И хотя свидетелей было предостаточно, а эксперты МЧС подтвердили, что возгорание случилось не по его вине, Олег был вынужден согласиться только на частичное покрытие ущерба.
Рост спроса, предложений и взаимных претензий
Подобные истории не в новинку украинскому автолюбителю. А информация о нечистых на руку страховщиках быстро распространяется в автосреде. Но смыться удаётся не всегда: "Я хотел застраховаться в другой компании, но при покупке автомобиля дилер дал ясно понять, что страховаться можно только в "своей" компании", - говорит Олег Денисенко.
Также клиентов загоняют в тупик заведомо нереальными условиями договора, например, условием подать документы в течение семи суток с момента наступления страхового случая, тогда как милиция выдаёт справку о ДТП только через 10 дней.
Тем не менее пока отток клиентов страховщикам не грозит.
По прогнозам Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) рост портфеля КАСКО в нынешнем году составит 35-40%, так как, по данным ГАИ, пока застраховано только 40% зарегестрированных в Украине транспортных средств, а половина нового легкового транспорта приобретается в кредит, который предусматривает обязательное страхование.
Но, как уверяют страховщики, огромный потенциал рынка их не радует. "Автострахование не является высокорентабельным сегментом, а в некоторых случаях - даже убыточно", - объяснил директор департамента страхования финансовой группы "Страховые традиции" Тарас Черемис.
И всё же, несмотря на то, что выплаты в сегменте автострахования за прошлый год выросли почти вдвое, отечественные страховщики не намерены отказываться от КАСКО, самой распространённой услуги в сфере страхования. Ведь автострахование служит своеобразной рекламой, способной заинтересовать клиента другими видами страхования.
Общий чёрный список
В ответ на жалобы автолюбителей на страховые компании, которые не спешат расставаться с деньгами, страховщики тоже могут поведать "страшные" истории о мошенничестве со стороны клиентов.
Кроме банальных инсценировок краж или повреждений, клиенты искусственно завышают сумму ущерба, провоцируют ДТП, ухитряются заключить договор страхования после причинения ущерба, а также воспользоваться услугами сразу нескольких компаний, утверждают страховщики.
![]() |
Если Вы попали в ДТП, не спешите радоваться, что все расходы по ремонту машины оплатит страховая компания. Фото www.rb.ru |
Росту мошенничества способствует политика закрытости, которую ведут большинство страховых компаний.
Если в Австрии "Центральная информационная система" содержит информацию о всех страховых случаях вообще, что позволяет оценить предрасположенность клиента к риску (в результате осторожный автолюбитель платит меньшие взносы), то в Украине даже действующее законодательство ставит под вопрос создание такой общей базы даных клиентов, отмечает национальный менеджер GRAVE Group в Украине Роман Дэнис.
Однако уже создана автоматизированная информационная систему "Бюро страховых историй", через котрую в режиме реального времени возможно обмениваться информацией о подозрительных клиентах, говорит президент ЛСОУ Александр Фолонюк.
Есть и обратная сторона медали: в чёрный список немудренно попасть и честному клиенту, по каким-либо причинам вызвавшему подозрение у страховщика.
И один в поле воин
Но если страховщикам поможет Бюро страховых историй, то клиентам придётся защищаться самостоятельно. А именно, максимально документировать свои действия, самостоятельно заниматься сбором необходимых документов, не поручая это сотрудникам страховой компании.
"В этой стране, если чего-то хочешь добиться быстро, ты должен работать бесплатным курьером", - говорит киевлянин Пётр Мельников, потративший не один месяц на бюрократическую волокиту после ДТП, в которое он попал на своей Skoda Octavia.
И конечно же не поддерживать украинскую традицию в неохотном отстаивании своих интересов в следующих инстанциях:
ГОСКОМФИНУСЛУГ - государственный орган, контролирующий все финансовые учреждения, кроме банков;
ЛИГА СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ УКРАИНЫ - некоммерческое объединение для защиты интересов участников страхового рынка;
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОФИС СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ - если машина застрахована в регионе;
СУД - если все перечисленные органы не оказали помощи.
Ведь официальное обращение стимулирует работу и государственных органов, и самих страховщиков. В компаниях общенационального масштаба - тысячи точек продаж, и сложно проследить за качеством работы в каждой из них, объясняет директор центра "Бизнес-Гарант" Константин Кошелев.
По материалам журнала "Фокус"