Анатолий Осмоловский: "90 процентов современного искусства – вообще не искусство"
Художник, куратор, теоретик Анатолий Осмоловский, в 90-тые был одной из самых радикальных фигур российского арт-процесса.
Лидер движения ЭТИ (Экспроприация территории искусства), координатор революционной конкурирующей программы "Нецезюдик", редактор журнала "Радек". Самые знаменитые акции на Красной площади в 1991 году - выложенное телами слово "Х*Й", вывешенная на Мавзолее надпись "Против всех".
В двухтысячные Анатолий Осмоловский остепенился и увлекся формальными поисками в области современного искусства. И добился признания. В 2007 году получил премию Кандинского за объекты "Хлеб" и "Изделия".
- Хотелось бы услышать несколько слов о ваших работах представленных на выставке в PinchukArtCentre.
- Серия "Изделия" - это упрощенные, освобожденные от своей фурнитуры формы башен танков. Что такое башня танка? Это определенный предмет, который делают не дизайнеры, а инженеры, потому что танки не производят для свободной продажи как автомобили.
Для автомобиля необходим дизайнер, что бы сделать привлекательную форму. Танк интересен только в смысле броненепробиваемости.
В отличие от самолета, который должен летать и это связано с жесткими параметрами внешнего вида, у башен танков свободные параметры конфигурации, и здесь фантазия может разыграться.
Инженеры создают их, исходя из своего вкуса, приоритетов, и делают это бессознательно.
Из серии Изделия, 2007 год. Фото http://www.kandinsky-prize.org/ |
Другой задачей было выяснить влияют ли на конфигурацию башен какие-то национальные специфики.
Русские башни всегда круглые, нигде в мире не строят круглых башен. Конечно, это связано с российской менталитетом, с его любовью к круглым куполам церквей. А еще у русских витязей шлемы всегда были круглые.
Если внимательно приглядеться, то каждое строение имеет свою национальную специфику. Когда все выставлено вместе, в "Изделиях" представлены десять стран, интересно наблюдать за различиями в менталитете.
- Вы говорили о том, что наличие музея современного искусства способно отменить революцию.
- Современное изобразительное искусство, в некоторых своих проявлениях, имеет отношения к оппозиционным движениям. Оно их структурирует, и, таким образом, протестные импульсы становятся более рефлексивными, и одновременно лишаются фашизоидной разрушительной силы.
Вывешенная на Мавзолее надпись "Против всех". Фото moikrug.ru |
- Что касается протестных импульсов, создается впечатление, что террористы окончательно перехватили инициативу у художественного авангарда...
- Композитор Карл Хайнц Штокхаузен после 11 сентября сказал, что любой художник мог бы позавидовать террористам. Был гигантский скандал. Я задавался вопросом: имеет ли эта фраза отношение к сути проблемы?
Действительно ли художник позавидовал бы этому мероприятию? Ответ отрицательный. Это террористическое, политическое высказывание. Когда художник совершает радикальный жест, ему могут возразить сказать: а 11 сентября было круче.
И художественный жест дискредитирован. После 11 сентября многие стали говорить, что это кинематографично, очень художественно. Есть в этом гигантский элемент цинизма, в невосприятии того страшного политического месседжа арабских террористов. И политическое искусство за это в ответе.
На мой взгляд, подлинная позиция художника заключается в том, что бы заниматься самим собой. Это, естественно, не утверждение, а гипотеза.
Если художник занимается автономным искусством, он влияет на общество. Создавая свою независимую область деятельности, он утверждает, что политическая оппозиция имеет право быть в автономном режиме относительно государственной власти.
Это не прямые, а теоретически-философские связи, но со временем они начинают взаимодействовать.
Например, если бы в России автономное искусство существовало бы хотя бы в течение двадцати лет, то и политическая оппозиция реально бы существовала. Сейчас оппозиции в России нет, не потому, что все прогнулись под Путина.
Возглавляемая Осмоловским группа "ЭТИ" выкладывает своими телами на Красной площади слово "Х*й" - одна из самых ранних (и самых известных) акций Осмоловского (1991 год). Фото guelman.ru |
Именно поэтому она очень часто скатывается в хулиганство или в откровенную глупость. И, конечно же, это отсутствие оппозиции является культурным, фундаментальным, глубинным аспектом российской жизни.
