Тест

Виктор Шендерович: Кадровая деградация - типичная вещь для авторитарных режимов

Продолжение. Первая часть интервью: Виктор Шендерович: Спроси, кто такие демократы? Услышишь: приватизаторы и Ксения Собчак

- В чем, на Ваш взгляд, ошибки оппозиции в России на сегодняшний день? Оппозиционеры не могут между собой договориться?

- Проблем очень много. Можно говорить о субъективном факторе, но неинтересно. Хотя однажды я заметил своим коллегам по "Комитету-2008", царство ему небесное, что, если бы они не любили Путина так же сильно, как не любят друг друга, - никакого Путина давно бы не было.

Да, очень много лидеров, - тех, кто согласен быть только первым номером. Но и вообще слаба традиция коммуникации, диалога. Мы не умеем слушать, - все это имеет исторические корни...

У Юрия Трифонова был роман про народовольцев - "Нетерпение" - о том же неумении слышать, неготовности к диалогу, делении на черное и белое. Кроме того, демократическая идея в России слаба. Она есть, но это - минуты, дни и недели по сравнению с тысячелетиями рабства, поротых задниц и рваных ноздрей.

Многие удивлялись, что народ по первому путинскому оклику пошел лизать его сапоги. Я тоже расстроился, но, если здраво поразмыслить, ничего удивительного не произошло - это рефлекс.

Архетип в голове - царь-батюшка. С этим нужно работать, как с трудным ребенком - вот он такой, какой есть, у него тяжелая генетика. Но стоит ли гордиться дефектами генетики? Традиции - это хорошо, но если у дедушки был сифилис, это не повод гордиться собственным. У дедушки был, а ты пойди, подлечись. Лекарства известны.

Ведь на наших глазах меняются другие страны! В моем детстве Кукрыниксы в газете "Правда" рисовали линчующего негров дядю Сэма. В 60-тые годы черные не могли войти в автобус, а сейчас Обама - президент.

США эволюционируют благодаря демократии. Есть общественный диалог, поэтому страна быстро успевает отреагировать на вызовы, - демократия очень лабильна.

Буша и Обаму критикуют одни и те же люди. Например, Джон Стюарт. Ничего личного - это работа, он сатирик - и ест "слабую овцу".

Очень важно демократический механизм запустить в России и не потерять в Украине. Украине будет легче сохранить механизм демократии - не было бы счастья, да несчастье помогло. Украина сшита из кусков двух империй, и, по определению, Восток и Запад обречены договариваться и жить вместе, искать общие ценности...

- Или разойтись?

- Как писал Оскар Уайльд, разводы тоже совершаются на небесах. Это тоже хорошее окончание семейной жизни. Но государственный инстинкт самосохранения подскажет, что надо договариваться. Главное: в Украине не может быть царя горы. В этом смысле вам повезло.

В России, в отличие от Украины, всегда была сильна мессианская идея: третий Рим, наследники Византии... И вообще, судя по поведению РПЦ, Христос был русским.

- Как, разве не украинец?

- Ну что вы, мы вам нашего Христа не отдадим! Спросите у любого, настоящий Христос - русский, Запад его извратил, изолгал...

Мессианская идея очень опасна - в этом смысле Украине, опять-таки, легче, потому что Украина - страна мелкобуржуазная, мещанская. В юности мы ругались этими словами, а, между тем, это всего лишь означает точку отсчета. Отсчета от себя, от детей - кормлены ли, поены ли - это здравые рассуждения. Это убежденность в том, что никакая идеология не стоит голодного ребенка.

В России это требует доказательств, а в Украине, как мне кажется, - очевидная вещь, потому что люди от себя отсчитывают.

В России сильны мессианские галлюцинации, что мы должны какой-то урок миру дать: мы сейчас научим, мы им расскажем, у нас тут с едой похуже, зато "правду знаем".

Из-за галлюцинации, что здесь есть какая-то особая правда, произошла история с мировой революцией и царством рабочего класса. Хотя придумывал ее немецкий еврей в Брюсселе и Лондоне, - свершилось все здесь. В Европе тоже была пролетарская революция, но она очень быстро закончилась, потому что там сильнее опора на здравый смысл. В России сработало мессианство...

В этом смысле Украину Бог хранит. Есть люди, которые пытаются верещать что-то такое мессианское, но все-таки они в подавляющем меньшинстве.

- Нам в Украине сложно понять фобию нынешней российской власти касательно ее отношения к общественным собраниям. Ведь ничего страшного не произойдет, если оппозиционеры будут регулярно митинговать.

- Могу ответить за них. Я знаю, чего они боятся: им важно настоять, что они хозяева в стране, и только они могут решать разрешать или запрещать собираться.

Как люди слабые, они, безусловно, понимают шаткость и преступность своего положения. По европейским меркам, они должны сидеть в тюрьме. Не все, но значительная часть, потому что они совершили захват и удержание власти. Есть соответствующая статья в Уголовном Кодексе РФ. Это - хунта. Они это понимают, этим и объясняются их страшные комплексы.

Нормальная законная демократическая власть оппозиции не боится, просто потому, что она на самом деле победила, и за ней реальное большинство...

Как решается вопрос с маргиналами в демократической стране? Помню, однажды Ле Пен вывел на улицы Парижа пару тысяч человек. Очень скоро Миттеран вывел тысяч восемьсот. Поставили нациков на место без полиции - вопросов нет, и всем ясно, кто тут маргинал...

