Тест

"Мама" Капитошки и Пети Пяточкина: Запретят хоть один фильм – запретят все

Наталью Гузееву называют "мамой" Капитошки и Пети Пяточкина. Именно она создала истории о разноцветной капельке и о приключениях рыжего непоседы в детском саду.

Сейчас киевлянка Гузеева живет в Германии - вот уже 17 лет. Но в интервью она призналась, что собирается возвращаться в Украину. Перед своим возвращением она приедет во Львов и проведет мастер-класс в рамках Форума издателей.

Накануне ее приезда "Украинская правда. Жизнь" расспросила Гузееву о ее сказках, мультиках, детстве, борьбе с нарушением авторского права в Украине и о ее необыкновенных персонажах, на которых расли целые поколения.

- Есть родители, которые пытаются растить своих детей на "нормальных мультиках" из своего детства, потому что современные мультфильмы не такие добрые и неправильно воспитывают детей. В Украине сейчас даже обсуждают вопрос запрета показов мультиков "Губка Боб", "Шрек", "Лунтик", "Маша и Медведь", потому что они якобы пагубно влияют на детскую психику. Как вы считаете, такие мультики надо запрещать?

- Моя бабушка родилась при царе, мама – во время сталинских репрессий, я - во время хрущевской оттепели, а моя дочка – после перестройки. Представьте, что в моей семье существовал бы стереотип воспитания, созданный бабушкой и мы смотрели бы только немое кино?

Я очень люблю старые советские фильмы. По темпо-ритму и воспитательным принципам они идеально подходят для малышей. Их надо показывать, и еще для того, чтобы ребенок имел представление, как росли его родители. Но и эти фильмы требуют исторических сносок. Кто такие "октябрята" в фильме по Маяковскому "Что такое хорошо и что такое плохо"? А готовы ли мы, чтобы наши дети, как и герои фильма, с такой же четкостью отвечали на вопрос, что такое "хорошо" и что такое "плохо"? Чтобы принимали все на веру?

Мне лично дороги мысли собственного ребенка. Мне дороги те открытия, которые он делал и продолжает делать на своем жизненном пути. Мне интересно, каким он видит мир, чем это видение расширяет или дополняет мое видение мира. И мы уже 24 года говорим друг с другом.

С детьми надо разговаривать, обсуждать, объяснять.

Чем плох "Шрек"? Тем, что его жена – не модель, да и сам он лицом не вышел? Фильм развивает толерантность. Разве не ясно, что не во внешности дело? И что героиня птичку пением убила, когда была злой, хоть и красивой.

Это же какое порочное сознание надо иметь, чтобы объявить Губку Боба гомосексуалистом? Да ребенку и в голову такое не придет!

- То есть вы считаете, что детям можно смотреть все мультики?

- Мне кажется, что нравственная атмосфера современного общества будет намного чище, если мы не будем делать вид, будто знаем, как надо жить, а будем принимать решения и совершать поступки с полным осознанием своей собственной ответственности за них.

Если запретят хоть один фильм, это будет начало конца. Тогда запретят все. Надо не запрещать, надо создавать альтернативу, чтобы был выбор. А я так понимаю, что выбора нет.

- А выбора действительно нет?

- Где национальная мультипликация со своими героями? Где темы, которые отражают современность? Где детское художественное кино? Почему Национальная комиссия по защите общественной морали не способствует решению этих задач?

Шарж художника Генриха Уманского. Именно он и является автором визуального образа Капитошки


Отсутствие национального кинематографа для детей высокого качества, с современными реалиями – вот это аморально!

Это портит психику детей. Еще портит психику детей стерильное воспитание.

Если посадить ребенка на диету из "хороших" сказок, а я исхожу из того, что мультфильмы ребенок воспринимает, как сказки, ребенок вырастет инфантильным. Сказки – мощное орудие в подготовке ребенка к реальной жизни. В них мир прекрасен и одновременно опасен, жесток и несправедлив.

