Женщины: винная карта мира

"Есть только одно качество – высшее"
Николь Клико

У французов есть поговорка: когда женщина приближается к подвалам с бочками, вино превращается в уксус. И, чтобы спорить с этим утверждением мужчин, в "мужском" мире виноделия, если ты женщина, нужно быть перфекционистом. И сегодня королевы винного бизнеса прекрасно справляются с этой задачей. Они уже оставили яркий след в истории виноделия, их имена знают в винном мире, а словосочетания женщина-винодел и женщина-винный критик уже не вызывает скептических улыбок.

"Один мужчина-критик сравнил меня с молодым Божоле. Мое самолюбие было уязвлено: неужели я так несерьезно выгляжу? И тогда я решила доказать всем, что я значу куда больше, чем обо мне думают!.. Сейчас, спустя годы, я сравниваю себя с хорошим бургундским – умным, тонким и глубоким.", - как-то с улыбкой ответила Дженсис Робинсон на вопрос о том, что заставило ее в 1984 году получить почетную ученую степень Master of Wine.

Сегодня Дженсис Робинсон – один из самых известных и уважаемых в мире винных критиков, чья литературная карьера длится уже больше четверти века. Она издала около 20 книг, постоянно выступает на телевидении, выпускает DVD, ведет колонки в британских многотиражках, постоянно пишет заметки для своего интернет-сайта. А еще она является консультантом винных погребов Ее Величества Королевы Елизаветы II…

О ее признании в "мужском" мире виноделия говорит и факт издания в 2001 году совместно с выдающимся винным критиком Хью Джонсоном World Atlas of Wine, сразу же ставшего мировым бестселлером. Сделанная для канала BBC The Wine Programme стала первой в мире телевизионной телепрограммой о вине. Список наград, которые Дженсис Робинсон получала в разные годы своей карьеры не мал. Стоит только упомянуть присужденный ей в 1999 году журналом Decanter статус "женщина года".

Лишенная феминистской агрессии, Дженсис Робинсон, прежде всего, зарекомендовала себя, как профессионал высшего уровня. При этом она убеждена, что женщины по сравнению с мужчинами - более вдумчивые дегустаторы и получают больше удовольствия от вина. "Мужчины часто выбирают статусные вина, а женщины просто хотят насладиться вином", - уверена г-жа Робинсон.

Богини французского виноделия

Филиппинв де Ротшильд. Фото seeker401.wordpress.com

Говоря о мировом виноделии, прежде всего, вспоминается Франция. А вспоминая Францию, невозможно обойти тему женщин и любви, любви ко всему прекрасному и изысканному. И без женщин развитие французского виноделия было бы не столь впечатляющим.

Сегодня имя баронессы Филиппины де Ротшильд знают даже "не посвященные" в таинства мирового виноделия люди. Будучи единственным ребенком великого барона Филиппа, она унаследовала три поместья – первоклассное Шато Мутон Ротшильд, а также Шато Клерк Мильон и Шато д’Армальяк. Филиппина могла расслабиться и ничего не делать – ведь, казалось бы, все уже было сделано до неё. Но подобная жизнь ее не вполне устраивала, вернее не устраивала вообще…

Сегодня Филиппине де Ротшильд уже почти 80, и она одна из самых заметных фигур в винном бизнесе. Баронесса владеет самым большим пакетом акций компании. За то время, пока баронесса руководит предприятием, объемы продаж выросли в несколько раз. Она открыла музей и организовала знаменитую выставку этикеток Шато Мутон Ротшильд. Под ее руководством производство было модернизировано, были построены новые заводы (и не только во Франции). Благодаря Филиппине мир увидел новые шедевры, в частности знаменитые вина Almaviva и Opus One.

Ни об одном виноделе Бургундии не пишут столько, сколько еще об одной звезде французского виноделия, мадам Лалу Биз-Леруа, а о винах Domaine Leroy винные критики говорят с придыханием. "Лалу Биз-Леруа стоит особняком на самой вершине иерархии качества бургундского вина.

Она является перфекционистом во всем. Эта женщина нашла в себе смелость производить вина с лоз с чрезвычайно низкой урожайностью и бутилировать их в "естественном" виде, не прибегая к фильтрации или очистке, за что постоянно подвергается насмешкам со стороны многих негоциантов и даже владельцев других ведущих имений Бургундии", - так написал о ней влиятельный винный критик Роберт Паркер.

Родившейся в 1932 году в Париже в семье виноторговца девочке, которую назвали Марселла Леруа, была уготована участь ее предков - работать и жить с вином и ради вина. Казалось, что по-другому и быть не могло, ведь еще в 1868 году прадедушка Марселлы, Франсуа, основал винный бизнес Maison Leroy. Его дело продолжил сын Джозеф, и уже в конце XIX века вина Maison Leroy были удостоены ряда золотых медалей на престижных выставках. Отец Лалу, Анри, стал виноторговцем в третьем поколении.

