Директор MUSA: Реформы нужно начинать с культуры

Вена, задававшая вектор развития европейской культуры еще в 18 веке, кажется городом-музеем, где все, включая атмосферу и горожан, является музейными экспонатами.

Тем не менее, такой взгляд на культуру Вены далек от истины.

Городская мэрия уже более 30-ти лет активно инвестирует в развитие художественной среды, что позволило Вене стать одним из ключевых центров современного искусства в Европе. Здесь на разных площадках работает не менее 5 000 художников.

Бертольд Эккер, глава подразделения искусства департамента культуры города Вены и директор муниципального музея современного искусства MUSA (Museum Startgalerie Artothek), считает, что по уровню репрезентации современного искусства сравниться с Веной может разве, что Берлин или Лондон.

"Вена понимает себя как город культуры. Для нас – это основа идентичности", - говорит Эккер.

РЕКЛАМА:

В интервью арт-менеджеру, основателю Киевской платформы современного искусства _PCA, Владимиру Кадыгробу Бертольд Эккер рассказал, как городская администрация поддерживает и развивает современное искусство.

Вена – город классической музыки и архитектуры. Что спровоцировало интерес к современному искусству?

– Помню, когда я приехал в Вену изучать историю искусства около 1980 года, я нашел город очень серым, тихим и меланхоличным – а потом, шаг за шагом, он стал развиваться.

Одним из важных событий было открытие Kunsthalle, что очень поспособствовало развитию искусства, так как немедленно открыло доступ к международной сцене, которая ранее была представлена в Вене ограниченно. У нас и до этого был Музей современного искусства, а также 20er Haus – это замечательный павильон, построенный для Всемирной ярмарки в Брюсселе в пятидесятом, он сейчас являются частью Бельведера (в настоящее время павильон носит название 21er Haus – прим. ред.).

Конечно, городу очень помогло развитие Vienna Art Fair. И у нас есть множество мест, где можно изучать искусство.

"Понимание современного искусства - это ключ к пониманию собственной жизни..."

Какие факторы повлияли на то, что Вена за тридцать лет стала одним из лидирующих городов Европы в сфере современного искусства? Кто ответственный за это развитие? Городской совет или частные организации?

– Это всегда микс, единый организм. У нас есть художники, есть галереи, есть университеты, есть музеи – их влияние связано. Им должно предоставляться достаточное количество возможностей.

Также должен существовать рынок искусства, поддерживающий художников – тогда это работает. Он развивался очень медленно. В Вене постепенно появлялись большие коллекционеры – к примеру, Агнес и Карлхайнц Эссль, владельцы сети bauMax.

В общем, все эти части организма необходимы для развития функционирующей сцены искусства.

А кто определяет стратегию развития? Город?

– Все игроки. Город пытается предоставить возможности, мы оказываем финансовую поддержку, где только можем, то же делает государственная власть. И городская, и государственная администрации находятся в Вене. Нам (городу) принадлежит Kunsthalle, Wien Museum и MUSA.

У города есть департамент культуры и меньшие его ответвления в разных сферах.

Какие у департамента культуры цели?

Цель – сделать культуру возможной! Поддерживая её. Показывать в Вене международное искусство, это очень помогает.

С 1989 года, когда упал "железный занавес", мы очутились в центре Европы, тогда как до этого находились на краю пустоты. К нам стало приезжать много студентов, особенно из бывших частей монархии.

Жизнь в Вене была очень доступной, и у нас было и есть множество отличных академий и преподавателей с международной репутацией. Многие студенты оставались здесь и становились частью венской культурной сцены.

Для меня "венский художник" – это тот, кто принадлежит к местной сцене искусства, независимо от своего происхождения. Происхождение интересно, но оно совсем не важно.

Ваш департамент отвечает исключительно за искусство? Или вы работаете также с туризмом как важной частью продвижения города?

– Нет. Иногда у нас бывают совещания, во время которых департамент туризма делится с нами своими планами, а мы – своими, но между нами нет связи. Мы – разные части городской администрации.

А как насчет культурной политики – вы пользуетесь этим термином? В Киеве сейчас происходит много дискуссий о её формировании.

– Это очень широкое обозначение того, чем мы занимаемся. Мы стремимся быть как можно более открытыми, хотим, чтобы у нас было больше художников – хороших художников, хотим предоставить им больше возможностей. Это ключ к успеху, к примеру, Берлина. У них было много свободных пространств, недорогое проживание и тому подобное.

Также важно сотрудничество. Мы стремимся осуществлять больше обмена, работаем над выставками с самыми разными институциями, чтобы получать знания отовсюду: из Голландии, Великобритании, Японии.

Над какими проектами вы работаете сейчас?

– Сейчас у нас появилось огромное депо, 2500 квадратных метров для хранения произведений из MUSA. Работы много, вы можете себе представить, ведь это самая большая коллекция в Австрии. Её не просто организовывать, у нас очень маленькая команда – всего 20 человек, включая весь музейный персонал и работников на полставки. Для сравнения, в отделе искусств музея в Брно, в Чехии, работает 30 человек, при этом у них нет собственной коллекции.

