Репортерская сотня. Как видео меняет мир

14
11 березня 2015

Журналист Сергей Андрушко, режиссер-документалист Дмитрий Тяжлов и продюсер документального кино Элла Штыка придумали, как научить активных граждан использовать камеру в качестве инструмента влияния.

Проект "Репортерская сотня" – одновременно и программа на Громадском ТВ, и социальная сеть, собравшая украинцев, снимающих сюжеты на волнующие их темы.

Задача создателей "Репортерской сотни" – объединить сотню "неформальных" репортеров.

Впервые идея создания видеоплатформы, на которой бы размещались неформальные и неформатные сюжеты, пришла журналисту Сергею Андрушко после просмотра фильма "Жизнь за один день". В течение года сотни пользователей YouTube присылали небольшие сюжеты о своей жизни режиссеру. Итогом этого эксперимента стал фильм об одном дне из жизни планеты.

Небольшие сюжеты рассказывали о том, насколько разной жизнью, а порой и в насколько разных мирах живут люди. "Мне стало интересно собрать такой пазл о жизни в Украине", – рассказывает журналист. Своей идеей он поделился с режиссером Дмитрием Тяжловым, с которым познакомился во время работы над документальным фильмом "Открытый доступ" (Сергей Андрушко – автор новеллы "Школа", Дмитрий Тяжлов – автор "У кутку" – авт.) и продюсером документального кино Эллой Штыка.

На сегодняшний день в эфире программы "Репортерская сотня" на Громадском ТВ уже вышло более сорока сюжетов на актуальные темы, снятых не профессиональными журналистами.

Режиссер документального кино Дмитрий Тяжлов и журналист Сергей Андрушко. Фото из личного архива

Дмитрий Тяжлов: Концепция "Репортерской сотни" заключается в том, что наши авторы снимают сюжеты о том, что волнует их в первую очередь. Это социальная журналистика, когда сами граждане фиксируют взаимоотношения человека с социумом, с различными институциями, взаимоотношения с самими собой.

У "Репортерской сотни" есть пять ключевых тем – "Воплощаю мечту", "Ищу правду", "Доброволец", "Особенный день", "Украина – это я".

К каждому эфиру мы отбираем 10-12 документальных проектов для показа в программе. А в студию программы приглашаем специалистов, чтобы обсудить темы этих сюжетов.

– Цель сюжетов "Репортерской сотни" – через персональную историю донести какую-то социальную проблему?

Дмитрий Тяжлов: Конечно, это и способ найти новую проблему, и способ осмыслить или подвергнуть сомнению некоторые социальные стереотипы.

Например, сюжет про незаконную стройку МЧС на Мурашко, 3-а. Автор выяснил, что недалеко от его дома МЧС строит доходный дом, стройка шесть месяцев идет незаконно, а на сотрудников этого министерства заведены криминальные дела по фактам нарушений.

Через призму этого простого сюжета мы обсудили тему, какой должна быть стратегия развития застройки Киева, почему необходимо проводить общественные слушания, какие интересы жителей должны учитывать застройщики. Этот сюжет помог выявить целый ряд проблем, касающихся не только киевлян, а всех жителей городов.

Сергей Андрушко: В течение восьми эфиров у нас появилось 7 постоянных авторов.

Среди них пенсионер Александр Правило, инженер-технарь, прошел весь Майдан с камерой. Он снял для нас несколько интересных сюжетов – о выставке "Волонтерский военпром" и сюжет про НАТО.

Он пошел на митинг против вступления Украины в НАТО и задавал простые вопросы участникам этого мероприятия.

А потом мы в студию пригласили военного эксперта, который объяснил, как Украина сотрудничает с НАТО, как эта организация вкладывается в развитие научного потенциала. И оказалось, что люди, пришедшие на протестный митинг, не знают, что Украина уже 20 лет активно сотрудничает с этим военно-политическим блоком.

Дмитрий Тяжлов: Еще у нас была двухсерийная история про волонтеров, которые случайно узнали, что в Артемовском детском доме есть пять маленьких беженцев из Донецка с врожденным пороком сердца. Директор этого детдома была в отчаянии – дети задыхались, у них были проблемы со сном, у одного ребенка был очень сложный диагноз. 

Волонтеры сами связались с "Охмадетом" и договорились с кардиологами. И вот, в сюжете показано, как три врача выехали в Артемовск забрать первых деток, чтобы прооперировать в Киеве. Работники Артемовского детского дома были и в шоке, и в восторге. Потому что вот это и оказалась для них – Украина.

