"Ты не один". Почему заставки "1+1" похожи на рекламу турецкого банка

Заставки созданы с использованием модного сейчас в видеодизайне тренда - people animation. По тому же принципу сняты и рекламные заставки телеканала "Antenna 3" и британского мобильного оператора Talk Talk.

Заставки "1+1"

Ролик турецкого банка Akbank

Турецкие ролики повергли арт-директора "1+1" в шок

Арт-директор "1+1" Ольга Захарова в комментарии "Украинской правде. Жизнь" рассказала, что впервые увидела рекламные ролики турецкого банка уже после презентации своих заставок.

Она утверждает, что на создание заставок канала ее вдохновил ролик Honda Accord, добавляя, что никогда и не скрывала использование приема people animation.

ВІДЕО ДНЯ

В то же время ролики "1+1" и турецкого банка совпадают в мельчайших деталях, утверждает киевский дизайнер Сергей Корниенко.

"Цвета, освещение, сюжеты, операторская работа, "наезды" и "отъезды" камеры - все повторено один в один. Если это не плагиат - то что? И очень странно, что из более 70 членов жюри конкурса никто не обратил внимания на очевидную вторичность идей студии "1+1". Неужели они не в материале?", - удивлен он.

[VR]Детали создания заставок "1+1"

* 72 человека приняли участие в съемках, изначально планировалось 80

* 5 дней продолжались репетиции

* 5 дней занял съемочный период

"Я не могу говорить о стоимости роликов, но это делается настолько просто, что если бы кто-то из моих коллег попробовал это сделать, они бы удивились", - Захарова.

[/VR]

Ольга Захарова же уверена, что в ее роликах и рекламе турецкого банка использован один прием, но разные идеи: "Идея наших роликов в том, что мы объединяемся вместе, чтобы изменить мир к лучшему, и каждый сюжет об этом говорит".

"Когда я увидела турецкие ролики, то испытала шок! Это произошло уже после презентации роликов на канале, но они еще не были запущены в эфир", - утверждает Захарова.

"Кроме шока у меня появилось еще и некоторое разочарование от схожести роликов. Но при этом абсолютно не было стыда, потому что я знаю...", - добавила она.

Захарова убеждает, что если набраться терпения и внимательно пересмотреть ролики "1+1" и Akbank, то можно увидеть абсолютно разные сюжеты, сценарии и идеи.

А изначально в заставках "плюсов" предполагалось использование лиц ведущих канала. По словам Ольги, специально под ведущего спортивных новостей Евгения Зинченко планировался сюжет с воздушным шаром. Журналист должен был махать рукой на крупном плане, а после отъезда в кадре появлялся бы весь шар.

"Наверное, нынешние ролики - это результат того, что использование лиц канала стало проблемным, потому что они успевают меняться быстрее, чем меняются заставки", - предположил креативный директор и партнер компании "SuperHero unltd" Виктор Коновалов.

"Трендовый" креатив. Украинские компании боятся смелых идей

Не спешить называть плагиатом рекламные приемы предлагает руководитель Ассоциации внешней рекламы Украины Артем Биденко.

"Современные рекламисты живут в очень тесном информационном пространстве - они сразу узнают обо всем, что происходит в мире, какие появляются новые ролики, идеи... И, как правило, таких идей не очень много - все вертится вокруг одних и тех же приемов", - объясняет он.

Поэтому Артему больше нравится формулировка не "плагиат", а "заимствование": "Если это одалживание идей соответствует рекламному продукту, то почему бы не использовать идею, которая уже один раз сработала? Другое дело, если идея используется один в один - тогда это, конечно, большой минус агентству, которое не смогло креативно переделать чужое творение".

Идентичность - на лицо. Слева - кадры из ролика "1+1", справа - турецкого банка. И там и там присутствует элемент, отделяющийся от основного рисунка - бабочка
Схожесть просматривается и в способе съемки - и в случае с песочными часами ("1+1"), и в случае с колбой (Akbank), кадр начинается с "наезда" камерой на человечков. Позже она плавно отъезжает на общий план

Креативному директору и партнеру корпорации "Superhero unltd" Виктору Коновалову тоже сложно назвать заставки "1+1" однозначно плагиатом. Скорее, это слепое следование очень популярному сейчас тренду - people animation.

Он убежден, что использование трендов - это в первую очередь уместность, то есть первична идея, а стилистика ее реализации - вторична.

"1+1" - не одинок в использовании не уникальных идей, а растиражированных находок. В этом проблема большинства крупных украинских компаний, говорит Коновалов: "Украинские каналы используют приемы лидеров мирового рынка. Менеджмент каналов ориентирован на решения, которые уже сработали на 100%, и редко утверждают интересные идеи, боясь, что они не сработают".

Несмотря на "вторичность", "1+1" замахнулся на престижную премию

В конце октября яркие и поразительно похожие на рекламу Akbank заставки канала "1+1" были поданы на участие в европейском конкурсе теледизайна Promax UK. Более того, они вышли в финал, хотя и не завоевали призовых мест.

