Дэмиен Хёрст: "Художнику всегда легче творить, когда нет денег"

3099
24 квітня 2009
Дэмиен Хёрст на фоне работы "Отвержение смерти", 2008. Здесь и далее Изображения работ, представленных в рамках выставки Дэмиена Хёрста "Реквием". Фото Сергея Ильина
Дэмиен Хёрст и работа "Объяснение смерти", 2007
Дэмиен Хёрст & Парящий череп, 2006
Тысяча лет, 1990. Сталь, стекло, мухи, личинки, ДСП, устройство для уничтожения насекомых, голова коровы, сахар, вода
История боли, 1999. ДСП основа, ножи из нержавеющей стали, воздушный компрессор, пляжный мяч
Приобретенная неспособность сбежать, очищенный, 2008. Стекло, сталь, пластмаса, ДСП, офисный стул, пепельница, сигареты, зажигалка
Ночь длинных ножей, 2008. Стекло нержавеющая сталь, хирургические инструменты
Сегодня есть, а завтра нет, 2008. Стекло, нержавеющая сталь, рыба, рыбьи скелеты, акрил, ДСП, краска, расствор формальдегида
Где желание, там и возможность, 2007. Нержавеющая сталь, стекло, окрашенные пилюли из смолы, гипса и литого метала
Пустой стул 2008. Холст, масло
Прекрасная Елена Образ орхидеи, 2007. Холст, бытовая краска. Шесть прекрасних месяцев, 2008. Холст, бытовая краска, бабочки
Прекрасний романс в образе века неопределенного противостояния ХІ 2003. Холст, бытовая краска
Два на счастье 2008. Холст, масло
Шизофренический генезис, 2008. Нержавеющая сталь, стекло, коровьи головы, раствор формальдегида
Воскресение, 1998-2003. Стекло, краска, человеческий скелет
Святой Варфоломей, утонченная боль 2007. Серебро
Чистилище, 2008. Позолоченная нержавеющаая сталь, стекло, сигареты и сигары
Дэмиен Хёрст на фоне работы Заблудшая овца, 1994. Здесь и далее - фото Дмитрия Ларина
Дэмиен Хёрст на фоне работы Жадность к наживе, 2003 (Смола, коровья шерсть, канат, веревка, крючок, кровь, иракские деньги, зеркало)

В субботу, 25 апреля в PinchukArtCentre открывается ретроспективная выставка британского художника Дэмиена Хёрста "Реквием", в которой представлено более 100 работ. Это самая масштабная выставка работ художника, которая когда-либо проходила в мире. В рамках "Реквиема" состоится мировая премьера цикла живописи Skull paintings.

Хёрст - один из самых известных современных художников, и на сегодняшний день самый высокооплачиваемый художник мира. Что касается персональной бизнес-стратегии, то он преуспел: ему удалось доказать, причем довольно артистичным образом, что художник может быть более смелым, алчным, и циничным, чем акулы мирового капитализма - Хёрст самостоятельно, что большая дерзость, выставил на Sotheby's собственные произведения, и заработал $ 200 000 000.

Коммерческие успехи Хёрста вызывают разные эмоции - от восхищения до негодования. Сокрушительный успех Херста ставит заново вопрос о роли и задачах искусства, его взаимодействии с наукой, массовой культурой.

"Реквием", прежде всего, изумляет укорененностью Хёрста в европейскую арт-традицию, причем не только ХХ века, а, как минимум, начиная с эпохи Ренессанса. Скандальные, хулиганские работы, собранные вместе, выглядят по-академичному респектабельно.

Живопись, объекты, инсталляции - принадлежат к разным периодам творчества Хёрста - от начала 90-х до 2008 года.

Самый известный объект - "Ради любви Господа" - череп, инкрустированный бриллиантами - в экспозицию, к сожалению, не попал, однако, среди работ представлены не менее известные: "Объяснение смерти" - разрезанная акула в аквариуме с формальдегидом, "Врата Царствия Небесного" материалом для которого послужили бабочки.


В целом, "научно-естественная" часть экспозиции отсылает к кунсткамере - прообразу музея современного искусства. Представлены всевозможные инсталляции с телами и скелетами животных, медицинскими инструментами и таблетками, картины, выполненные в смешанной технике опять-таки на медицинскую тематику. Искусство здесь выполняет функцию инструмента познания и, определенно, для самого автора психотерапии. Основной мотив творчества Хёрста - попытка заглянуть в лицо самому большому страху человека - страху смерти.

Но есть и произведения иного типа - например, инсталляция с парящим в воздухе белым шариком с поэтическим названием: "Я хочу провести остаток своей жизни где угодно, с кем угодно, один на один, всегда, вечно, сейчас".

К открытию выставки приурочена специальная акция: 25 и 26 апреля посетители смогут воспользоваться Spin paintings - машиной для рисования и создать собственную картину. Руководить этим процессом будет лично Дэмиен Хёрст вместе с ассистентами.

С открытием "Реквиема" PinchukArtCentre в большей мере становится похож на музей: наконец-то появятся экскурсии, ежедневно в 12.00 и в 19.00, откроются информационный центр и библиотека. Для студентов и школьников в ближайшее время обещают специальные экскурсии. Тем не менее, следует иметь в виду, что детей младшего школьного возраста инсталляция с повешенной коровой может шокировать.

С Дэмиеном Хёрстом "Украинская правда. Жизнь" встретилась накануне открытия "Реквиема" и постаралась за четверть часа понять, что из себя представляет один из самых демонизируемых художников современности.