То же самое было и при Сталине. Нам говорят, что Сталин поставил к стенке всех оппозиционеров. Я интересовался теми событиями и знаю - троцкистов, бухаринцев и прочих оппозиционеров не поддерживал народ. Людей, готовых разделить их идеи, было очень немного.
Проблема отсутствия оппозиции в России связан с тем, что в там искусство долгое время не существовало в автономно.
- В статье в "Художественном журнале" Вы отстаивали право на получение удовольствия от искусства. Почему?
- У нас были большие споры внутри, условно говоря, круга левых художников. Полемика была связаны с тем, что художники, в силу своей профессиональной ориентации, вынуждены иметь отношения с богатыми людьми.
Наши теоретики и философы этим художников попрекали. Достаточно глупая позиция. И, в конечном итоге, этот спор вышел на то, чем искусство занимается и какой эффект оно оказывает.
Не важно, коллекционирует предметы искусства частный музей или государство. Важно, что сам факт коллекционирования демонстрирует будущим поколениям изменения форм мышления людей в ту или иную эпоху.
Но в силу того, что произведение изобразительного искусства материально, мы в каком-то смысле находимся на содержании у капитала.
Крупный капитал всегда содержал изобразительное искусство: во времена Леонардо да Винчи, египетских фараонов и в современную эпоху. При этом изобразительное искусство, как и любое другое, обращается не к капиталистам, а ко всем людям. То есть, оно не выполняет заказ какого-то конкретного политического класса и политического слоя.
"Леопарды врываются в храм", галерея "Риджина", 1992 год, Здесь и далее фото с сайта osmopolis.ru |
От современного искусства нужно учиться получать эстетическое удовольствие, это требует умения также, как и получение удовольствие от смотрения классических картин.
- Существует мнение, что гранты развращают, особенно молодых художников.
- Я так не считаю. Гранты молодым художникам необходимы.
"Война продолжается", кураторский проект Анаталия Осмоловского, 1993 год |
Будучи в свое время молодым художником, посредством грантов я выживал, в физическом смысле этого слова.
Давно живу за счет продажи собственных объектов, но при этом стараюсь тратить на организацию художественной ситуации: сейчас собираюсь издавать журнал посвященный литературе, искусству и музыке.
Читаю лекции для молодых художников, проекты курирую. Деньги расширяют возможности, только этим необходимо правильно пользоваться.
Если художник, зарабатывая деньги, начинает их тратить на кокаин с черной икрой, это достойно сожаления.
- Почему позабросили акционизм?
- Я этим очень долго занимался и эта тема для меня исчерпана. Ставить собственное творчество на какой-то технологический поток, заниматься бессмысленным и бездумным репродуцированием тех или иных старых идей просто не интересно. Чистый конформизм и приспособленчество.
Стремлюсь экспериментировать. Долгое занятие чем-то одним притупляет взгляд, для того, что бы вернуться к этому на новом этапе, необходимо заниматься чем-то другим.
Не исключаю, что опыт работы с формальными проблемами может в будущем вернуть меня к акционизму. И наконец, в России в 00-е годы время было совсем другим, акционизм был совершенно не релевантен. Любая акционистская работа вызывала массу неинтересных и ненужных интерпретаций.
У нас сейчас есть группа "Война", которая хулиганит.
Я нейтрально к ним отношусь, на самом деле.
Молодые ребята, экспериментируют для себя, дай Бог им возможности и интереса этим заниматься. Может, к чему-то и придут, но пока не вижу никаких серьезных результатов, у них нет политической позиции. У нас в свое время была, мы серьезно занимались теорией, издавали журналы.
Путешествие в Бробдингнег. Маяковский/Осмоловский, 1993 год, Москва |
- Давайте поговорим о ваших политических убеждениях. Мне кажется, что левый проект исчерпан.
- Я думаю, что сейчас будут происходить очень сильные изменения в социальных аспектах. Лоск постмодернистского общества просто исчезнет и нельзя сказать хорошо это или плохо.
