Люди смогут "выращивать" запасные органы

3
8 травня 2008

Британский врач, который первым занялся выращиванием детей в пробирках, прогнозирует, что технология стволовых клеток сделает возможным выращивание "запчастей" для практически любой части человеческого тела.

По словам 82-летнего Роберта Эдвардса, новая отрасль регенеративной медицины позволит использовать собственные клетки пациента для выращивания сердца, печени и почек с собственным кровоснабжением для замены больных органов.

Эти достижения могут избавить от необходимости проведения операций по трансплантации и сделают возможной регенерацию тканей мозга и конечностей.

Уже проводятся исследования с целью понять, как некоторые ящерицы отращивают хвосты и как восстанавливаются некоторые виды мышей, кроликов и оленей.

"Мы знаем, что для человеческих генов такое возможно, так как это происходит с зародышем человека, - отметил Эдвардс. - Если на сроке беременности до трех месяцев у зародыша теряется палец, отрастает новый. Гены имеются, только нужно понять, как их задействовать".

"Когда мы начали эту работу в 1960-х, мы знали, что все это будет возможно... и результат не за горами. Самый большой камень преткновения - это деньги, но сейчас отрасль хорошо инвестируется и все быстро развивается".

Эдвардс опубликовал свой 40-страничный обзор успехов в биологии последних трех десятилетий вместе со своими прогнозами в журнале Reproductive BioMedicine Online.

В статье он рассматривает последовательность ожидаемых новых открытий в клеточной биологии и работу над бластемами - группами стволовых клеток, способных расти и развиваться в органы и части тела.

Бластемы были обнаружены у зародышей человека. Однако после рождения они исчезают. Регенеративная медицина позволит применить генетическое "пусковое устройство" по отношению к тканям, чтобы клетки вырастали в необходимые части тела.

Ученые будут создавать органы в лабораторных условиях, выращивая клетки в искусственных "матричных лесах", имитирующих форму органа.

Исследователи, работающие с лабораторными "лесами", также сделали заявления по поводу стимуляции восстановления поврежденных пальцев.

Некоторые эксперты полагают, что когда-нибудь станет возможным использование такой технологии для продолжения жизни путем омоложения состарившихся частей тела.

Джулия Полак, почетный профессор инженерии тканей и регенеративной медицины в Имперском колледже Лондона, утверждает, что испытания "запчастей" для человеческого тела уже проводятся.

Они будут впервые использованы всего через несколько лет для лечения таких состояний, как паралич и слепота.

"Было бы здорово сделать старость менее болезненной и не такой неприятной", - отмечает Полак.

По материалам Инопресса.