Одна из программ музея MUSA - "Артотека" позволяет горожанам взять взаимы произведение искусства. Стоит услуга 2.50 евро в месяц, максимальный период - 1 год.

Наша команда небольшая, но энтузиазма много. Департамент музыки ещё меньше – там всего двое людей, и они занимаются исключительно распределением финансов.

Мы же работаем с очень широкой сферой – в определенном смысле, слишком широкой. Вначале у нас не было MUSA, и мы были ещё меньше. Когда мы открыли музей, стали получать множество подарков от художников.

Как развивалась коллекция?

– Образовалась она в 1951 году и постепенно разрасталась с помощью приобретений городской администрации от венских художников. Сначала эти работы использовались для декорирования административных помещений, но коллекция росла и становилась всё больше. Политики также чувствовали ответственность за её развитие. Так и появился MUSA.

Ведь если у вас есть такая коллекция, её необходимо показывать – иначе она совершенно бессмысленна. Нельзя накупить лошадей и не иметь для них конюшни.

А для какой аудитории вы работаете? Это горожане?

Горожане – владельцы коллекции. Для меня это очень важный аспект, так как мы хотим показать им, что мы делаем с их деньгами и их произведениями.

Но важнее всего, конечно, сама сцена искусства, молодые художники. К нам на выставки приходит по 500-800 молодых художников, это потрясающе.

Выставка Memory Lab объединила фотоистории восьми европейских столиц

– Именно так. Туристы нам нужны, конечно. Многие из тех, кто знаком с MUSA, приезжают к нам регулярно. Но мы не выделяем средства на промо и рекламу для намеренного привлечения туристов – предпочитаем тратить эти деньги на наши проекты и на поддержку художников. А туристы – это скорее побочный эффект?

Вход в MUSA для всех бесплатный. Это наша философия, всё должно быть бесплатным – в том числе экскурсии, ведь мы хотим нести искусство публике. Если за вход нужно платить, многие дважды подумают, прежде чем пойти.

Никаких ограничений быть не должно.

Какие выставки сейчас планируются?

– Текущий проект – это Memory Lab ("Лаборатория памяти"), основная выставка Европейского месяца фотографии. Существует сеть "месяцев фотографии", которую основали в 2004 году Париж, Берлин и Вена. Сегодня она объединяет восемь столиц. Самый "молодой" участник – Афины.

Мы проводим встречи на протяжении года, разрабатывая выставки на актуальные темы, чтобы представить фотографию в её сегодняшнем состоянии. Нас интересуют изменения: например, переход от аналоговой к цифровой фотографии.

Текущая выставка – о том, как взгляд на историю менялся в фотографии.

Огромное количество художников работают с темой истории. Мы отобрали пул – в данном случае, это 35 художников из разных стран Европы – на основе которого создали каталог. И на основе этого каталога каждый город разрабатывает отдельные выставки.

Таким образом, выставка, которая сейчас проходит в берлинском Martin Gropius Bau, отличается от того, что вы можете увидеть в Вене, или в Будапеште, или в Париже.

Европа и европейское мышление – отличная отправная точка проекта. Европейский месяц фотографии основал Жан-Люк Монтероссо, директор Maison Européenne de la Photographie в Париже, с целью развивать европейскую фотографию в противовес американской. Это была первичная миссия, которая нас, конечно, больше не интересует – но европейская мысль и сотрудничество внутри Европы всё так же актуальны. Это также способ открыть новые имена, происходит поистине активный обмен.

Расскажите больше о самой программе MUSA.

– Она состоит из трех основных частей.

"Артотека" была основана ещё в семидесятых. Её идея заключается в том, чтобы позволить горожанам брать взаймы произведения искусства за 2.50 евро в месяц, максимум на один год. Это позволяет людям жить с искусством, взращивать понимание искусства.

Также у нас есть галерея для молодых художников, которая представляет 9 выставок в год. Их курируют сами художники, что очень важно, а финансируем полностью мы. В этом году мы впервые начнем присуждать MUSA Prize – жюри оценивает не только искусство, но и концепцию выставки.

Основная часть MUSA – это тематические выставки, по 3-4 в год. Их курирует наша команда либо приглашенные кураторы, ведь некоторые темы требуют специалистов – к примеру, новые медиа, искусство интернета. Наша коллекция пополняется новыми произведениями, и мы также включаем их в выставки.

Как бы вы подытожили: что же даёт MUSA жителям Вены?

– Они получают доступ к собственной коллекции, получают понимание современного искусства. А это ключ к пониманию собственной жизни. Ведь искусство – высшая форма коммуникации о жизни человека.

Говоря о Киеве в контексте реформ, о которых сейчас у нас заявляют: как Вы думаете, над культурой в городе нужно начинать работать, когда всё остальное уже в порядке?

– Ни в коем случае – это неправильный путь! С культуры нужно начинать немедленно, наряду со всеми остальными аспектами. Инфраструктура, университеты, медицина, искусство – это всё части единого целого; невозможно говорить, что одно важнее другого. Всё нужно развивать одновременно.

Материал подготовлен при поддержке Kyiv Vision Foundation, в рамках работы украинской выставки Through Maidan and Beyond, проходившей в Вене в ноябре 2014.

Реклама:

Головне сьогодні