Каждый момент обладает своими слабостями и силой. Но та неподлинная действительность, которая последние 20 лет нас окружала, и результатом которой было искусство постмодернизма, это все исчезнет.
Отношения будут более понятными, прозрачными и, одновременно с этим, более бескомпромиссными. Потому что в ситуации отсутствия ресурсов, борьбы за них, игре и каким-то двусмысленным намекам, места не будет.
Это приведет к более ясному типу жизни, будет понятно, где свой, где чужой, как действовать, но жестокость будет на каждом шагу. Ничего хорошего в этом я не вижу.
Что касается исчерпанности левого проекта, думаю, что это не так. Это мечта человечества, я убежден, что мы к ней идем достаточно быстро.
Другое дело, что его реализация не будет иметь ничего общего с тем, что было при советской власти. Можно провести параллель с французской революцией: к власти пришел Робеспьер, который рубил головы направо и налево.
Но эта революция провозгласила идеалы свободы, равенства, братства, она сформулировала идеи парламентской демократии, разделения ветвей власти, независимости судей и сформировала структуру современного европейского общества.
То же самое с октябрьской революцией. Общество постепенно вернется к плановой экономике, к очень многому из того, что было сформулировано тогда.
Акция "Баррикада", 1998 год. Группа художников и студентов, предводительствуемая Осмоловским, перегородила Большую Никитскую улицу в Москве баррикадами, построенными из картонных коробок и легких строительных ограждении. После чего началось разбрасывание листовок, скандирование проклятий в адрес буржуев и продажных властей и революционные песнопения |
- Что думаете о письме на сайте Евразийского союза молодежи, которое появилось после скандала с присуждением премии Кандинского художнику Беляеву-Гинтовту?
- К смерти приговорили? Смешной был текст, тотальное безумие. Думаю, что Беляев-Гинтовт не талантливый художник.
- Что значит талантливый - не талантливый?
- Существуют критерии. Другое дело, что под этими критериями, если мы будем им жестко следовать, 90% современного искусства - вообще не искусство. И критериями пренебрегают в силу того, что большое количество объектов пришлось бы выбросить на свалку.
На самом деле, я Беляева-Гинтовта фашистом не считаю, думаю, что у него путаница в голове, он, наверное, не особо фанатично идеологизированный персонаж. Но евразийское движение, как некая модель власти, политического движения, это очень опасное явление.
- Думаю, что Вы и редакция портала openspace.ru так много уделили внимания этому скандалу, что только прибавило популярности Беляеву-Гинтовту. Он вам обязан.
- Двадцатилетнему молодому человеку скандал не повредил бы. Но Беляеву-Гинтовту 42 года. Художник, который получил премию Кандинского, переходит в другую весовую категорию: хорошего вкуса, престижа. А для престижного человека, подобная скандальная известность убийственна.
Этот персонаж сотрудничает с галереей "Триумф", которая занимается продажей его поделок за границу, понятно, что слава о Беляеве-Гинтовте, как о художнике праворадикальной ориентации, не добавит ему покупателей и зрителей. Потому что на Западе фашизм - табу.
- Какое это имеет отношение к области эстетики?
- Эстетическая составляющая в творчестве Беляева-Гинтовста равна нулю. Майки с Че Геварой люди носят? Беляев-Гинтовт занимается тем, что делает тоже самое с холстами - по трафарету наносит черно-белую печать, потом золотом прокладывает.
Он занимается изготовлением "маек". В ситуации, когда человек делает "майки", его политические взгляды перевешивают его скромные эстетические убеждения. Беляев-Гинтовт бравирует тем, что записался в ЕСМ и стал там штатным стилистом.
Проект "Вместо искусства", 2002 год |
- Но декоративный фашизм ЕСМ производит довольно комичное впечатление.
- Возможно, что это декоративный фашизм. Но в России происходят убийства на национальной почве, убивают кавказцев, таджиков.
- Но они и без Беляева-Гинтовта это бы делали.
- Я считаю, что с Беляевым-Гинтовтом они это делают с большей охотой. Конечно, эти люди читают Дугина.
- Не было бы Дугина, они бы "Майн камф" все равно читали бы.
- Не было бы Дугина, таких было бы меньше.
Автор - Аксинья Курина