Известные люди в шаржах Йозефа Блехи. ФОТО

96
16 листопада 2009
Майкл Джексон. Перепечатка карикатур запрещена Йозефом Блехой
Лучано Паваротти
Пабло Пикассо
Эрнест Хемингуэй
Rolling Stones
Никколо Паганини
Френк Синатра
Сальвадор Дали
Уинстон Черчилль
Петр Чайковский
Эдит Пиаф
Чарли Чаплин
Далай Лама
Билли Холидэй
Боб Дилан
Энди Уорхол
Герберт фон Караян
Франц Кафка

Йозеф Блеха живет в двух измерениях. С одной стороны, он - успешный бизнесмен, возглавляющий крупное предприятие в Чехии, с другой - известнейший карикатурист, чьи работы публикуются в самых раскрученных изданиях по двум сторонам океана.

Еще будучи студентом Вышей школы экономики и серьезно занимаясь музыкой, он создал свои первые карикатуры на музыкантов, что очень понравилось его сокурсникам.

Уже позже появились портреты Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена, Дайаны Росс, Би Би Кинга, "битлов", Гершвина, а также Эрнста Хемингуэя, Джона Стейнбека, Боба Дилана, Тины Тернер, Сальвадора Дали, Мадонны и многих других

Один из самых известных европейских карикатуристов Йозеф Блеха любезно согласился представить читателям свои работы и рассказать о себе и своем творчестве.

- Вы известный чешский топ-менеджер и карикатурист. Где вы находите время на создание карикатур? Что для вас, топ-менеджера, значит рисовать карикатуры?

- Каждый находит время на то, чему будет рад, на то, что его интересует и что приносит моральное удовлетворение. Ко всему мне очень интересно взять обычный лист бумаги - и создать на нем что-то такое, что может понравится окружающим. Кроме того, это может быть очень креативным...

Для меня, когда я рисую, - это отдых, отключка от дел, возможность расслабиться, снять стресс, который я получаю на работе, управляя крупной компанией. Мое хобби стало второй работой.

- С чего все началось?

- Я где-то прочел такую мысль, что окружающие нас в детстве предметы, повлияют на нашу дальнейшую жизнь и выбор профессии. Так вот, в мои детские годы, так мой отец был коллекционером, я рос в окружении красивых вещей и картин.

Тем не менее, кроме меня, в нашей семье никто рисовать не умеет. Кроме этого, я очень интересовался музыкой - и вспоминаю 60-е годы, когда в Прагу приезжал Луи Армстронг со своим оркестром.

- Почему именно карикатура вас заинтересовала, а не другой вид изобразительного искусства?

- Карикатура, как никакое другой вид изобразительного искусства находится близко к людям, можно сказать, что это самое народное искусство. Более того, карикатура во многих случаях заменяет слова, и является по-настоящему языком общения для большинства населения мира.

Что касается портретной карикатуры - я стараюсь делать такие шаржи на многих очень известных людей, но наверное больше с юмором, чем зло. Чтобы моя работа приносила зрителю радость, а не раздражение. Стараюсь показать характер человека, а не его недостатки.

С другой стороны, многие великие художники, такие как Френсис Бэкон, Пикассо, Модильяни, Матисс, Михаил Ларионов, Марк Шагал и многие другие в своих работах так видоизменяли и уничтожали на полотнах лица людей, что они становились карикатурными, но именно эта черта более всего ценится в картинах этих мастеров.

Ведь за карикатурными чертами видны характеры портретируемых, которые точно передавали указанные художники в своих произведениях. Такая конфронтация с реальностью - главная особенность многих художников ХХ века.

Но и необычайно сложно подметить особенную черту портретируемого. Это как игра в рулетку: ставка на число 30, а выпадает 29. Очень близко, но что-то не то...

- Как быстро создаются ваши образы?

- Это сложная тема (Смеется). Иногда бывает я могу создать работу в течение трех минут, но бывает и приходится к нужному образу идти целый год. Ведь я хочу не просто похожесть в портрете показать, но и подчеркнуть отличительные черты, философию модели. А тем более, если я делаю шарж на женщину....

- Бывает ,что вы не удовлетворены результатами своей работы?

- Я помню один случай. Изобразил Бетти Картер, известную американскую джазовую певицу, и меня очень ругали за то, что я ей нарисовал очень большой рот. И я тогда согласился с моими критиками.

Такое бывает очень редко. Ведь я работаю не для критиков, а для читателей журналов. А они принимают мои работы очень хорошо.

