Важнейшее из искусств

6
6 червня 2008

Фильмы снимаются, хотя в режиме не индустрии, а штучного производства. Но для зрителя они являются раритетом, потому что нет доступных каналов распространения для национального кино.

Зрителей как налогоплательщиков должно волновать, а что же такое снимают за их деньги. Дело обстоит так скверно, что уже много лет в среде кинематографистов живут самые разнообразные конспирологические версии, кто же виноват в развале проката, почему не показывают национальное кино по ТВ, и на DVD фильмы издаются изредка. 

Дело в  отсутствии эффективного менеджмента. Ситуация отягощается тем, что пока национальное кино - не бизнес. Речь идет именно о кино, а не сериалах и телефильмах. Так что продвижение кино к зрителю - особое  искусство. Или даже так  - важнейшее. Причем как внутри страны и за рубежом.

Штурм кино

Украинскому кино за последнюю неделю уделялось непривычно много внимания. "Українська кінофундація" (Ukrainian Cinema Foundation) отчиталась о работе украинского павильона в Каннах.

Кроме того, продвижение отечественных фильмов за рубежом продолжили "Днями украинского кино в Париже".  

Была еще и  программа "Дней Украинского кино", которую провели Министерство  культуры, Национальный центр Довженко вместе с Союзом кинематографистов.

Сравнивать эффективность этих акций некорректно, уж слишком разные поставлены были задачи. Тем не менее, тут, пожалуй, как везде лучше работают организации несвязанные нормами и традициями государственной бюрократии.

В Каннах  украинский павильон, работал в рамках  кинорынка, который проходит одновременно с фестивалем.  Кинофундация представляла  новое украинское кино: "Кастинг" Александра Шапиро, "Иллюзия страха" Александра Кириенко, "Сафо" Роберта Кромби, "Прикольная сказка" Романа Ширмана, "Владыка Андрей" Олеся Янчука, "13 месяцев" Ильи Ноябрева. Видимый успех фильмов на кинорынках измеряется количеством продаж. Но пока для украинских продюсеров важно и другое - контакты с международным киносообществом, в Европе огромный массив фильмов снимается в копродукции несколькими странами.

Фильм "Сафо" был представлен в украинском павильоне в Каннах.
Хотелось бы подчеркнуть разницу между кинофестивалем и кинорынком. Попасть в любую программу Каннского кинофестиваля в конкурсную или в внеконкурсную  трудно.

Работа на кинорынке требует финансов и менеджерских усилий, и если смотреть на перспективу, она важна. Хотя успех на фестивале, в свою очередь подогревает интерес дистрибьюторов к фильму, а иногда и целой кинематографии. В 90-е, например, модно было китайское кино, затем иранское, последние пару лет повышенный интерес вызывает румынское.

Дирекция кинофундации вела себя  корректно, объяснив разницу между кинорынком и  кинофестивалем в Каннах. Как нельзя кстати, время от времени  появляются "самозванцы" - участники Каннского кинофестиваля.

Например на официальном сайте БЮТ от 20 мая было написано: "Учора відбувся показ фільму на міжнародному Канському кінофестивалі (орфография по оригиналу). Зачем господину Турчинову, который в титрах значится как генеральный продюсер, понадобилась такая мелкая ложь, не ясно. Тем более, что установить истину очень просто, достаточно заглянуть на официальный сайт Каннского МКФ.

За всю историю независимости Украины в программе Каннского кинофестиваля участвовали всего два фильма: "Приятель Покойника" Вячеслава Криштофовича и  короткометражный фильм "Подорожнi" Игоря Стрембицкого. В 2005 году "Подорожнi" победили в короткометражном конкурсе.

Почему так редко украинские фильмы попадают в программу Каннского кинофестиваля? Потому что снимают мало, но и потому что продвижением кино систематически никто не занимался.

Анализируя любую фестивальную моду преходишь к выводу, что успех для национальной кинематографии не случаен. Ему, как правило, предшествуют годы работы, повышение качества кинообразования, создание системы преференций для производителей, а часто и политическая воля. В Украине нет ничего подобного. И есть большие сомнения, что в ближайшем будущем появится.

Поэтому трудно предположить окажется ли эффективным лоббирование украинского кино, на крупных фестивалях само по себе, вне всего вышеперечисленного.

У деятельности кинофундации есть и критики. Главный аргумент против -   преждевременность столь активного присутствия (в том числе и  светского) в Каннах, на Берлинале, когда украинское кино находится в таком неутешительном состоянии.

