Стасис Эйдригевичюс: Я очень верю в интуицию. Она редко меня подводит, когда я создаю работы

Стасис Эйдригевичюс - настоящий классик польского и литовского искусства, признанный мастер плакатов, график. Его работы интригуют, раздражают, привлекают своей непохожестью на других художников. И никого не оставляют равнодушными.

А его фотографии - своего рода перформанс - фотографический театр абсурда.

Мастерская Стасиса Эйдригевичюса находится рядом с железнодорожным вокзалом "Варшава-Всходня". От центра на автобусе за 30 минут я доехал на конечную остановку, на которой меня встретил Стасис с авоськой в руке.

На мой удивленный взгляд ответил: "Покупаю продукты и готовлю себе сам". Дом, в котором на первом этаже расположена огромная мастерская художника - место, мягко говоря, не очень комфортное для высоких разговоров об искусстве. В этом же здании находится общеваршавская, а может и областная, столовая для бездомных.

Поэтому на подходе к калитке в мастерскую приходится обходить большущую очередь неимущих - очередь шумную, звонкую - у многих в руках банки, ложки, бутылки. Обойдя галдящих варшавских бомжей, мы зашли к Стасису.

Беседа началась с того, что Стасис предложил вначале отведать фасоли, которая уже пару часов готовилась на плите, и которую ему ежемесячно передает из Литвы его сестра.

Вот так, запросто, за тарелкой супчика из литовской фасоли, Стасис рассказывал о себе и своем творчестве.

- Стасис, как получилось, что мальчик из маленького литовского хутора стал всемирно известным художником?

- В детстве я мечтал вырваться из своего дома. Сколько себя помню - всегда мечтал вырваться из своего хутора и попасть в большой город. И детство мое в селе не было легким - настоящий крестьянский труд в колхозе. Я помогал родителям косить траву, собирать урожай, доить коров - тяжкий труд.

А моя мечта была уехать из деревни и заняться искусством. В 14 лет поехал в Каунас в техникум, где учился делать изделия из кожи - прикладное искусство.

Техникум закончил с отличием, поступил в Вильнюсский Институт изобразительного искусства. Там влюбился в графическое искусство. Там же заинтересовался театром - играл в студенческом театре.

Первые свои выставки тоже в студенческие годы были.

После получения высшего образования начал работать в Вильнюсской филармонии.

- Стасис, вы - литовец, но с 25 лет живете в Варшаве. Почему именно этот город вы выбрали для жизни?

- Всегда говорю, что меня сюда ветром занесло.

- А если бы вы остались в Литве...?

- Хм, может, если бы остался там, больше написал бы. В Польше полюбил плакат. Когда-то давно одна газета ежемесячно начала проводить конкурс плакатов. Я раз его выиграл, второй... Поверил в свой талант. Художнику необходимо давать, иногда, такую конфетку (смеется).

- Но начинал свою творческую жизнь с малой графики, экслибрисов, потом создавал книжные и журнальные иллюстрации, кстати, ставшие известными во всем мире. Потом были плакаты. Чем этот вид искусства заинтересовал?

- Я заинтересовался плакатом еще в 1980 году, когда только приехал в Польшу. В Литве искусство плаката популярно, но не столь распространено как в Польше. Очевидно, сказывались определенные традиции и польская школа плакатистов.

Ко всему, когда я переехал в Польшу, здесь было достаточно много театральных премьер, было много мест, в которых плакат мог висеть. А ведь плакат должен жить на улице.

Так вот, когда я заметил, что на варшавских улицах "живет" плакат, то я заинтересовался смелой передачей художественных образов и мыслей самого художника. И тогда я подумал, что мои иллюстрации имеют много общего с плакатом.

Я принял решение попробовать выполнить такую работу в плакате, на которую обратили бы внимание заказчики. После этого выполнил еще несколько других плакатов, которые были отпечатаны. Награда на Биеннале Плаката в Варшаве прибавила мне уверенности - моя работа нравится критикам и зрителям. Тем более, что образы моих плакатов - это мой мир.

Мешок, пастель, 1987

- Ваши плакаты востребованы в театрах. Тему, сюжеты подсказывает режиссер или вы предлагаете сами?