Лалу Биз-Леруа. Фото olentsova.com

У Анри было две дочери. В Бургундии винный семейный бизнес обычно передается по мужской линии, но когда выбора нет - к делу приобщается и женская половина семьи. Из двух дочерей - Паулины и Марселлы - последняя начала интересоваться делами отца еще в раннем детстве. Она воспитывалась в атмосфере, где все разговоры крутились вокруг видов на предстоящий урожай, благоприятной погоды, цен на вино и бочки и всего остального, что так или иначе связано с виноделием.

Со временем отец Марселлы стал уделять все меньше внимания Maison Leroy, и она уговорила его передать дело ей. Окончательно она возглавила этот бизнес в 1955 году. К тому времени ее уже знали под именем Лалу.

Однако лишь в 1988 году, с приобретением поместья Domaine Charles Noеllat началась эпоха вин Domaine Leroy. С самого начала Лалу Леруа была четко убеждена, что выращивать виноград и производить вино она будет только биодинамическими методами, а в 1988 году подобными методами во Франции интересовались единицы.

Уже более 20 лет, как Лалу стоит на вершине пирамиды винной Бургундии. Ее вина - это чистейшее выражение сорта Пино Нуар и Шардоне. Английские и американские винные критики не всегда единодушны по отношению к бургундским винам. Однако по обеим сторонам Атлантики существует общее мнение, что мадам Лалу Биз-Леруа - ярчайшая звезда среди всех виноделов Бургундии.

Революционерки "супертосканы"

Супертосканцы – так журналисты окрестили в 70-е годы виноделов нового поколения, которые экспериментировали в Италии с международными сортами винограда.

Начало этого движения в 1968 году положило рождение в Тоскане знаменитого вина Sassicaia (Сассикайя), с которого началось увлечение виноделов Тосканы международным сортом Каберне Совиньон, тогда неразрешенным в регионе.

Чинция Мерли. Фото assaggioseattle.com

Одним из деятелей "супертосканы" стал Эудженио Камполми, основавший в конце 1970 года винодельню Le Macchiole, расположенную в самом сердце Тосканы, небольшом регионе Болгери. Полный решимости создать выдающееся вино, которое прославило бы родной регион, он высадил на своем участке несколько международных красных сортов и стал экспериментировать с ними.

В результате на свет появилось Paleo Rosso, представлявшее собой весьма оригинальный и нетипичный для Тосканы бленд, – 90% Каберне Совиньон и 10% Санджовезе. На переломе веков, когда винодельня Le Macchiole уже входила в пятерку самых престижных виноделен Болгери, жизнь Эудженио Камполми, но не его дело, внезапно оборвалась.

Его жена, Чинция Мерли, не раздумывая, решила продолжить семейный бизнес. Более того, со временем она смогла осуществить мечту мужа о моносепажных винах, которые бы полностью отражали суть самобытных земель Болгери.

Начиная с 1999 года, было принято решение полностью исключить Санджовезе из состава Paleo Rosso, заменив его Каберне Фран. А с 2001 года это вино стало полностью производиться из одного сорта винограда – Каберне Фран. В последствии Чинция Мерли замечала, что изменить уже успешное вино, казалось безрассудным решением. Однако именно это решение вывело винодельню на совершенно новый уровень. И решение это приняла женщина.

Еще одной винодельне из самого сердца Тосканы, Brancaia, удалось преуспеть сразу в двух дисциплинах: создать классический кьянти и яркие "супертосканские" вина. Сегодня винодельней управляет Барбара Кроненберг-Видмер. Получив образование энолога, она прошла длительную стажировку в сфере виноделия, а с 1998 года вместе со своим мужем Мартином Кроненбергом Барбара возглавила компанию своих родителей.

Барбара Кроненберг-Видмер. Фото brancaia.com

Именно она является энологом Brancaia и автором вин, которые регулярно попадают в списки лучших вин мира. Барбара также работает над сложным проектом по созданию линейки белых вин, несмотря на то, что Тоскана в целом, и Brancaia в частности знаменита красными винами. "Женщины имеют множество талантов. Неудивительно, что и делать вино им тоже по силам." - уверен ее, теперь уже бывший, супруг Мартин Кроненберг.

Сегодня с утверждением г-на Кроненберга уже никто не спорит. А женщины виноделы с каждым годом штурмуют все более недоступные вершины. Помня о том, что "есть только одно качество – высшее", как говорила мадам Клико.

Реклама:

Головне сьогодні