Феномен одесских катакомб

В классическом понимании слово "катакомбы" означает подземные погребальные галереи. Но в Одессе этот термин издавна применялся в отношении старинных заброшенных шахт, служивших местом добычи строительного камня - ракушечника, которому своим существованием обязан весь старый город.

Сегодня спелеологами выявлено порядка 60-ти каменоломен разного времени в черте города и окрестностях. Их общая протяженность достигает двух с половиной тысяч километров. Это крупнейшая система шахтных полей в мире.

Наиболее крупные участки выработок соединяются между собой, образуя грандиозный лабиринт протяженностью до девятисот километров. В то же время, имеются и локальные, "замкнутые" районы "разбросанные" под всем городом, протяженностью от сотни метров до нескольких десятков километров.

Если учесть, что за смену бригада резчиков продвигалась вглубь пильного пласта всего на несколько метров, то становятся очевидными стремительные темпы роста молодого портового города. Особенно учитывая, что добыча камня до середины 1930-х годов велась вручную.

Камнедобыча в Одессе была делом почти столь же прибыльным, как и торговля зерном. Рост шахтных полей находился в прямой зависимости от строительной активности третьего по величине города Российской империи. Поэтому неудивительно, что новые кварталы вскоре "сели" на старые заброшенные выработки, которые превратились в источники городских мифов и легенд.

ВІДЕО ДНЯ

[B]Появлению первых подземных каменоломен в Одессе сопутствовало само рождение города.

Наиболее старой, из сохранившихся выработок, считается лабиринт длинной 90 метров в нынешнем историческом центре города, у склонов Карантинной балки, ведущей в порт. Неизвестна точная дата ее происхождения, однако первые посетители здесь оказались в 1813 году, о чем свидетельствует памятная надпись на стене.

В то время этот ныне фешенебельный район представлял собой грязную, трущобную окраину, ставшую очагом сильнейшей эпидемии чумы. Видимо, небольшой темный лабиринт послужил кому-то убежищем в период опасности.

Вообще, функцию убежища одесские катакомбы выполняют на протяжении всей своей истории. В виду относительно легкой доступности повсеместных выходов городские каменоломни в разные времена служат укрытием для нелегальных религиозных сект, подпольных политических ячеек, бандитских шаек, групп беженцев, военных дезертиров, партизанских отрядов времен Второй мировой.

Впрочем, для последних катакомбы оказались ловушкой, а не укрытием. История большинства советских партизанских соединений, направленных в подземелья накануне сдачи города румынам, окончилась трагически.

Так, блокированный в катакомбах Молдаванки отряд московского управления НКВД невольно побил мировой рекорд по автономному пребыванию в условиях подземелий - в общей сложности группа находилась в лабиринтах 13 месяцев.

Именно на месте их бывшего лагеря спелеологами группы "Поиск" были впервые обнаружены реальные следы пресловутых сокровищ одесских катакомб: изумруд, завернутый в перчатку и тщательно спрятанный в камнях бутовой стенки. Видимо, это остатки запаса драгоценностей, которые предназначались для подкупа румынского начальства, но так и не были пущены в дело.

Миф о повсеместной протяженности одесских катакомб в 1941-ом послужил местным властям основным руководством при организации советского подполья. Ярким примером последствий этой подготовки оказалась история гибели отряда А.Ф. Солдатенко, который партийные чиновники направили в локальную выработку на Молдаванке, протяженностью всего три километра.

Уже после начала блокады выяснилось, что она имеет единственный выход на поверхность, который, к тому же, находился посреди двора военной части, занятой после отступления Красной Армии, румынскими войсками.

Будучи свидетелем смены режимов, являясь убежищем для самых разнообразных социальных элементов, одесские катакомбы превратились в архив общественных мнений благодаря своей настенной эпиграфике.

Надписи и рисунки представлены здесь в огромном количестве и разнообразии. Они являются самым ценным из того, что сегодня можно найти в катакомбах. Эти "случайные" эпиграфические "мелочи" являются проявлением бытовой одесской культуры времен "теперь почти былинных". Культуры самобытной, которая в таком виде не отражена ни в газетах, ни в документах и даже личных письмах. Думаю, это особый случай в мировой спелеостологической практике.

Русские офицеры морского флота
Некоторые надписи и рисунки не менее информативны, чем самые интересные находки. Скажем, весьма откровенное граффити: "Сталин - п...да, проиграл войну!". И ниже дата: октябрь 1941-го, когда Одесса была сдана врагу.

Или такая, чересчур резкая: "Внимание! Не желаю воевать за Сталина и его жидов! 27.08.41 г.". Дата соответствует самому трудному периоду обороны города, когда началась массовая мобилизация гражданского населения.

Безымянные авторы подобных опусов не надеялись на отзывы. Надписи не имеют адресата. В этом смысле настенная эпиграфика Помпей, пещерная живопись неандертальцев и граффити одесских катакомб - явления одного порядка.

Судя по надписям и рисункам, на протяжении полутора веков камнерезов и авантюрных посетителей заброшенных выработок волновало несколько основных тем: взаимоотношения с начальством, технические новинки и спорт.

Русский боевой корабль
Особое внимание уделялось ностальгии о доме (в выработках трудились, в основном, прибывшие "на заробiтки" вольнонаемные из различных украинских регионов) и мечтам о красивой жизни, которая у шахтеров ассоциировалась с роскошными яхтами, парусниками и морскими ваннами.