- Режиссеры часто ко мне приходят. Я показываю им свои работы. И происходит так, что им нравится какая-то моя работа, она им подходит. Для меня же это наилучшая ситуация, потому что это есть свидетельством того, что работа удалась и без давления на меня.

Ко всему, именно такие плакаты, которые я делал с удовольствием и без насилия, чаще всего становятся награжденными на различных конкурсах.

А если говорить откровенно, то я очень верю в такие вещи, как интуиция, и она редко меня подводит, когда я создаю свои работы.

- Почему вы заинтересовались фотографией?

- Мое искусство как дом со многими комнатами. В каждой из них находится своя форма. Отдельные комнаты занимают экслибрисы, миниатюры, пастели, книжки, плакаты...

Теперь я вошел в комнату с фотографией и на какое-то время в ней останусь. Фотография дает мне новые возможности, позволяет поймать мгновение.

Ко всему, я готовлюсь к фотоработе как к живописи - готовлю эскизы, подбираю композицию, точно размещаю предметы. Здесь нет места случаю. Каждая работа должна иметь свою драматургию, настроение. Так как режиссура спектакля.

С 14-летнего возраста я не расставался с фотоаппаратом. Но моя первая фотовыставка состоялась относительно недавно - в 2001 году я показал свои фото в варшавском Доме художника. Намного раньше, в 1984 году, сфотографировал моделей в масках, которые создавали в Америке. Благодаря трехмерности этих масок с длинными носами все ожило на негативах.

Когда организовал вернисаж, не знал, что показать: плакаты, картины или иллюстрации к книгам. Кто-то из знакомых увеличил мои фото из Америки. Когда увидел их, был поражен - не знал, что эти фотографии могут иметь в себе такую силу.

В тех фотографиях, как и в других моих работах, можно найти фрагменты моей жизни. В них я обращаюсь к своему прошлому и настоящему, от литовской деревни, в которой прожил много лет, до сегодняшних дней. Здесь переплелись и гротеск, и сказки.

Знак, пастель, 1987

- У вас в мастерской много различных предметов, которые обычному человеку никогда не пригодились бы.

- Да, потому что всегда во всем ищу абсурд. И мир вижу немного, как Кафка. Поэтому я охочусь за различными странными предметами, некоторые из которых я позже использую в своих работах. У меня их настоящее нагромождение.

И каждый из этих предметов имеет свою историю. Керосиновая лампа, которую использовал в работах, она идентична той, которая была в моем детстве. Под точно такой лампой я часами читал, учился, проводил вечера.

- Только что открылась выставка 60 ваших рисунков, опубликованных в журнале "Polityka" в 1984-90 годах. Что для вас значит журнальный рисунок?

- До 1981 году мои рисунки публиковала "Literatura". Имел там свое окошко. С приходом военного положения в 1981 году, в редакции мне сказали, что все оригиналы моих рисунков погибли. Однако их по прошествии многих лет смогли найти.

Позже я стал работать для "Polityka". И бумага ворсистая, на которой печатался этот журнал, очень подходила для моих созданных пером рисунков. В основном в печать шли нейтральные по темам рисунки. Не были это иллюстрации к конкретным текстам. Разве что новогодние или на Пасху.

Рисуя, комментировал какие-то тогдашние события. То, что меня тогда радовало или наоборот - раздражало. Темы приходили сами. Длинные очереди за колбасой, выборы, работа - это те мотивы, к которым часто возвращался.

Лестница, лопата, палка, ложка, чемодан и другое - это те реквизиты, с которыми создавал свой театр. Пером на бумаге.

Стасис разрисовывает "корову"
В 1986 году я был в редакции "New York Times". Приняли меня там хорошо. Начали публиковать мои рисунки, созданные специально для Book Review и Open Page. Но там чувствовал себя гостем.

- Часто ли вы бываете в Литве? Где именно? С кем общаетесь?

- Может не так часто, как хотел бы. Но в курсе художественных событий, которые там происходят.

Люблю Каунас, в этом городе я провел четыре года своей жизни, там меня обучали как правильно делать из кожи художественные изделия. Там находится уникальный Музей Чюрлениса, который посещаю каждый мой приезд. Пастели, акварели художника уже вошли в историю мирового искусства.