Скептики утверждают, что  имело смысл эти деньги потратить на производство проектов, а не вечеринки со звездами. Впрочем, источники финансирования у кинофундации частные, государство в этом проекте не участвует. Так что каждый вправе остаться при своем мнении.

Но для самого украинского кино было бы, наверное, более важно, если бы какая-то компания взяла на себя продвижение национального кино внутри страны. Потому что бюджета в Министерстве культуры на это, по-прежнему нет. Хотя если бы и был, то не факт, что его эффективно освоили бы.

Грядут изменения?

Учитывая то, что предыдущие "Дни украинского кино" прошли четыре года назад, к нынешним дням можно было как-то основательней подготовиться. Тем более, что  акция заявлена как юбилейная - Союзу кинематографистов Украины исполняется 50 лет.

В программе  58 фильмов, и большая часть авторов молодые режиссеры, о которых информации нет. Информации о фильмах нет ни сайте Госкино, ни Минкульту, Союз кинематографистов тоже решил ограничиться информацией на афише.

Но по большому счету, совершенно не понятно, что мешало Союзу кинематографистов и Министерству культуры проводить дни украинского кино  каждый год, со свободным доступом для публики или с билетами за небольшую плату. Система пригласительных билетов, оставшаяся со времен СССР, сегодня представляется неуместной, если, конечно, СК хочет быть ближе к зрителям.

Речь идет не только о новых фильмах, но и о классике украинского кино и анимации. Доступа к которым в принципе нет, что само по себе ненормально - "золотой фонд" украинского кино и анимации должен присутствовать во всех библиотеках страны.

Глава Госкино Анна Чмиль пообещала некоторые изменения:  через несколько недель на сайте Министерства культуры и Госкино, появится предложение для дистрибьютеров со списками фильмов. Это вовсе не значит, что тут же дистрибуторы скупят все, предлагаемое минкультом, и тот час  издадут. Но, по крайней мере, появится шанс, что наиболее известные фильмы в истории украинского кино к зрителю дойдут.

Анна Чмиль говорила о необходимости множественных каналов финансирования национального кино, создании киносети в небольших населенных пунктах, о том, что нужно реставрировать украинскую классику и переводить ее в систему Dollby, о разработке курса истории кино для школьной  программы.

Затронули тему копродукции, и членства Украины в EURIMAGES (Европейский фонд по поддержке совместного производства и распространения кинематографических и аудиовизуальных произведений), которое традиционно каждый год не происходит.

 
Каждый из вопросов заслуживает отдельного внимания со стороны медиа, кинематографистов и общества.

Если бы в Госкино, каждый месяц проходили брифинги на различные темы,  появилась бы возможность избежать сумбура и не говорить обо всем сразу.

Последние полгода кино является исключительно скандальной территорией, речь идет об украинизации кинопроката. Минкульт действует последовательно - новая инициатива касается уже не зарубежных, а национальных фильмов.

Решено не выдавать прокатные удостоверения фильмам, произведенным в Украине не на украинском языке.

Инициатива, мягко говоря, спорная. 10 и 11 статьи Конституции Украины не регламентирует использование государственного языка в национальном кино. Фактически, Минкульт превышает свои полномочия. Подобного рода шаги плохо сказываются на национальной индустрии в принципе.

Но и то, что на превышение полномочий  Минкульт по собственной инициативе  не решился бы. Но дело не в том, кто за этим стоит - президент страны, или весьма бестолковые царедворцы. Подобные шаги плохи в принципе.

Есть же и другой путь  создание системы преференций для украинского языка в кино. Да, он более трудоемкий, но зато менее конфликтный, следовательно,  благоприятный для развития национального кинобизнеса.

О том, что подобного рода действия раскалывают общество, сказано и  написано много. Откровенно говоря, такого рода решения всякий раз приводят в замешательство.

От Министерства культуры отчаянно хочется адекватности, а значит прагматизма, вместо политики. Если какая-то политика и нужна в отношении кино со стороны государства, то только протекционистская. Иначе говоря, больше фильмов хороших и разных.

Но Кабмин срывает финансирование государственной программы поддержки кино. Это значит, что те фильмы, которые стоят в плане министерства культуры, и уже запущены в производство, могут быть так и не сняты.

Все фото www.yaltafilm.ua (кадры из фильма "Сафо")

 
Автор - Аксинья Курина

powered by lun.ua