А потом авторы сюжета выяснили, что этот детский дом – старейший в Украине, и что здание до революции принадлежало зубному технику, который эмигрировал в Европу, а здание подарил администрации Артемовска. При Януковиче детский дом пытались ликвидировать, но коллектив очень активно боролся с Донецкой горадминистрацией за свое существование, которая хотела отсудить это здание. Рядом с артемовским детдомом стоит 15-ти этажное здание Налоговой службы.

И этот сюжет дает большой срез о том, как живут детские дома в Украине.

Сергей Андрушко: В рубрике "Україна – це я" мы рассматриваем сюжеты, снятые за последние два года, фактически с начала Майдана, когда у нас стали происходить самые значимые социальные явления.

Недавно нам прислали сюжет о том, как в Барышевке убирали памятник Ленину, и как после того как Янукович бежал из страны, активисты люстрировали членов Партии регионов. Для Украины, и особенно Барышевки – это уникальная хроника.

– У "Репортерской сотни" есть определенный социальный посыл, когда видеокамера становится инструментом для нового гражданина, который меняет систему. Как бы вы охарактеризовали ваших авторов?

Сергей Андрушко: Для нас каждый наш автор – необычен. Потому что обычные люди не снимают видео. Снимают видео люди, находящиеся в активной позиции в отношении настоящего.

Дмитрий Тяжлов: Человек, который имеет потребность зафиксировать нечто и публично высказаться, навсегда переходит из состояния пассивного наблюдателя.

Сергей Андрушко: Еще одна из ценностей нашей программы в том, что мы приглашаем в студию специалистов, которые отвечают за те или иные проблемы. И это дает возможность для авторов понять алгоритм решения своей проблемы прямо в студии.

 

– Получается, ведущие программы берут на себя функцию медиации?

Сергей Андрушко: В процессе обсуждения в студии нам удается выйти на новое понимание той или иной истории. У нас был сюжет о том, как человек сломал пятку. Но так как его жене отказывались в больнице продлить больничный для мужа, – он на коленях шел, ехал в общественном транспорте.

17,5 километров шел на коленках. И весь этот путь до больницы снимала на камеру жена автора сюжета.

После того, как мы показали сюжет в эфире – в этой конкретной поликлинике, в которую полз герой, главврач принял решение, что врачи будут сами приезжать к тяжелобольным в подобных случаях.

Дмитрий Тяжлов: Очень показательны комментарии под этим сюжетом.

Одна женщина, медсестра, написала, что, мол, не нравится эта поликлиника – ходите в другую. Другой комментатор-юрист написал, что надо было жене сходить к нотариусу и сделать нотариальный документ на жену, тогда она смогла бы продлить справку.

То есть, люди все равно подстраиваются под систему. Но еще больше появилось комментариев, в которых люди делились рассказами о подобных случаях. Мы пригласили в студию эксперта, который объяснил, как в подобных ситуациях должны вести себя больные.

Еще один из сюжетов программы – это история о том, как в Малине задержали несовершеннолетнего парня за убийство бабушки. И юрист рассказывает, как его задерживали, как к нему пять часов не допускали адвокатов и родных, как ломали.

А почему его забрали? У него за полгода до этого был "повод" – украл с каким-то парнем металл. И милиция просто задержала – только по факту подозрения.

Этот адвокат снял сюжет. Мы написали запрос в прокуратуру, получили ответ, что "все задержание проходило в рамках закона". Хотя были явно нарушены права ребенка.

Теперь юрист будет снимать каждое заседание. И, таким образом, мы будем следить за этой историей.

Сергей Андрушко: Не все сюжеты, которые нам присылают, – о проблемах. Есть масса интересных сюжетов о других гранях жизни в Украине. Например, сюжет про девушку, которая открыла свою пекарню и готовит кексы по собственным рецептам.

Или одна семья велосипедистов совершает путешествие на велосипедах. Мы уже показывали сюжет о том, как они добрались в Иран, как им пришлось сдавать отпечатки пальцев только для того, чтобы купить сим-карту. Но в итоге иранцы оказались очень гостеприимными, и наши путешественники с массой интересных "открытий" покидали эту страну. Сейчас мы ждем от них сюжет о путешествии по Индии. И так вместе с ними доберемся до Австралии.

Дмитрий Тяжлов: Я бы еще хотел отметить сюжет про дикую природу и ручного лиса в Чернобыльском лесу. Этот сюжет для нас снимали участники объединения "Припять.Ком". Многие из них родились и жили в Припяти.

Сейчас они делают полностью 3D-модель этого города. Его восстанавливают по старым фотографиям и свежим снимкам. Потому что скоро дикая природа ничего не оставит от города Припять.

А сюжет про лиса у них получился случайно, когда они снимали город. 

Беседу записала Анастасия Рингис, УП.Жизнь

powered by lun.ua