В российских учебниках репрессии Сталина заменили "рациональным управлением"
С его концепцией уже ознакомили участников сбора учителей истории, который проводился Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО), сообщает "Время новостей".
В концепции "Истории России 1900-1945" говорится, что "основное внимание учащихся предполагается сконцентрировать на объяснении мотивов и логики действий власти".
На практике такой подход проявится, в частности, в оправдании массовых репрессий советских граждан в период руководства Иосифа Сталина.
Из концепции нового учебника: "Важно показать две составляющие этой проблемы (репрессий). Первая относится к числу объективных факторов. Сопротивление курсу Сталина на форсированную модернизацию и опасения лидера страны утратить контроль над ситуацией было главной причиной "большого террора".
Являясь единственной партией, ВКП (б) была и единственным каналом "обратной связи" для власти. В итоге под влиянием нараставших оппозиционных настроений в обществе она становилась питательной средой для формирования различных идейных и политических групп и течений, утрачивала свою монолитность. Это грозило не только Сталину утратой позиций в руководстве и даже физическим устранением (что наглядно продемонстрировало голосование на 17-м съезде ВКП (б)).
Это создавало угрозу общей политической дестабилизации. Активность эмигрантских группировок усиливала эти опасения. Опыт использования внешними силами "пятых колонн" в других странах (Испания -самый яркий пример) внимательно изучался руководством СССР. К тому же Сталин не без основания мог считать тех, кто начинал военную карьеру в Гражданскую войну, "выкормышами" Троцкого.
Перед войной между компетентностью и преданностью Сталин выбрал преданность командования армией и вообще бюрократии. Вполне реальными были негативные настроения в армейском руководстве, которые не могли быть сброшены со счетов. Это было особенно важно с учетом опасения совершения терактов против руководителей страны.
Убийство С.М. Кирова в этой связи стало катализатором уже назревших процессов. Популярными в партийной бюрократии были идеи правых (Бухарина и К), с которыми нужно было вести не только идейную, но и политическую борьбу. Сталин не знал, от кого именно можно ожидать удара, поэтому с его стороны последовал удар по всем известным группам и течениям, а также по всем, кто не был его безусловным единомышленником и союзником. Вторая же сторона вопроса лежит в сфере субъективных причин "большого террора". Она связана, с одной стороны, с доктринальными особенностями большевистской идеологии и практики, а с другой -с личностью самого Сталина".
После такого анализа авторы делают соответствующий вывод и дают ценные методические указания: "Таким образом, важно показать, что Сталин действовал в конкретно-исторической ситуации, действовал (как управленец) вполне рационально - как охранитель системы, как последовательный сторонник преобразования страны в индустриальное общество, управляемое из единого центра, как лидер страны, которой в самом ближайшем будущем угрожает большая война".
Почтовая открытка сталинской эпохи. Взято с pesotskiy.com.ua |
И это произошло к лету 1938 года. "А дальше, оказывается, начинается другой народно-хозяйственный проект под руководством не менее "эффективного управленца" Лаврентия Берия", - пишет "Время новостей".
"Террор был поставлен на службу задачам индустриального развития: по разнарядкам НКВД обеспечивались плановые аресты инженеров и специалистов, необходимых для решения оборонных и иных задач на Дальнем Востоке, в Сибири. Террор превращался в прагматичный инструмент решения народно-хозяйственных задач".
Кроме того, авторы предлагают интересную методику подсчета репрессированных.
"В учебнике следует, безусловно, оценить масштаб репрессий в годы "большого террора". Однако для этого следует четко определить, кого мы имеем в виду, говоря о репрессированных. Думается, было бы правильно, если бы здесь появилась формула, в которую будут включены лишь осужденные к смертной казни и расстрелянные лица. Это позволит уйти от спекуляции на этой теме, когда в число жертв репрессий приплюсовывались все, причем не по одному разу (включая тех, кто лишился работы по политическим мотивам, был исключен из комсомола и из партии и т.п.). А опираясь уже на эту большую цифру, люди, не понимающие, о чем идет речь, говорят уже о таком количестве погибших", - написано в концепции.
Кроме сталинских репрессий, авторы концепции предлагают учителям использовать некоторые тезисы в обучении учеников. Вот некоторые из них:
- Россия никогда не уступала по темпам развития другим странам, отставала она лишь в том, "что не являлось ее цивилизационной составляющей, а было заимствованным извне"
- Царь Николай II был убежден, что отказ от абсолютной монархии, "ослабление вертикали власти" приведет Россию к катастрофе, "поэтому отвергал все те проекты реформ, которые предполагали хоть в какой-то перспективе изменение этого порядка"
- С 1914 по 1917 год в России произошла Великая Российская революция по типу Великой Французской
- В Гражданской войне виновны в основном большевики, в то же время Белое движение "в ряде случаев выступало альтернативой профашистского толка, из которого вполне могла реализоваться националистическая модель развития"
- Организованного голода в деревне в СССР не было, он был связан "как с погодными условиями, так и с незавершенностью процессов коллективизации"
- В конце 30-х годов, в рамках модернизации в СССР построен не социализм и не капитализм, а индустриальное общество
- Пакт Молотова--Риббентропа - ответ на Мюнхенское соглашение
- Ввод советских войск на территорию Польши в 1939 году -- освобождение территорий Украины и Белоруссии; что касается Прибалтики и Бессарабии, отошедших к СССР в 1940 году, то раньше они входили в состав Российской империи
- Финская война была выиграна, в результате чего Советский Союз "получил то, к чему стремился"
- СССР, возможно, и готовил превентивный удар по Германии, но "при этом Сталин полагал, что следует дождаться сосредоточения войск противника для агрессии, тогда это выглядело бы как мера самообороны, однако летом 1941 года возможностей для таких действий у Сталина еще не было" (таким образом, по существу, признается знаменитая версия скандального Суворова-Резуна)
- Начальные поражения в Великой Отечественной войне носили в основном объективный характер
- О депортации народов в годы войны надо говорить с "особой сдержанностью и осторожностью".
Признавая факт расстрела польских военнопленных в Катыни сотрудниками НКВД, авторы пишут, что "это был не просто вопрос политической целесообразности, но и ответ за гибель многих (десятков) тысяч красноармейцев в польском плену после войны 1920 года, инициатором которой была не Советская Россия, а Польша". То есть фактически вводится в обиход понятие "справедливого" исторического возмездия.
По материалам издания "Время новостей"