Тест

Жженое вино или бренди со всех концов света

Если коньяк и арманьяк – названия для уха постсоветского человека вполне понятные, то бренди привычно определяется как "что-то на подобие" этих напитков.

Конечно, мы о нем слышали, однако, ответить на конкретный вопрос "что же такое бренди?" зачастую не можем. Возможно и потому, что под названием бренди в мире производят просто несметное количество крепких алкогольных напитков.

Так вот, понятие "бренди" не относится к какому-либо конкретному напитку и на самом деле означает не более чем технологию производства.

Возник он на рубеже XV и XVI веков, когда голландские купцы и моряки, занимавшиеся закупками соли в бассейне реки Шаранта (Charente), попутно забирали производившееся там вино. Чтобы, во-первых, сохранить вино, часто портившееся во время перевозок, а, во-вторых, сократить число бочек, они начали подвергать это вино перегонке (дистилляции), а новый продукт получил название "brandewijn" – женное или перегнанное вино.

"Brandewijn" – женное или перегнанное вино

Постепенно слово "brandewijn" трансформировалось в "бренди", и хотя голландцы были далеко не первыми, кто подвергал вино перегонке, именно они дали название семейству самых разных спиртных напитков.

Подобное разнообразие и определяет главную особенность бренди, заключающуюся в том, что до сих пор не существует каких-либо строгих рамок, устанавливающих правила его производства. Поэтому неудивительно, что, например, в каком-нибудь европейском ресторане, на просьбу принести бутылочку бренди, вам могут принести и великолепный напиток из Франции, и что-нибудь весьма сомнительного качества.

Дело тут в том, что во всех странах, где развито виноградарство и виноделие, а также производство напитков из других плодов и ягод, изготавливают бренди.

И если в этой стране не существует официальных требований и определений для этого напитка (в отличие, скажем, от Франции), то производитель может указать на этикетке "бренди", добавить к этому слова типа "наполеон", V.S.O.P. или еще что-либо подобное, и это "творение" может попасть в Ваш бокал.

При этом напиток будет представлять собой виноградный (в лучшем случае) спирт с добавлением карамели – для цвета.

А посему при выборе бренди следует ориентироваться на напитки, имеющие собственные названия, так как в этом случае существуют жесткие требования к качеству напитков, включая технологию производства.

Так, Франция прославилась коньяком (cognac), арманьяком (armagnac) и кальвадосом (сalvados). Америка славится своим яблочным бренди - Эпплджек (Applejack). Франция, Испания и Италия поставляют на мировые рынки бренди из выжимок под названиями, соответственно, марк, багасейра (bagaceira) и граппа (grappa).

Гарячий Эпплджек (Applejack)

Устоявшейся классификации бренди не существует, поэтому придется довольствоваться классификацией основанной на способе производства напитка и используемом сырье. Согласно этой классификации бренди делится на три основных типа.

Первый, и, пожалуй, самый распространённый, тип бренди – это виноградный бренди, который изготавливается путём перегонки ферментированного виноградного сока.

Существует несколько разновидностей виноградного бренди, к которым относятся коньяк, арманьяк, греческая метакса (metaxa) и хересный бренди (Brandy de Jerez – Sherry Brandy) из Испании. Этот бренди имеет определенные особенности, которые отличают его от остальных собратьев.

Так, хересный бренди – это наименованием, контролируемое по происхождению, поэтому производство и выдержка этого напитка осуществляется только в "хересном треугольнике", области между городами Херес-де-ла-Фронтера, Эль Пуэрто де Санта Мария и Санлукар де Баррамеда.

Одна из главных особенностей в производстве хересного бренди - использование бочек, в которых до этого выдерживался херес. Как и выдержка хереса, выдержка хересного бренди тоже осуществляется в системе солера-криадера не менее полугода.

На их долю приходится порядка 90% всех испанских бренди. Хересные бренди выпускаются теми же домами, которые производят херес, как крупными, так и небольшими семейными предприятиями.

Сегодня, как и несколько столетий назад, одной из самых популярных марок хересного бренди является компания Sandeman (Сандеман). Возникновение этой торговой марки датируется 1790-ым годом, когда молодой шотландец Джордж Сандеман купил первые винодельни в Порто (Porto) и Хересе (Jerez).

Ему сопутствовал успех, и уже к началу XIX века его вино экспортировалось в Европу, Америку и даже в Новую Зеландию. В 1877 он зарегистрировал свою торговую марку Sandeman. Шаг за шагом, Sandeman стал одним из самых крупных и популярных хересных и портвейновых домов мира, выпускающих не только херес и порто, но и довольно внушительную ассортиментную линейку вин и бренди (выдержка не менее 6 месяцев).

Второй тип бренди – это, так называемый, бренди из выжимок, который изготавливается из ферментированной виноградной мякоти, косточек и стеблей, которые остаются после выжимки сока из винограда.

Примером такого вида бренди может служить итальянская граппа, южнославянская ракия и грузинская чача. Несмотря на то, что граппа является самым "молодым" напитком среди вышеперечисленных бренди, за последние 50 лет она приобрела невероятную популярность во всем мире.

Італійська граппа

Сам термин граппа известен с 1876 года, а в 1997 году был издан декрет, извещающий, что "граппа - это дистиллят, произведенный из итальянского сырья на итальянской территории". Сейчас в стране насчитывается около 120 признанных производителей граппы.

Справедливости ради нужно отметить, что не все компании, производящие граппу могут похвастаться идеальным качеством производимых напитков. Наряду с весьма посредственными массовыми экземплярами, в Италии производится очень тонкая, с великолепным ароматом, бесцветная или золотистая граппа, которая принесет настоящее удовольствие ценителям.

Примером могут служить такие торговые марки, как Di Verdicchio Stravecchia (Ди Вердиккио Стравеккиа), Fassati Vino Mobile di Montepulciano (Фассати Вино Нобиле ди Монтепульчиано) и Berta (Берта). Так, скажем, дистиллерия Berta, была открыта Пауло Берта в 1947 году, в самом центре, так называемых "пьемонтских холмов". В производстве этого напитка используется сырье только из определенных сортов винограда, в основном неббиоло (nebbiolo) и москато д’Асти (moscato d’Asti).

Граппа отличается оригинальной эстетикой тары: ее разливают то в шарообразные колбы, напоминающие об опытах в химической лаборатории, то в емкости типа парфюмерных флаконов - треугольные, фигурные, с притертой пробкой и сургучными печатями для удостоверения подлинности.

Помимо граппы, итальянцы производят также классический виноградный бренди, к которому относятся такие бренды, как Bouton (Боутон), Stock (Сток) и Vecchia Romania (Веккиа Романа).

Наконец к третьему типу бренди, относят фруктовый бренди, который получают путём перегонки из других фруктов и ягод (кроме винограда). Наиболее часто используют яблоки, сливы, персики, вишню, малину, чернику и абрикос. Наиболее известный представитель этого типа бренди – кальвадос, однако, этот класс напитка заслуживает отдельного внимания.

Повторюсь еще раз, несмотря на то, что, безусловно, король бренди – это коньяк, есть и "придворные", которые по уровню не уступают суверену.

Фото з Flickr (by Poli Grappa, meriko, Kenn Wilson, e-chan).