Ребенку лучше избыть страх в фантазийном мире, научиться сострадать героям в сказках, узнать, что есть герои немного неправильные и не очень красивые, тогда он вырастет толерантным.

Маленький пример: в обществе, в котором запрещены инвективы (ругательные слова), их место занимают ритуалы, а криминальность намного выше, чем в обществе, в котором с помощью слов можно выпустить агрессивные эмоции.

- Какие мультики вы разрешали смотреть своей дочери?

- Я дочку старалась загружать чтением, так как только чтение развивает.

В ее детстве не было фильмов как Шрек, Лунтик, Маша и Медведь. Но я думаю, я разрешила бы ей их смотреть, ведь в нашей семье прочитанное и просмотренное обсуждалось и вызывало здоровые дискуссии.

Я думаю, родители против этих фильмов, потому что хотели бы ими заменить собственную "сказку перед сном" и сделать из них такую "теленяню".

Моя дочка, Лена, в 10 лет начала смотреть Симпсонов, и я присела рядом. Должна признаться, после советских мультиков с хорошенькими правильными личиками и мордочками я была приятно поражена, что герои выглядят нетрадиционно.

Это гениальная придумка авторов – она воспитывает! Не только персонажи с среднестатистическими чертами лица и с известным цветом кожи должны мелькать на экране.

Таких мы любим, давайте полюбим и других - синеньких. За их юмор, смешные поступки, за – если не доброту, то беззлобность, если не за ум – то за наивность и преданность семье.

Так что, дорогие родители, смотрите вместе с детьми, и не одним глазом смотрите, а в оба. И слушайте текст - кстати, не знаю, каково качество перевода мультиков. И тогда вы узнаете последние мировые новости, потому что сериал тут же с юмором на них откликается сюжетом.

Вместе с фильмом, сделанным режиссером Александром Викеным, в жизнь ворвался в середине 80-х егоза и непоседа Петя Пяточкин

- Психологи лечат детей сказками. Вплетают историю ребенка, о ее проблемах в сюжет и таким образом ребенок легче находит варианты выхода из ситуации, узнает о жизни. Ваши истории тоже воспитательные. Вы это умышленно делали, или так просто случайно получилось?

- Я никогда не ставила перед собой задачу написать воспитательную историю. И если они такими получились, то только потому, что в любой моей истории есть конфликт, подчас не явный, а внутренний - как в историях про девочку Леночку.

А в преодолении конфликта – всегда есть дидактика, молодец, смог! Или – пока еще не смог, но сможешь! Или – не сможешь никогда, но зато у тебя есть шанс попробовать что-то другое!

К сожалению, в Украине еще много табуизированных для детской литературы тем.

- Например?

- Болезни, старость, смерть и похороны близких (неизбежная ситуация для детей, у которых есть бабушки и дедушки), детский энурез (почти 95 % детей от всех носителей страдает этим), фекалии лошадей, коз, коров и т.д., которые в селе встречаются на дорогах.

За рубежом издают книги на эти темы и ребенок таким образом психологически готов к печальным событиям, не высмеивает то, что естественно, не стесняется своих недугов.

- Какие сказки вы рассказывали дочери?

- Дома я читала дочке все детские книги, которые в начале 90-х можно было купить. А вне дома – в очередях, или в дороге – я сочиняла ей на ходу собственные истории, часто мы делали это вместе, импровизируя на тему известных сказок.

Наталья Гузеева с дочкой Леной. Февраль 1989 года. Во время съемок документального фильма "Правила по уходу за новорожденными"

- Вы смотрели популярные украинские короткометражные мультики "Лис Микита" і "Моя країна - Україна"?

- Скажу уклончиво: наверное хорошо, что они есть, возможно у них своя аудитория. Но они не являются лицом украинской мультипликации, которая была одной из лучших на творческой карте планеты.

- Вы родились в Киеве но уже более 10 лет живете заграницей. Почему?

- Заграницей? Это только так кажется. Границы придумали люди, люди их и переступают.

