Аниш Капур: Каждый человек несет в себе темное пространство и знает об этом
Аниш Капур - британский скульптор индийского происхождения, один из самых знаменитых и успешных героев современного арт-мира.
Впечатляющие абстрактные формы из красного воска, зеркальных и матовых поверхностей способны примирить с современным искусством даже закоренелого ретрограда, а моралиста от искусства позабыть о неприличной высокой стоимости работ.
Персональная выставка в Киеве, не смотря на тесноту PinchukArtCentre, как для скульптурных форм такого масштаба, позволяет получить представление об особенностях творчества Аниша Капура, и как скульптора работающего с пустым пространством галереи и как художника вторгающегося в городскую среду – один из залов посвящен его урбанистическим амбициям.
Предвкушая увидеть в очереди на выставку не только продвинутую молодежь, но и бабушек с внуками "Украинская правда. Жизнь" воспользовалась возможностью задать Анишу Капуру несколько вопросов, чтобы разобраться, что движет автором столь эффектных абстрактных форм.
S-образная кривая, 2006, нержавеющая сталь. Здесь и далее -
|
- Ритуал в вашем творчестве сыграл важную роль. А какую роль вы отводите зрителю?
- Многие мои работы сделаны именно с учетом зрителя, они не являются безразличными по отношению к нему. Зритель является неотъемлемой частью работ.
Работа представляет собой перформанс, то есть представление. Она проходит свое становление на глазах.
- Так вы работаете с материалами или с сознанием зрителя? Видела ваши работы на других выставках и у меня сложилось мнение, что вы, прежде всего, фанат экспериментов с художественной формой, и ваши произведения самодостаточны.
- Какое мнение теперь?
- Вас в большей степени интересует сознание зрителя.
- Именно так. Однако история скульптуры – история материала: от глины к бронзе, затем другим металлам и материалам. Скульптор работает с материалами и создает объекты.
Но если существует объект, значит существует не объект, материал и не материал. Занимаясь скульптурой, делаю вещи нематериальными. Конечно, в соответствие с принципами скульптуры, каждой форме должен подходить определенный материал.
Зал с макетами проектов Аниша Капура |
- Насколько вы открыты интерпретациям?
- В творчестве – не знаю. В том, что касается восприятия работ зрителями, – да. Я как скульптор могу только указать направление для размышлений, а дальше предоставляю зрителю свободу действий. Особенность абстрактного искусства в том, что оно ставит перед нами вопросы, которые могут и не возникнуть в других сферах нашей жизни. Например, о источнике сознания, восприятии, целях нашей жизни, смерти, откуда мы пришли и куда мы движемся. То есть возможны такие рассуждения.
Если говорить о пустоте, для меня это означает, что каждый человек несет в себе темное пространство и знает об этом. Поэтому пустое пространство провоцирует эти вопросы. Эти вопросы не являются чей-то личной психологической драмой, они отражают реальность.
Слева: Тысяча имен, 1982; справа: Пустота, 1989 |
- "Темное пространство" в психоаналитическом понимании или религиозном?
- Пожалуй, и то, и другое.
- Можно ли говорить о прямом влиянии каких-либо философских школ, на ваше творчество?
- Конечно, индийская философия в том числе. Влияли Фрейд, Лакан, Левинас, Вальтер Беньямин, но все это сведено воедино, мои работы не являются иллюстрацией какой-то из этих школ.
- Вы формировались на перекрестке разных культур: индийской, еврейской, британской. Какова теперь идентичность?
- Все спутанно (смеется). Конечно важно, что я рос в Индии, кроме того моя мама еврейка – это очень важно для меня, но важно и то, что 40 лет я прожил в Англии.
Конечно, биография художника влияет на его работы, но я никогда на этом вопросе не сосредотачиваюсь.
Без названия, 2012, нержавеющая сталь, золото |
- А как вас воспринимают в Индии, как своего или как глобального художника?
- Хотя индийское художественное сообщество сейчас очень успешно, я не отношусь к этому контексту. Только недавно состоялась большая выставка моих работ в Индии. У меня много друзей в индийском арт-мире, но я работаю в другом контексте, все же десятилетия жизни в Англии наложили отпечаток.
- Для меня ваша работа "Выстрел в угол" со стреляющей пушкой символ того, что современное искусство может быть опасным, при чем совершенно неожиданно. Должно ли оно быть опасным? Или это все же ирония по поводу агрессии, которая есть в современном искусстве.
Стрельба в угол, 2009, смешанная техника |
- Ирония не является мой целью, опасность состоит в реальности. Может быть эмоциональная, психологическая, физическая угроза. Работа в частности и вообще выставка, это один маленький шаг перехода от эстетической ясности (хотя я бы использовал слово красота) к реальности, которая может представлять угрозу.
- Наши предки жили без чего-либо подобного современному искусству, вполне можно представить, что в будущем переживание искусства заменят другие формы эстетического опыта. Мне кажется, что мы являемся свидетелями заката современного искусства, ему на смену придут другие виды творчества.
- Мы живем во время, когда все становится товаром и продается на рынке. Это приносит большой вред, но это не конец. Людям нужно пространство для духовных ритуалов, которое будет существовать вне рынка. Каким будет источник этого пространство, почему бы не искусство?
Я все же надеюсь, что такое пространство останется, не смотря на экспансию рынка.
Между дерьмом и архитектурой, 2010, бетон |
- Рынок рано или поздно переваривает все. А вам хотелось создать такое произведение искусства, которое рынок никогда не сможет воспринять?
- У меня есть некоммерческие работы, но есть работы и для рынка. Это игра, в которую играет художник. Важен баланс, потому что рынок является частью мифологии связанной с объектом искусства.