Но рейтинг популярности, как и сейчас, возглавляли две темы: женщины и политика. Причем, среди всего разнообразия политических сюжетов, сегодня можно сказать, что особым вниманием среди камнерезов пользовалась русско-японская кампания 1904-1905 годов.

Настоящий эпиграфический бум на эту тему, является отражением того ажиотажа, который возник вокруг чествования героев знаменитой битвы при Чемульпо. Ведь именно в Одесском порту уцелевшие моряки и офицеры крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" впервые ступили на родную землю после японского плена. На Приморском бульваре собралась многотысячная манифестация. Встреча героев сегодня может быть сравнима разве что с чествованиями Юрия Гагарина после возвращения на Землю...

Современная Одесса впервые за сто лет переживает очередную смену архитектурного облика. Некоторые старейшие городские архитектурные ансамбли (например, на площади Греческой) практически полностью заменены бетонными высотками со стеклянными фасадами. Поэтому проблема борьбы с катакомбами стала первостепенной для городского строительства в исторической части Одессы.

Так, значительный участок катакомб под ул. Косвенной, где находится крупнейший в Евразии Подземный палеонтологический заповедник, засыпан песком.

Полностью уничтожена уникальная выработка Бродского на нынешнем проспекте Шевченко, где впервые было внедрено такое новшество, как деревянные рельсы и вагонетки для откатки камня.

Участок "Шестые шахты" залегает на глубине до 20-ти м. На стенах - следы камнерезной машины
Вообще эта выработка славилась своей экстравагантностью. Так, на одном из участков шахты в качестве крепежных опор использовались резные колонны красного дерева. А на рабочих-камнерезах предприимчивый владелец "проверял" новомодное изобретение своего времени - консервы...

В целом в Одессе сохраняется негативное отношение к катакомбам, на которые принято валить все беды: от просадки зданий из-за утечек ветхого водопровода, до провалов машин под асфальт, где образовались пустоты исключительно по вине ремонтных служб водоканала. Считается также, что именно катакомбы препятствуют строительству в Одессе метро (хотя при работе на проходческую машину старые лабиринты влияют также, как дырки в голландском сыре на лезвие ножа при его нарезке).

Иное дело - пропажи в лабиринтах людей.

По статистике в среднем раз в полгода в одесских катакомбах проводится большая поисково-спасательная экспедиция. Но за всю историю подобного рода операций, не было ни единого случая, когда поиски увенчались бы фиаско. Не считая единственного сомнительного исключения, когда в 1975 году в незначительной по масштабам, локальной пригородной выработке, якобы потерялся студент Алексей Юхнович. Поиски длились месяц силами сотен человек. Были подняты все завалы, обследован каждый уголок. Но никого так и не нашли.

В среднем стандартная поисково-спасательная операция занимает 36 часов. В условиях полной темноты (при потере источника света), высокой влажности воздуха, при стабильной температуре +14º, без малейших посторонних шумов, человек довольно быстро теряет чувство времени. Его течение как бы замедляется в сознании.

Характерно, что многие из найденных спустя сутки или двое "любителей" катакомб, уверяли, что просидели в лабиринте не более нескольких часов. Зачастую их находят в тупиковых ходах, у забоев в которые они в темноте, на ощупь, залезли, повинуясь галлюцинациям (шум падающей воды, женские голоса, ощущение свежего ветра).

Постоянные стремления юных романтиков к прогулкам в подземных лабиринтах в середине 70-х вынудили городскую власть к планомерной борьбе со входами в катакомбы (прежде в истории Одессы этим занимались лишь румынские оккупанты, стремясь блокировать партизанское движение). В городе и на окраинах бетоном заливали сотни провалов и выходов. В наиболее популярных и общедоступных системах курсировали отряды контрольно-спасательной службы, которые отлавливали нелегальных любителей экстрима и выводили на поверхность.

Дело в том, что в те годы одесские подземелья были еще полны оружия и боеприпасов времен всех войн и революций. Отсюда - столь горячий интерес советской молодежи к подземным прогулкам. Однако катакомбы хранят в себе раритеты куда более древние и любопытные в виду своего особого микроклимата.

Сохранность в выработках весьма хрупких вещей порой удивляет. Речь идет даже не о тонких стеклах дореволюционных керосиновых ламп, которые встречаются тут во множестве и всем разнообразии. И даже не о квадратных штофах, флаконах, бутылках и колбах с цветными этикетками. А хотя бы о бумаге. Попробуйте отыскать на каком-нибудь чердаке газету столетней давности, иллюстрированный столичный журнал или папиросную пачку начала прошлого века. Или стопку банкнот царского времени. Или же билет в Оперный театр 1896 года. Но, пожалуй, самой крупной находкой одесских спелеологов оказался роскошный фаэтон 1929 года, на котором даже обивка кожаных кресел оставалась в прекрасной сохранности.

Ныне одесские подземелья превратились в часть самобытной городской культуры. Что требует качественно иного отношения к катакомбам - как к памятнику истории. Разумеется, такой статус объекту придает не человек, а время.

Подобная практика общепринята во всем мире. Можно до бесконечности перечислять различные подземные искусственные и природные полости, которые превращены в интереснейшие экскурсионные и музейные объекты. В Париже, например, за отдельную плату показывают даже канализацию.

Все фото автора

Реклама:

Головне сьогодні