Можно жить в Киеве и чувствовать себя иностранцем. Можно жить в другой стране и чувствовать себя украинцем. Это для переписи населения важно, где находится тело. А так важно, что в твоей душе.

- Как часто вы бываете в Украине? Вы следите за те, что здесь происходит?

- Бываю в Киеве и скоро туда окончательно перееду. Я слежу за тем, что происходит в Украине, а потом обсуждаю это с моими друзьями. Политикой я никогда особо не интересовалась, она ввергает меня в депрессию, я понимаю, как я бессильна что-либо в мире изменить, и мне от этого грустно.

- Ну почему же нельзя – вот в Украине вы активно боретесь с нарушителями авторских прав на "Капитошку". Чем закончилась эта история?

- Я не борюсь с нарушителями, я ПОМОГАЮ государству бороться с нарушителями, выполняю, так сказать, его функцию, что бы его же, Государства, законы работали. Пока Государство сонно потягивается, по расчетам независимых экспертов, оно только от НЕсоблюдения законов в области авторского права теряет в бюджете сотни миллионов гривен ежегодно!

Эти деньги существенно поддержали бы и систему детского образования, и помогли бы Украине проводить значимые культурные проекты, в том числе по созданию современного кино для детей.

А мои истории борьбы с нарушителями с учетом особенностей квалификации некоторых судей, патентного ведомства в области авторского права, a также судя по новым фактам нарушения, не окончатся никогда. Наши юристы уже иронизируют, что художественная детская мультипликация пока "не по зубам" высшим инстанциям украинской Фемиды.

Добрый персонаж "Капитошка" одним своим видом загоняет ее служитей в процесуальные ловушки, причем настолько быстро, что некоторые из них, наверное, особо неуверенные в своих профессиональных способностях, готовы даже изучать, а не может ли Веселая капелька еще тайно быть и "промышленным образцом".

Но благодаря этим процессам, Капитошка из киногероя превращается в общественного борца против нарушителей. Героя, который пишет сегодняшнюю историю Украины. В историю вместе с Капитошкой сможет войти каждый. Достаточно фиксировать факты нарушения авторского права и присылать их в редакцию.

- Почему Ваши книги не издаются в Украине?

- Не издавались, это правда. Но в этом году у меня особое событие - в издательстве "Теза" вышла моя новая книга "23 Обиды Пети Пяточкина", где читатели встретятся с любимым героем. Того события мне пришлось ждать 24 года! Теперь лед тронулся – я работаю с издательством "Старый лев" над проектом "Мама по скайпу", а в издателъстве "Мастеркласс" появится наконец первая книга "Капитошки".

Для меня большая радость, что она сделанна совместно с художником Капитошки в фильме Генрихом Уманским. Надеюсь, что в издательстве Теза будет издана моя самая любимая книга о Пяточкине "Любовь и 17 страданий Пети Пяточкина", над переводом которой работает сейчас Иван Андрусяк.

- Как по-вашему, есть ли шансы у украинской культуры стать успешной за рубежом?

- Шанс есть, если появится какой-нибудь Гай Цильний Меценат, министер культуры при императоре Августе, заинтересованный в этом.

Искусству нужен покровитель, спонсор, донатор.

В Германии у меня был культурологический шок, когда я узнала, что когда умирает одинокий человек, приходит определенная служба в его квартиру и отправляет под пресс все вещи, которые этот человек с любовью собирал и хранил в течении жизни. Все под пресс!

Салфеточки, вазочки, стульчики, столики, шкафчики, телевизор и холодильник! Забрать что-нибудь никто не имеет право, иначе это будет мародерство. И я поняла, как бессмысленно материальное с точки зрения вечности, и как важно оставить о себе духовную память в сердцах людей и в истории страны. Так что я надеюсь на разум и здоровое тщеславие министерства, спонсоров и меценатов.

Наталья в детском саду

- Вы много пишете о детях и детстве. А каким было ваше детство?