- Судя по тому имиджу, который сложился благодаря прессе, вы прожженный циник, есть ли у вас хоть какие-то идеалы?

Я себя циником не чувствую. Но думаю, что не следует жаловаться на жизнь, а нужно предлагать альтернативу. А вообще, не надо обо мне читать прессу (смеется).

- Откуда приходят образы? Кроме вашего любимого художника Фрэнсиса Бэкона, являются ли работы других художников источниками вдохновения?

- Мне нравится Гойя, американский художник Брюс Науман, Джефф Кунс - просто фантастический художник!

Не знаю почему, но безумно люблю искусство. Интересно наблюдать, как в галереях люди воспринимают искусство, кому-то нравится все, кому-то именно то, что не нравится родителям, кто-то говорит, что это вообще не искусство.

- Какие еще источники вдохновения? Что думаете в этой связи о политике?

- Многие художники сознательно стараются обойти политику. Мне, например, нравится реклама, то, как в ней используется визуальный язык. Думаю, что люди, создающие рекламу, пользуются тем же визуальным языком, что и художники, часто они используют идеи художников.

Демиен Хёрст и его "Заблудшая овца", 1994 г.
- Вы нормальный член общества: ходите на выборы, платите налоги и т.д.? Или все же вы хулиган, который прикидывается нормальным членом общества?

- После того, как я бросил пить, стал более ответственным. Налоги плачу, и мне это не нравится, но что делать.

Прежде я не голосовал, но с возрастом начинаю понимать, что нужно изменить эту позицию, потому что, во-первых, у меня трое детей, во-вторых, я плачу налоги, и, когда голосуешь, хоть минимально можешь повлиять на то, как средства налогоплательщиков будут использованы.

- Обладает ли сегодня искусство силой социального влияния? Может ли современный художник повлиять на общество в той же степени, как политик?

- Я думаю, что всегда искусство влияло на людей. В свое время Пикассо создал "Гернику", и это повлияло на людей. Искусство обращено не только к повседневности, но к вечности. Я всегда старался избегать политики. Согласен с мнением писательницы Сильвии Платт. Она говорила о том, что взрыв бомбы, показанный по ТВ в новостях, идей ей не приносит, ее гораздо больше занимает формирование ребенка или мысли уставшего доктора.

- С какого возраста детям можно смотреть на ваши произведения?

- Я думаю, что следует позволять детям смотреть на современное искусство. Моим сыновьям 13, 8, и 3 года, и я их водил на выставку Джефа Кунса, там были представлены довольно радикальные работы с сексуальным содержанием.

Я очень беспокоился, стоит ли показывать эти картины моим детям, позвонил в выставочный зал, сказал: а может вы их прикроете? Они меня подняли на смех. И когда мы с сыновьями пришли на выставку, они бросили взгляд на эти работы, сказали: фу, и пошли дальше. То есть на них это не произвело впечатления, и мне, на самом деле, не о чем было волноваться.

- Секс и смерть влияют на детскую психику по-разному...

- Да, конечно, это задевает нас иначе. Если бы люди приходили и жаловались, тогда бы я задумался, что следует предпринять. Потому что не хочу, чтобы люди беспокоились о таких вещах, я хочу, чтобы они думали о моих работах.

Демиен Херст видит смерть даже в "Жажде наживы", 2003 г
- Прошлой осенью на Sotheby's вы заработали $ 200 000 000. Как вы их потратили?

- К сожалению, большинство этих денег пошло на уплату налогов. А остальное использовал для развития своих собственных художественных идей, которых у меня очень много.

- Вы самый высокооплачиваемый художник современности потому, что самый великий?

- Не думаю, что это так. Мне всегда больше нравятся работы других художников - больше, чем мои собственные, потому что в своих я всегда вижу ошибки. Художнику всегда легче творить, когда нет денег, и ему следует быть очень осторожным, когда у него деньги появляются.

Я рос в бедной семье, у нас вообще не было денег. Когда был ребенком, думал о том, что, наверное, когда у людей денег слишком много, это такая же проблема, когда их нет вообще. Но сейчас я понимаю, что это не так.

- 16-летний художник Картрэйн использовал изображение вашей работы "Ради любви Господа". Агентство по защите авторских прав ввело санкции против художника, пояснило тем, что вы лично распорядились привлечь его к ответственности. Это правда?

- Это не так. Копирайт - это копирайт, но это не было моим личным пожеланием. Я, кстати, пишу картины, используя в качестве исходного материала фото других людей.


- Как вы относитесь к тому, что ваши произведения и даже вас пародируют? Скажем, что думаете о работе Эухенио Мерино "Самоубийство Хёрста"?

- Я хотел бы, чтобы меня чуть красивее изобразили. Что касается всего остального, скажу так: главное - чтобы не ошиблись в написании имени.

- А что вы чувствуете, когда видите подобное?

- Это, конечно, просто удивляет. Однажды, например, я обнаружил, что мое имя - это ключ в кроссворде. Тогда понял - ну раз так, то я, видимо, достиг успеха (смеется).

- Как думаете, современное искусство способно утратить иронию и снова стать убийственно серьезным?

- Если бы я так думал, то искусством не занимался бы.

- Каковы ваши настоящие амбиции, к чему вы стремитесь?

- Продолжать работать, работать и работать. Чтобы никогда не оказаться в ситуации, что все мои произведения проданы...

Все фото Дмитрия Ларина и PinchukArtCentre

 
Автор - Аксинья Курина

powered by lun.ua