Ко всему Чюрленис писал музыку. Его композиции исполняются при затемненном зале. И названия картин соответствующие: "Соната № 3", "Соната № 5", "Соната № 6"...

Цветы, небо со знаками Зодиака, силуэты дивных зверей, морские волны, пирамиды, пальмы, лучи солнца, лодки, мельницы, весна, лето, зима. Тысячи нюансов, сказок, символов, ангелов...

Когда ехал в Каунас, имел всегда тяжелую сумку, куда мама клала домашний хлеб, сало, колбаску. По дороге проезжал местечко Кедайняй, костелы, мельницы. После войны Советы вывезли отсюда множество людей в Сибирь. Позже некоторые вернулись. Кто-то нашел свой дом, другие нет.

При социализме люди жили, как птицы без крыльев. И дома такие же были.

Также приезжая в Вильнюс, много времени провожу в книжных магазинах. Как-то литовский художник Мариус Слектавичус повез меня в парк скульптур Europos Parkas, там выставка современной скульптуры.

Основатель парка, тоже скульптор - Гинтарас Каростас. А литовцев здесь немного - авторы из многих стран, и такие звезды как Денис Оппенхайм, Сол Ле Витт, полька Магдалена Абакалович.

Люблю Тракай. Это туристическое место. Замок, как из сказки, вокруг озера. Деревянный мост, я это очень люблю. Идиллия. А еще лебеди, лодки...

Здесь же хороший ресторанчик, где можно выпить литовское пиво Svyturys и настойку, созданную по старинному литовскому рецепту Trejos devynerios. Люблю бывать у Балтийского моря. Когда-то, в 1965 году Жан Поль Сартр приезжал сюда. Его темный силуэт и песок белый как снег. Фотограф Антанас Суткус идет за великим писателем и делает серию фотографий...

И вообще - литовские фотографы очень хорошие. Они, несмотря на советскую цензуру, получили международную известность.

Когда бываю в Паневежисе и вижу две мельницы, вспоминаю, как отцу помогал вносить мешки с зерном, а выносить с маком. Белый был весь, немного похоже на театр. А в Паневежисе был хороший театр. Создал его Юозас Мильтинис. Теперь, после смерти Мильтиниса, здесь создан его музей.

А литовский театр переживает настоящий Ренессанс. Режиссеры Эймунтас Некрошюс, Освальдас Корсуновас известные, желанные, даже больше за границей, чем в Литве.

В прошлом году в Гданьске встретил Романа Поланского. Пригласил его на премьеру фильма "Бузкаши", которая должна была состояться в конце прошлого года в Париже. В этом фильме я рисую, пою литовские песни. А Поланский в ответ говорит, что мечтает поехать в Вильнюс. В этом году Вильнюс - Европейская столица культуры.

Стасис в своей мастерской, Варшава, 2009

- Бывали ли вы в Киеве? Когда можно увидеть работы Стасиса в Киеве?

- Да, один раз. Году в 1971 или в 72. И конечно, моя мечта сделать в Киеве выставку. Это была бы первая выставка моих работ в постсоветской стране. Мое творчество, так вышло, известно в Европе, Японии, США, но совсем неизвестно в Украине или в России. Хотя в Москве уже появились художники, которые занимаются плагиатом, срисовывая и публикуя в журналах моих персонажей.

Этот год для меня юбилейный - 60 лет. Все расписано до конца года. И я уже немного устал от переездов из одного города и страны в другие. Ко всему из помощников у меня только сын, я не пользуюсь услугами арт-агентов. Но я очень надеюсь приехать в Киев с ретроспективной выставкой своих работ в 2010 году.

Стасис Эйдригевичус (Stasys Eidrigevičius, род. 1949, Литва) - всемирно известный художник-график, плакатист, живописец, фотограф, скульптор, сценограф, дизайнер, писатель. Родился в крестьянской семье на маленьком хуторе Мединишкай около Паневежиса. Получил высшее художественное образование в Литве. С 1980 года живет в Варшаве. Участник и лауреат множества международных конкурсов. В странах бывшего СССР, кроме Прибалтики, никогда не выставлялся.

Артур Рудзицкий, Варшава-Киев, для УП

Реклама:

Головне сьогодні