Тест

Художник Кирилл Проценко: "Вкус – это миф"

Кирилл Проценко, художник и дизайнер, принадлежит к кругу "Парижской коммуны". В последнее время активно работает в экзотической технике выжигания по дереву.

В Киеве состоялись выставки "Алчность и слава" и "Выжженная реальность" в галерее KievFineArt.

29 января в Зальцбурге, в галерее Parsuna, открылась выставка Кирилла Проценко и Ильи Чичкана Visual Sound of Wood. Накануне открытия Кирилл Проценко рассказал "Украинской правде. Жизнь", о технике выжигания, движущей силе искусства, дружбе с фронтменом группы Gogol Bordello и экзотических проектах благоустройства Киева.

- Я вернулся к технике выжигания в начале 90-тых. У меня хранился выжигатель со времен пионерского детства. Однажды я его расчехлил и начал выжигать. Результаты впечатлили не только меня, но и некоторых искусствоведов.

К этой технике я отношусь как к фантомной боли, которая иногда возвращается. Но также она может быть чем-то вроде отдыха в санатории. Чебурашка же остается для меня формой совершенства фантазии.

- И сексуальности?

- Здесь нет сексуального подтекста, никогда не задумывался над полом Чебурашки.

- Думаю, что Чебурашка - девочка.

- Скорее гермафродит, самодостаточная единица.

Работа из серии "Выженная реальность"
- Нужна ли художнику обратная связь со зрителями, с критиками?

- Помню фразу из далекого 95-го года, тогда я жил в Нью-Йорке: "Any press is good press". Не знаю кто мой зритель. Я не занимаюсь творчеством в надежде, что это кому-то нужно. Мне никогда в голову не приходило прийти в галерею, где проходит моя выставка и прочитать отзывы.

- Где твои работы лучше принимают?

- В Санкт-Петербурге, например. Многим людям, вкусу которых доверяю, нравится то, что я делаю в технике дерево-огонь. Это приятно.

- Кто покупает?

- Коллекционеры, обеспеченные люди, если продажей занимается галерея, то я даже не знаю кто купил. В Москве активный, насыщенный рынок.

В Москве аккумулируется все лучшее, что происходит на территории постсоветского пространства. Плюс много денег, но их уже нет (смеется)

- Каким, в идеале, должно быть современное искусство?

- Как название передачи советских времен: "Больше хороших товаров".

- Но не все способен переварить рынок...

- Есть формы современного искусства, когда люди не в состоянии понять, что это может быть предметом коллекционирования, иметь материальную ценность. Это, в большей степени, образовательный процесс, социальный процесс.

Художник в этом случае излучает какую-то радиоактивную энергию и чем ее больше, тем быстрее расширяется пространство понимания. Но не буду врать, я больше увлечен своими мыслями.

- Работы украинских художников недооценены?

- А что такое форма недооцененности? По-моему, это очень относительно. Да, возможно, цифры, в которых оценивается творчество украинских художников, могли бы в большей мере отвечать их потребностям. Но мы живем в переходный период, в бездарной стране.

Да, здесь есть хорошие художники и, наверное, нескромно об этом говорить, но большей частью это мои друзья: Илья Чичкан, Максим Мамсиков, Александр Гнилицкий, Арсен Савадов, Александр Верещак.

- Мне кажется, что талантливые художники капризнее красивых девушек...

- Конечно, постоянно критические дни...

- Почему твой друг Евгений Гудзь не приезжает на родину в это сложное кризисное время. Помню, пять лет назад ты в Киеве организовывал концерт Gogol Bordello. Было весело...

- Если вспомнить о том концерте, то это было стечением звезд с цыганским панком. Сейчас все усложняется. Группа не приезжает не только по причине занятости, не только из-за отсутствия на родине источников финансирования, а, скорее, отсутствия интересного качественного музыкального процесса.

Помимо дружбы, у нас были совместные проекты - от трешевых Rebell Minds в Берлине до шикарного действия "Экстра Шенген", которым презентовалась Manifesta-5 на Венецианской бьеннале в 2003 году. Участвовали Gogol Bordello, наше видео с Ильей Чичканом, dj Derbastler и dj Sokolov.

Кирилл Проценко (слева) и Gogol Bordello
Летом прошлого года мы (Termos) делали вечеринку в Санкт-Петербурге, после концерта Gogol Bordello, "Наводятся мосты, сладкой неги к жесткому кайфу" и Женя Гудзь был приглашен в качестве почетного гостя.

Сейчас у него куча предложений от саунд гуру современности, туры в Европе и США, начало записи нового альбома, переезд из Нью-Йорка в Рио-де-Жанейро, в кино иногда снимается (главная роль в фильме "Грязь и мудрость", режиссер Мадонна). Сейчас он занят записью нового альбома, пишет каверверсии для Тома Вейтса с группой Metallicа, очень интересный проект.

- Но в Москву приезжает.

- Последние два года, это часть туров. Графики очень плотные, и слава Богу! За что боролись, от того и страдаем. Если спонсоры хотят поддержать приезд Gogol Bordello в Киев, то мы рассмотрим предложения для гала концерта Fuck the Crisis на открытии "Евро 2012".