- Очень разным. Родители работали в театрах бывшего Советского Союза и возили меня за собой. Ничего хорошего в этом не было, я едва успевала заводить друзей, как мы уже снимались с места. Место подружек занимала фантазия. Мне с ней было хорошо.

- Вы были Петей Пяточкиным?

- Ровно настолько, насколько девчонка может вести себя как мальчишка.

Я шалила с точки зрения родителей, а для меня это был сложный процесс проверки мира на прочность. Я не ломала куклу – нет! – я разбирала ее на части, чтобы понять, почему она говорит "мама".

Я рубила топором кирпичи, чтобы понять, что их топором разрубить нельзя. Я бегала по крышам, потому что оттуда был виден Днепр. Я хотела убежать в Лаос, чтобы помочь Лаосским принцам – ведь принцы все-таки! А я так любила сказки! А в Лаосе была гражданская война. Откуда я это знала? Папа слушал все время радио и обсуждал со мной новости.

- Кстати, таких Петь Пяточкиных сегодня бы назвали гиперактивными детьми – их даже лечат.

- Глупости! Последние исследования говорят о том, что синдром гиперактивности приписывают всем детям, поведение которых неудобно родителям, учителям и которые не могут объяснить психологи. Петя Пяточкин абсолютно здоров – психически и физически.

Его скорее можно было бы назвать ребенком-индиго. Он опережает время, он размышляет, он заводила-лидер, он позитивен. Из таких мальчишек вырастают герои, а не хулиганы.

Семейство на скамеечке. Папа, Анатолий Гузеев, будущий диктор украинского телевидения, мама - Лена Гузеева, актриса. Лиепая, Ташкент, Ленинград

- Назовите свой список мультиков, которые вы бы советовали смотреть детям.

- Я бы очень хотела ответить на этот вопрос, но не берусь. Каждому нужна своя психотерапия, у каждого свой интерес, своя скорость, свое дыхание, и ему нужно что-то свое сокровенное, что чуждо будет другому.

Каким бы замечательным бы не был мультфильм, я бы все-таки рекомендовала своему ребенку прочитать книгу и снять в своей голове собственный фильм. И он-то и будет самым лучшим!

Печатное слово первичнее движущейся картинки. Тот, кто не читает, тот и запрещает Губку Боба, или Лунтика.

И какая разница, что он запретит завтра, может быть даже Бога, который создал обнаженного мужчину и женщину, и позволил им начать род человеческий, которому ничего не чуждо. А сам устроился в облаках, и стал смотреть бесконечный сериал, а эпизод с запрещением мультфильмов его просто развеселил. Ведь кто-кто, как не он, этот великий Аниматор, понимает толк в комическом сюжете.

- Над чем Вы сейчас работаете?

- Мысленно я уже на Форуме издателей во Львове. Очень волнуюсь. Я давно не выступала перед соотечественниками.

Пишу все сразу – в работе две книги. Еще готовлюсь к чтениям в Бонне, где буду читать "23 обиды Пети Пяточкина" на немецком языке, у меня там 8 выступлений.

По этой же книге готовлю музыкальный проект совместно с композитором Александром Александровым, известного по выступлениям с группами "Звуки Му", "Аквариум" и другими.

Меня будоражит возможность создать настоящий музыкальный спектакль про страну Баронию, в которую попадает Петя Пяточкин! Страну, в которой облака пишут тексты-подсказки, и в которой живут вычеркнутые из жизни дети, превращенные коварным Бароном Примадоном в своих резиновых слуг. Искренне верю, что детские театры Украины смогут участвовать в реализации нашего проекта.

А еще обдумываю с продюсером 100 серий про Капитошку и Волчонка, Это большой сериал о детской дружбе, в котором каждая серия будет не больше минуты. И вот это настоящий вызов! Миниатюра требует больше времени и усилий, чем более крупный формат. Но очень увлекательно!

Питання від читачів з Facebook

Olenka Martynyuk: Як вигадали берет для капітошки? Чому він в береті?

Как для чего? Чтоб не намокнуть!

