Тест

Дэмиен Хёрст: "Художнику всегда легче творить, когда нет денег"

В субботу, 25 апреля в PinchukArtCentre открывается ретроспективная выставка британского художника Дэмиена Хёрста "Реквием", в которой представлено более 100 работ. Это самая масштабная выставка работ художника, которая когда-либо проходила в мире. В рамках "Реквиема" состоится мировая премьера цикла живописи Skull paintings.

Хёрст - один из самых известных современных художников, и на сегодняшний день самый высокооплачиваемый художник мира. Что касается персональной бизнес-стратегии, то он преуспел: ему удалось доказать, причем довольно артистичным образом, что художник может быть более смелым, алчным, и циничным, чем акулы мирового капитализма - Хёрст самостоятельно, что большая дерзость, выставил на Sotheby's собственные произведения, и заработал $ 200 000 000.

Коммерческие успехи Хёрста вызывают разные эмоции - от восхищения до негодования. Сокрушительный успех Херста ставит заново вопрос о роли и задачах искусства, его взаимодействии с наукой, массовой культурой.

"Реквием", прежде всего, изумляет укорененностью Хёрста в европейскую арт-традицию, причем не только ХХ века, а, как минимум, начиная с эпохи Ренессанса. Скандальные, хулиганские работы, собранные вместе, выглядят по-академичному респектабельно.

Живопись, объекты, инсталляции - принадлежат к разным периодам творчества Хёрста - от начала 90-х до 2008 года.

Самый известный объект - "Ради любви Господа" - череп, инкрустированный бриллиантами - в экспозицию, к сожалению, не попал, однако, среди работ представлены не менее известные: "Объяснение смерти" - разрезанная акула в аквариуме с формальдегидом, "Врата Царствия Небесного" материалом для которого послужили бабочки.


В целом, "научно-естественная" часть экспозиции отсылает к кунсткамере - прообразу музея современного искусства. Представлены всевозможные инсталляции с телами и скелетами животных, медицинскими инструментами и таблетками, картины, выполненные в смешанной технике опять-таки на медицинскую тематику. Искусство здесь выполняет функцию инструмента познания и, определенно, для самого автора психотерапии. Основной мотив творчества Хёрста - попытка заглянуть в лицо самому большому страху человека - страху смерти.

Но есть и произведения иного типа - например, инсталляция с парящим в воздухе белым шариком с поэтическим названием: "Я хочу провести остаток своей жизни где угодно, с кем угодно, один на один, всегда, вечно, сейчас".

К открытию выставки приурочена специальная акция: 25 и 26 апреля посетители смогут воспользоваться Spin paintings - машиной для рисования и создать собственную картину. Руководить этим процессом будет лично Дэмиен Хёрст вместе с ассистентами.

С открытием "Реквиема" PinchukArtCentre в большей мере становится похож на музей: наконец-то появятся экскурсии, ежедневно в 12.00 и в 19.00, откроются информационный центр и библиотека. Для студентов и школьников в ближайшее время обещают специальные экскурсии. Тем не менее, следует иметь в виду, что детей младшего школьного возраста инсталляция с повешенной коровой может шокировать.

С Дэмиеном Хёрстом "Украинская правда. Жизнь" встретилась накануне открытия "Реквиема" и постаралась за четверть часа понять, что из себя представляет один из самых демонизируемых художников современности.

- Судя по тому имиджу, который сложился благодаря прессе, вы прожженный циник, есть ли у вас хоть какие-то идеалы?

Я себя циником не чувствую. Но думаю, что не следует жаловаться на жизнь, а нужно предлагать альтернативу. А вообще, не надо обо мне читать прессу (смеется).

- Откуда приходят образы? Кроме вашего любимого художника Фрэнсиса Бэкона, являются ли работы других художников источниками вдохновения?

- Мне нравится Гойя, американский художник Брюс Науман, Джефф Кунс - просто фантастический художник!

Не знаю почему, но безумно люблю искусство. Интересно наблюдать, как в галереях люди воспринимают искусство, кому-то нравится все, кому-то именно то, что не нравится родителям, кто-то говорит, что это вообще не искусство.

- Какие еще источники вдохновения? Что думаете в этой связи о политике?

- Многие художники сознательно стараются обойти политику. Мне, например, нравится реклама, то, как в ней используется визуальный язык. Думаю, что люди, создающие рекламу, пользуются тем же визуальным языком, что и художники, часто они используют идеи художников.

