Что ещё "плохо лежит" в музеях Украины

— 8 серпня 2008, 17:36

Чтобы заполучить редкое полотно, не обязательно лезть в музей через чердак. По словам известного скульптора Владимира Харитонова, в Симферопольском художественном музее готовится - ни много ни мало - скрытая распродажа ценных полотен.

"Недавно в музее появился новый директор, который убрал в запасники полотна почти всех известных живописцев - второй вариант картины "Лунный свет" Куинджи, работы Петрова-Водкина, Айвазовского, Куприна, Репина - и вывесил вместо них работы никому не нужных советских художников 50-х годов прошлого века", - рассказал Харитонов в интервью "Газете 24".

"Следующим шагом стали массовые увольнения научных сотрудников, работавших в музее, которые смогли бы просигнализировать о том, что из запасников пропали ценные картины".

Дальнейший ход событий несложно спрогнозировать, считает скульптор. Запасники никто не проверяет, так что в ближайшее время Украина может лишиться нескольких полотен известных художников, и даже не будет об этом подозревать.

К сожалению, такая ситуация не только в Симферополе, отмечает Харитонов. "Например, в том же музее Айвазовского в Феодосии, работы известного мариниста практически не охраняются, - говорит он. - Так что если втихую продадут пару картин, мы об этом не узнаем".

В Симферопольском художественном музее прогноз Харитонова опровергли. Администрация заверила, что из фондов за последнее время ничего не пропадало. А великих художников в запасники никто не прячет, просто выставочные возможности музея невелики, а экспозицию нужно время от времени обновлять.

Художник-график Петр Мамчич также полагает, что сейчас объектом разграбления могут стать многие провинциальные музеи.

"Не думаю, что можно украсть дорогую картину из музея без предварительного сговора с его сотрудниками, - отмечает Мамчич. - У нас музеи, как у Канта - вещь в себе: никто не знает достоверно, сколько работ в них хранится".

Разгильдяйство властей

Галерист Дмитрий Полубесов считает, что еще много чего ценного можно украсть из того же Одесского музея Западного и Восточного искусства.

"Да там и кроме Караваджо полно замечательных работ, которые можно вынести средь бела дня как в фильме "Старики - разбойники", - сказал он. - Ведь у нас почти все музейное хозяйство находится в первобытно-общинном состоянии. Музеи напоминают проходной двор. Заходи и бери чего хочеш".

Как утверждает галерист, сегодня многие картины по звонку изымают из музейных фондов, и они висят в кабинетах власть имущих, а иногда у них на дачах. Подобная ситуация сложилась при полном попустительстве местных властей, а также центральных органов исполнительной власти.

[L]По словам Харитонова, когда картины известных художников всплывают в частных коллекциях, нет прецедентов, чтобы за пропажу отвечал руководитель музея.

"Что касается общего (государственного) реестра картин, хранящихся в музеях, то он, конечно, есть и сохранился со времен СССР, - сказал Полубесов. - Но мне кажется, предавать его огласке невыгодно. Иначе выяснится, что многие картины исчезли в неизвестном направлении, или попросту украдены".

По его словам, когда речь идет об изъятии картин из запасников музеев, это невозможно без молчаливого попустительства сотрудников Минкульта.

В частных анонимных руках

Наиболее эффективным и доступным способом защиты для украинских коллекционеров пока что является секретность. Украинские коллекционеры могли бы передавать свои работы в музеи, как это принято на Западе. Однако в Украине такой механизм охраны частных коллекций не предусмотрен.

"Это общепринятая практика. Музей выставляет работы в своей экспозиции и на табличке рядом с картиной помещает благодарственную надпись с упоминанием того, кому принадлежит произведение искусства", - говорит Елена Живкова, заведующая отделом западного искусства столичного Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.

Однако по нашему законодательству музей имеет право только принять частную коллекцию на временное хранение. Если музей заинтересован в экспонировании работы, он должен ее выкупить, вот только денег на это у него, конечно же, нет.

Живкова полагает, что кражи из музеев и частных коллекций - не главная опасность для украинского культурного наследия. По её словам, ни в одном музее Украины в хранилище нет климат-контроля. Сотни картин медленно, но необратимо погибнут в хранилище.

Для задействования меценатской помощи необходимо принять ряд законов, один из которых позволял бы меценатам получать налоговые льготы на сумму своих пожертвований.

Очевидно, что бум расхищения музейных реликвий в Украине еще не наступил, но условия для этого складываются благоприятные.

По материалам "Газеты 24"

Реклама:

Головне сьогодні