Ну а если серьезно, то вот почему. Капитошка впервые появился не в книге, а в мультфильме. Следовательно, работая над образом, художник Генрих Уманский решал главную задачу - каков персонаж в движении, а не в статике.

Вот поэтому-то Капитошка состоит из нескольких разноцветных капелек и они-то и находятся все время в движении, меняют форму, переливаются. Движение – самое главное для фильма. И заметьте, головной убор состоит из двух капелек, то есть вроде бы беретик с бумбончиком.

Roman Voitovych: Звідки такі цікаві власні назви обох персонажів, чому "П'яточкін"?

В моей сказке дождик поет песенку "капай-капай, дождик", ее капризное Эхо разносит по лесу и перекручивает, получается в результате "Капитошка-а-а".

А Пяточкин?…Хотела написать про мальчика, такого себе егозу и непоседу, заводилу и фантазера. При этом он – веселый, добрый и сообразительный. На мгновение задумалась. Мое подсознание вдруг нащупало слово "пятка" и отправило на утверждение моему сознательному.

"Пятка очень важная часть тела", - согласилось сознание, - "и у нее очень важная функция, особенно для спринтеров, например. С пятки начинается толчок стопы, чтобы оттолкнуться и высоко взлететь".

В рыженьком слоненке - Пяточкин узнал свои черты

У меня в других книжках Петя Пяточкин к этому и стремится – взлететь высоко - в чувствах и поступках. Он не любит проторенных путей. Вот так вот приблизительно и возникло имя. Или я пытаюсь понять, как оно возникло?...

Вообще, с именами Капитошка и Петя Пяточкин у меня не было долгих и мучительных раздумий, как это бывает с придумыванием других имен. Они меня осенили, просто влетели в голову и материализовались на бумаге. Вообще, что легко происходит – значит это судьба.

Хто придумав (надихнув на) пісеньку Петрика?

В моей сказке была песенка-бормоталка Пети, которую я сама сочинила. Но я не поэт-песенник и не претендую им быть. И считаю большой удачей для фильма, что режиссер Александр Викен пригласил в команду поэта Александра Вратарева, и композитора Владимира Быстрякова, которые – один в стихах, другой в музыке - точно ухватили суть характера Пяточкина,

Хто був прототипом Петрика?

Никто

Звідки прийшла ідея "брм-брм-брм-бррм"?

Идея "брм-брм..." является замечательной придумкой режиссера.

Ostap Kryvdyk: Першою була українська чи російська версії? А ще - фантастичний джаз-рок у музиці, як його до мультиків допустили?

Озвучание на двух языках делали практически одновременно.

По-поводу джаз-рока Владимира Быстрякова в фильме не было никаких дискуссий. Во всяком случае, принимающие фильм инстанции (а их приблизительно было четыре) музыку приняли. Не представляю, что могло быть иначе - Владимир Быстряков успешно работал в анимации.

Petro Burkovskiy: Запитайте авторку: як вона думає, чому "Капітошку" та "П’яточкіна" можна дивитися хоч кожен день (і дітям і батькам), а до західних будь-яких аналогів серце не лежить?

Спасибо за скрытый комплимент моему творчеству. Мне трудно ответить на этот вопрос, потому что я не смотрю свои фильмы каждый день.

Olga Sharapa: Многие украинские мужчины с огромным удовольствием ассоциируют себя с Петриком. Как вы думаете, почему им это нравится?

Я думаю, вот почему. Петя Пяточкин внутренне свободен, он не терпит рамок, он подсознательно отстаивает свою независимость, у него есть на все свое мнение, он не хочет слепо следовать правилам игры, правилам детского сада – этого маленького государства с устоявшимся расписанием дня.

Но он согласен принять законы, если видит в них логику, свою, детскую, фантазийную, но логику. Нормальная психология взрослого умного мужчины, психология Героя. Именно Героем своего детсадовского государства и выбрала его подсознательно среда (его детсадовцы), без него им скучно, без никого – просто НИКАК.