абитуриентов не молчать. Ведь ему нечего бояться высшего учебного заведения - ему не надо бояться, что ему поставят не такую оценку. У него оценка уже есть. Он должен добиваться ответа -  почему я не зачислен?

В независимом тестировании Игорь Ликарчук видит много проблемных вопросов. Но назвать он решил всего три. Первый - содержание заданий и тестов. Ведь в Украине нет школы тестологов. Поэтому приходится и учиться, и готовить, и проводить все на ходу. Несмотря на то, что мы привлекаем лучших специалистов Украины, качество наших заданий должно быть лучше. Но мы решим эту проблему, у нас уже есть банк заданий.

Второй - проблема институализации, внедрение этой системы в образовательную систему Украины на законодательном уровне, на уровне нормативных документов, на уровне влияния этой системы на образование в целом. Внешнее оценивание должно иметь влияние не только на вступительную кампанию, оно должно распространиться и на окончание вуза, и на поступление в магистратуру.

Третья проблема - проблема становления и менеджмента.

По материалам журнала "Профиль"

powered by lun.ua