Демиен Хёрст и его "Заблудшая овца", 1994 г.
- Вы нормальный член общества: ходите на выборы, платите налоги и т.д.? Или все же вы хулиган, который прикидывается нормальным членом общества?

- После того, как я бросил пить, стал более ответственным. Налоги плачу, и мне это не нравится, но что делать.

Прежде я не голосовал, но с возрастом начинаю понимать, что нужно изменить эту позицию, потому что, во-первых, у меня трое детей, во-вторых, я плачу налоги, и, когда голосуешь, хоть минимально можешь повлиять на то, как средства налогоплательщиков будут использованы.

- Обладает ли сегодня искусство силой социального влияния? Может ли современный художник повлиять на общество в той же степени, как политик?

- Я думаю, что всегда искусство влияло на людей. В свое время Пикассо создал "Гернику", и это повлияло на людей. Искусство обращено не только к повседневности, но к вечности. Я всегда старался избегать политики. Согласен с мнением писательницы Сильвии Платт. Она говорила о том, что взрыв бомбы, показанный по ТВ в новостях, идей ей не приносит, ее гораздо больше занимает формирование ребенка или мысли уставшего доктора.

- С какого возраста детям можно смотреть на ваши произведения?

- Я думаю, что следует позволять детям смотреть на современное искусство. Моим сыновьям 13, 8, и 3 года, и я их водил на выставку Джефа Кунса, там были представлены довольно радикальные работы с сексуальным содержанием.

Я очень беспокоился, стоит ли показывать эти картины моим детям, позвонил в выставочный зал, сказал: а может вы их прикроете? Они меня подняли на смех. И когда мы с сыновьями пришли на выставку, они бросили взгляд на эти работы, сказали: фу, и пошли дальше. То есть на них это не произвело впечатления, и мне, на самом деле, не о чем было волноваться.

- Секс и смерть влияют на детскую психику по-разному...

- Да, конечно, это задевает нас иначе. Если бы люди приходили и жаловались, тогда бы я задумался, что следует предпринять. Потому что не хочу, чтобы люди беспокоились о таких вещах, я хочу, чтобы они думали о моих работах.

Демиен Херст видит смерть даже в "Жажде наживы", 2003 г
- Прошлой осенью на Sotheby's вы заработали $ 200 000 000. Как вы их потратили?

- К сожалению, большинство этих денег пошло на уплату налогов. А остальное использовал для развития своих собственных художественных идей, которых у меня очень много.

- Вы самый высокооплачиваемый художник современности потому, что самый великий?

- Не думаю, что это так. Мне всегда больше нравятся работы других художников - больше, чем мои собственные, потому что в своих я всегда вижу ошибки. Художнику всегда легче творить, когда нет денег, и ему следует быть очень осторожным, когда у него деньги появляются.

Я рос в бедной семье, у нас вообще не было денег. Когда был ребенком, думал о том, что, наверное, когда у людей денег слишком много, это такая же проблема, когда их нет вообще. Но сейчас я понимаю, что это не так.

- 16-летний художник Картрэйн использовал изображение вашей работы "Ради любви Господа". Агентство по защите авторских прав ввело санкции против художника, пояснило тем, что вы лично распорядились привлечь его к ответственности. Это правда?

- Это не так. Копирайт - это копирайт, но это не было моим личным пожеланием. Я, кстати, пишу картины, используя в качестве исходного материала фото других людей.


- Как вы относитесь к тому, что ваши произведения и даже вас пародируют? Скажем, что думаете о работе Эухенио Мерино "Самоубийство Хёрста"?

- Я хотел бы, чтобы меня чуть красивее изобразили. Что касается всего остального, скажу так: главное - чтобы не ошиблись в написании имени.

- А что вы чувствуете, когда видите подобное?

- Это, конечно, просто удивляет. Однажды, например, я обнаружил, что мое имя - это ключ в кроссворде. Тогда понял - ну раз так, то я, видимо, достиг успеха (смеется).

- Как думаете, современное искусство способно утратить иронию и снова стать убийственно серьезным?

- Если бы я так думал, то искусством не занимался бы.

- Каковы ваши настоящие амбиции, к чему вы стремитесь?

- Продолжать работать, работать и работать. Чтобы никогда не оказаться в ситуации, что все мои произведения проданы...

Все фото Дмитрия Ларина и PinchukArtCentre

Автор - Аксинья Курина