Ролики номинировались в категориях: "лучший визуальный имидж канала" и "лучший брендинг канала". Соперниками "1+1" оказались BBC, 4 Creative, Light, Turner Broadcasting, Sky Creative и Nickelodeon UK.

С просьбой прокомментировать схожесть заставок "1+1" и рекламы турецкого банка к организаторам конкурса Promax UK обратилась "Телекритика".

В роликах "1+1" и Akbar совпадают основные элементы

Согласно ответу управляющего директора британского медиацентра JM Creative Джона Моргана, в жюри конкурса в этом году собрались более 70 специалистов из промо-индустрии.

[VR]Плагиат или тренд?

"Плагиат - это неоправданное копирование стилистики, подходов, когда результат просто является калькой приемов. Использование трендов - это уместность.

Когда в основе всей работы лежит уникальная или эффективная идея. И выбор стилистики для реализации этой идеи - это нечто трендовое, правильно работающее", - Коновалов.

[/VR]

"В случае с номинациями, в которых были представлены работы "1+1", не было никаких замечаний ни по единому пункту на то, что украинская работа напоминает работу Akbank", - заявил он.

Телекомпания до сих пор гордится участием в финале конкурса, о чем свидетельствуют сообщения на сайте "1+1". Однако стоило ли подавать на подобный конкурс работы, практически идентичные турецким роликам?

По мнению Коновалова, несмотря на гармоничность приема people animation в заставках, "1+1" следовало бы признать свою вторичность.

"Когда компания "1+1" участвует с этими роликами в международных конкурсах - это вызывает вопрос. Потому что существует какая-то этическая сторона. Все-таки, есть первичность, и она явно у Honda Accord и Akbank. И некорректно выставлять на конкурс работы, вторичные по колористике и по стилистике", - считает Коновалов.

С миру по нитке - Украине реклама

Об этичности использования мировых трендов при создании уникальных дизайнерских проектов ведутся горячие споры. Однако украинский рынок рекламы полон и неоспоримых фактов откровенного плагиата.

[VR]Заказчики не рискуют

"Украинские каналы используют стилистические приемы лидеров мирового рынка.

Менеджмент каналов ориентирован на решения, которые уже 100% показали свою эффективность и редко утверждают резонансные интересные идеи, боясь, что они сработают.

Это не проблемы с креативностью в Украине, а неготовности пойти на риск ради яркой идеи, а также ограниченные бюджеты либо нерациональное их использование", - Коновалов.

[/VR]

Недавно "Украинская правда" писала о том, как "Новая газета" позаимствовала идею своей рекламы у известнейшей серии плакатов Australian Post.

Для чего это было сделано - неясно. В результате слепого копирования идея "прикосновения" к близким людям через письмо, заложенная в рекламу австралийской почты, потерялась в постерах украинской газеты.

Грешат и украинские интернет-дизайнеры, часто "клонируя" известные зарубежные сайты. Около года назад такая беда случилась с "Обозревателем". После редизайна он стал похож на интернет-версию британской газеты "The Times".

"Клонированию" подверглись все элементы дизайна - от стилистики заголовков до внутренних баннеров. Отдельное порицание от дизайн-сообщества заслужил вращающийся глобус, который также успешно перекочевал с "The Times" на "Обозреватель", став его логотипом.

Иногда ситуации, в которые попадают дизайнеры и креативщики, по их же собственному определению, напоминают банальное "кидалово". Уникальные концепции, создаваемые творческими людьми, часто крадут крупные компании, не заботясь при этом об авторском праве.

Об одном таком вопиющем случае вспоминает и Коновалов. В начале карьеры, еще не имея собственной брендинговой компании, Виктор взялся за разработку рекламы авиакомпании "Аэросвит".

Именно он является автором известной серии облаков в виде образов разных городов мира, которую авиакомпания эксплуатировала много лет.

Еще один вариант people animation в исполнении мобильного оператора Talk Talk

И еще один вариант - телеканал Antenna 3

"Идея, которую я заложил изначально - это создание украинской тематики из облаков: красивые мельницы, украинский орнамент. Презентовали идею "Аэросвиту", которые ответили через неделю, что ее не принимают", - рассказал дизайнер "Украинской правде. Жизнь".

"Но спустя полтора-два месяца я увидел то, как они чудненько использовали идею, стилистику и подходы для своей серии. Получить официальный ответ от "Аэросвита" тогда не удалось", - говорит Коновалов, добавляя, что подобных прецедентов было немало.

Если плагиат - это практически воровство, то использование дизайнерских трендов, по его мнению, не только допустимо, но и может улучшить общее качество рекламы.

"Весь мир идет к open source, чтобы права открывались, передавались для общего использования. Все это популяризует качество. Да, все должны знать первооткрывателей идей, но потом - используйте их, как хотите! Тогда будет гонка качества", - считает Коновалов.

Эксперты сходятся в мнении, что "1+1" со своими роликами пошел по протоптанной дорожке, используя достаточно эффективную стилистику. Однако, рассчитывая на позитивный эффект, создатели как минимум попали в "трендовую" ловушку.

Реклама:

Головне сьогодні