Идеологических союзников у нынешней российской власти нет, потому что у нее нет идеологии. Ее идеология - отпилить, схавать, перекрышевать и попасть в список Forbes.

Разумеется, власть понимает, что бесплатно поддержки не получит, поэтому выводит десятки тысяч людей, но их привозят на автобусах в столицу на халяву, кормят-поят, что-то приплачивают...

"Единая Россия" не может вывести на улицу 5 000 единомышленников. Кто будет поддерживать Путина, зная, что за это он может получить дубинкой по голове? Покажите мне! - я не знаю такого человека.

Я знаю тех, кто голосовал за коммунистов и даже за либерал-демократов, но не знаю ни одного человека, который бы голосовал за "Единую Россию".

Их просто нет. Только пенсионеры, которым деваться некуда.

Люди во власти закомплексованы, поскольку у них нет нормальной обратной связи, рядом не остается умных людей, и они соскакивают с катушек, поступают иррационально. Это дефект всякой авторитарной власти, поскольку отбор идет не по интеллекту, а по принципу личной преданности. Кадровая деградация - типичная вещь для авторитарных режимов.

- Весной прошлого года в Интернете появилось видео сексуального содержания, дискредитирующее Вас. Это месть?

- Ну, я получал после этого письма от женщин с выражением поддержки... Конечно, все это глупость со стороны власти, но не могу сказать, что меня обрадовала эта ситуация. Это мерзость и давление на психику...

Знаю, что такие записи существуют и на некоторых членов правительства. Кому просто нагадить, вроде меня, - а кого можно и пошантажировать при случае...

- Может, это что-то личное?

- Мне нечего с ними делить, слава Богу.

- Это и есть юмор Суркова?

Думаю, что да. Но это не мое дело, пускай милиция разбирается. Яшин подал заявление, - пусть делают вид, что ищут. Я всерьез опасаюсь за жизнь девочки, которая фигурировала во всех этих записях. Была проститутка с перспективами, нашла бы себе "папика" и жила бы спокойно. А она теперь ушла в подполье...

- Если говорить о цензуре и самоцензуре, где для Вас проходят границы допустимого?

- Русский язык, к счастью, в отличие от нашей политической практики, могуч по-настоящему. Для всякого явления можно найти слова. У меня есть представления о правилах приличия, поэтому никогда не буду, в отличие от них, вторгаться в личную жизнь оппонентов, хотя кое-что о ней знаю. Нельзя смеяться над болезнью, над несчастьем, нельзя лезть в чужую личную жизнь, в постель, в замочную скважину... Все просто.

- Вы знакомы с диссертациями, написанными о Вас и Вашем творчестве и юморе?

- Несколько диссертаций видел, мне было очень интересно, но я их откладывал, потому что понимал, что могу разучиться шутить. Как та сороконожка, которая разучилась ходить, потому что захотела понять, где находится ее 18-тая левая нога, когда сороковая правая делает шаг вперед.

Конечно, я знаю, как называются те или иные литературные приемы, которые я использую. Когда я пишу в несчастливые моменты, то конструирую помаленьку - в счастливые просто летаю, размахивая крылышками, и не дай Бог в этот момент задуматься, - упадешь.

Я просто должен сформулировать то, что думаю, и так, чтобы мало не показалось, чтобы подлец был назван подлецом, и все поняли, почему он подлец. Сажусь и пишу, потому что, пока не выплюну из себя этот яд, не смогу жить, начнется интоксикация...

Разные поводы диктуют разные интонации: либо шаловливую, либо саркастическую, но рефлексия - самое главное. Писательство - это рефлексия, такая странная профессия. Источником для публицистики является именно раздражение. Как лягушка, ты отдергиваешь лапку, когда капают кислотой, по крайней мере, это касается публицистики.

Чтобы заниматься литературой, нужна тишина. В этом случае, не надо читать то, что пишут в Интернете, нужно сидеть и думать. Литература - медленная вещь. Есть стрельба по летающим тарелочкам, а есть медленная стрельба. Публицистика и литература - разные виды спорта.

В любом случае, начало начал - это правильная система координат. Мне повезло с папой и с мамой - я отличаю белое от черного, добро от зла, чувствую фальшь...

Иногда сразу это понимаешь. Иногда, чтобы осознать, нужно написать текст. И в процессе работы удается сформулировать то, что тебя мучило, раздражало... В этом смысле публицистика - лечебная штука.

Обнаружил это, когда работал над программой "Куклы". Мой отец смотрел новости и вместе со всеми нормальными людьми волком выл от несправедливости, горя и бессилия. Шла чеченская война, общество столкнулось с ложью и хамством силовиков. Из чеченской войны, по большому счету, Россия так и не выбралась, - силовики стали главными людьми нашего времени...

В "Куклах" у меня была возможность сказать то, что думаю не только я. Пусть высокопарно звучит, я вдруг понял, что говорю за тех людей, которые лишены голоса.

Это чувство запомнилось. Сейчас, когда мне удается написать что-то удачное, у меня хорошее настроение, потому что понимаю, что есть десятки, а может сотни тысяч людей, которым высказаться негде или Бог слов не послал, а мне удалось сформулировать то, что они хотели.

Я это знаю, хотя пишу от своего имени.

Фото з Еj.ru, Gzt.ru, Memo.ru, Yakhnov.ru, Hiblogger.net.