- Тебе как художнику в Киеве комфортно?

- Сидя в мастерской мне неудобно сказать, что дискомфортно, но бывает. У меня, к сожалению, в последнее время цыганский образ жизни, но мне бы хотелось иметь постоянную мастерскую.

- Чем закончилась война с рейдерами из-за твоей мастерской?

- Последняя мастерская, арендуемая в течение 15 лет, в 2005 году просто попала под рейдерский захват. С Союзом художников никто теперь не считается, поэтому некоторые художники лишились своих мастерских. У меня и у ряда галерей, до сих пор борьба продолжается. Надеюсь, окончательное решение суда будет в мою пользу.

- Давай поговорим и хорошем вкусе и дизайне.

- Вкус - это миф. Это интерактивная штука, которая постоянно меняется. Сложно сказать что-то однозначное по этому поводу.

- Находишь ли этот город (Киев) безнадежным в отношении вкуса?

- Да, нахожу.

- Искусство и дизайн, в чем разница? Можешь объяснить так, что бы было понятно даже блондинкам?

- Я не смешиваю два вида деятельности. Дизайн - это другая степень компромисса с собой. Но мне интересно максимально приблизиться к провокации.

Пусть искусствоведы копаются что есть что. Существуют такие опции, как материалы и технологии, используемые для создания арт-объектов, которые потом неправильно классифицируются как дизайнерские предметы.

И наоборот. Меня больше волнует такое абстрактное понятие, как "трогает" или "не трогает". И если кто-то не сделал объект из пластика, потому что его не было на территории Украины, то и черт с ним, пусть из дерьма слепит, но оно должно тронуть.

- А если бы у тебя была большая степень свободы?

- То я переехал бы жить на море. И оттуда никогда не уезжал бы. Снимал бы кино. Стал бы альтруистом. Что касается дизайна, пытаюсь в банальных темах найти новые углы атаки. Блондинкам сказал бы так: звоните и заказывайте мне интерьеры ваших безбашенных заведений.

- А тебе не жаль, что ты дизайном занимаешься, а не исключительно искусством?

- Жаль, больше бы времени мог отдыхать. Не мне судить, мешает ли занятие дизайном арт-практике. Но за то, чем я занимаюсь в дизайне, мне не стыдно.

- Как ты общаешься с клиентами?

- Это никогда не бывает легко. Человек к тебе приходит с определенными желаниями материализовать идеи, и даже, возможно, имеет больше на них прав, как продюсер в кино. И если продюсер агрессивен, не факт, что это не на пользу режиссеру. Он может быть больше в материале, а степень эгоцентризма, это всегда проблема.

- Неужели есть кто-то, кто больше в материале?

- Люди, долго жили этими идеями, и теперь их нужно только раскрасить. Я с уважением отношусь к этому, другое дело, какие техники я использую: от борьбы борицу до запрещенных технологий.

- Думала, что твое имя "бренд"...

- Я с удовольствием и барменом могу поработать.

- А что с твоими идеями по благоустройству Киева?

- Раньше были арт-проекты, связанные с городом. С оперным театром - "Стереоопера". Застеклить зеркалами здание напротив оперного театра, что бы создать ощущение стереоперы у прохожих и водителей, проезжающих автомобилей.

Еще хотелось выгнуть голову Родины-матери, что бы она смотрела в небо и сделать там самый большой танцпол в Европе. Был проект совместный с Ильей Чичканом, назывался "Первый памятник диджеям" в стиле соцреализма.

Диджеи, как сталевары, прототипы Соколов и Дербастлер, и открыть новую станцию метро Диджейская. Был проект разрезать и чуть раздвинуть арку дружбы Украины с Россией, но это нереально.

- Кто-то же разрешил использовать арку Дружбы в качестве гей символики, подсвечивая ее по вечерам.

- Это для Элтона Джона специально сделали, чтобы старика порадовать. Я считаю, что это мегаэстетично и прививает терпимость украинской нации.

- Так может ее разрезать на две части?

- Нельзя, это может нарушить коммуникацию геев Украины с геями России.

С дочерью Кирой
- Почему ты не преподаешь? Игнорируешь молодые дарования?

- Я бы так не сказал, принимаю участие в выставках с молодыми художниками. Некоторые из них мне нравятся. Преподавать - это область терпения. Хотя смешно, у меня в дипломе написано "график-педагог", а в военном билете - "художник клубов и библиотек".

- Если сравнивать с вашим поколением, молодые художники "бледнее"?

- Знаешь, какая основная идеология Ренессанса? Что бы следующее поколение завидовало.

- Почему художники вашего круга такие аполитичные? Это от мудрости, или от лени?

- Пусть это останется тайной.

- Мне раньше всегда казалось, что художники находятся в авангарде.

- А оказалось, что они находятся в полной жопе. Пришло время других героев: футболистов, террористов, депутатов.

- Почему отдали им инициативу?

- Мы не влияем на эти процессы.

- Слишком воспитаны?

- Нет, профессиональны.

Автор - Аксинья Курина