- Ваши карикатуры публиковались в "New York Times", "New Yorker", "Playboy" и других известнейших изданиях. Как американцы относились к художнику из Восточной Европы?

- Думаю, что американцы не особенно интересуются из какой части мира прибыл художник (Смеется). Ведь страна-то иммигрантов. Но главным в работе является качество: "Покажи что умеешь" и "создай".

- На кого из известных персон шоу-бизнеса, актеров, певцов делать шаржи было приятно?

- Всегда с удовольствием вспоминаю мои встречи, например, с Дастином Хофманом, Милошем Форманом, Вуди Алленом, Стингом, Хосе Каррерасом, Бобом Диланом, Мишей Барышниковым...

А что касается политиков, что среди них симпатичных мне намного меньше, да и зрителям нужно с этим специально угождать, чего я не люблю делать.

- А как складываются ваши отношения с сильными мира сего? Ведь среди героев ваших работ есть государственные и политические деятели.

- Политики не должны стоять выше своего народа, становиться таким себе памятником при жизни. Поэтому, я достаточно часто делаю карикатуры на многих Президентов, в том числе, на чешских - Вацлава Клауса и Гавела, на некоторых американских.

А как - то я набрался наглости и сделав портрет, Рейгана, отправил его Президенту США.

В ответ получил фотографию Рейгана с очень хорошим письмом.

- Вы пожимали руку Бобу Дилану, Дастину Хоффману, Вуди Аллену. Какое впечатление у вас от встреч с этими великими людьми?

- Наверное, при встречах с ними, я как и всякий почитатель таланта этих выдающихся деятелей культуры, сразу вспоминал либо фильмы с их участием, либо их музыку.

Кроме этого, несмотря на личное знакомство с ними и желание пообщаться, у меня в голове всегда включается мысль, чтобы сразу сделать фотографии их лиц, для последующих серий пародийных портретов этих людей.

А ведь такие встречи бывают очень короткими, как например, с Вуди Алленом - во время его концерта в Нью-Йорке.

- А как принимают ваши шаржи известные люди? Часто кто-нибудь обижается на вас?

- Некоторые молча посмотрят, некоторые купят, некоторые будут смеяться... Реакция бывает абсолютно разная и непредсказуемая. Но в целом, отношение к карикатурам хорошее.

- Карикатурист должен обладать хорошим чувством юмора. Ведь сложно остроумно изобразить Боба Дилана или президента Рейгана?

[VR]Йозеф Блеха (род. в 1952 году), известный чешский предприниматель и карикатурист.

Закончил Высшую школу экономики, жил в 1979-83 годах в Канаде, в 1987-95 и 1998-2001 годах в Нью-Йорке. Работал как генеральный менеджер "General Motors" в Чехии Словакии (1995-1998), а также на руководящих должностях в компаниях Jawa, Opel, с 2001 года генеральный директор FEZKO.

Портретной карикатурой занимается свыше тридцати лет, его карикатуры опубликованы в "New-York Times", "The New Yorker", "Playboy", "The Book Review" и других всемирно известных изданиях, иллюстрирует книги.

С 1978 года участвовал в 40 выставках по всей Европе и в США. Его работы хранятся в частных коллекциях по всему миру.

[/VR]- Это правда. Но здесь нужно понимать, что ведь не каждый человек умеет шутить или хорошо рассказывать анекдоты. Также и с моими героями - кто-то выходит на бумаге живее, другой - менее весело. Так, Рейган вышел, пожалуй, очень неплохо.

Но загадочный Дилан с его сложной мимикой, от которой исходит острота ощущений, мне долго не давался. Поэтому, когда я рисовал его портрет, то ставил его лучшие произведения - и находился в поиске оригинального видения для этого непревзойденного музыканта, создателя нового течения в музыке.

Намного сложнее делать портрет на людей, которых уже нет с нами. Ведь карикатура, это не просто смешная гримаса, которая не несет никакого смысла, а отличительные черты того или иного человека, поданные с иронией. Ведь шарж - это не насмешка над какими-то изъянами в лице, а добрая картинка, дающая заряд оптимизма на несколько часов.

- Однако, ваша главная работа - руководство крупным предприятием. Каким образом вы успеваете рисовать?

- Приходится все делать одновременно (Смеется). Часто приходится бывать в поездках -

всегда беру с собой бумагу и карандаш.

Ко всему, в командировках в другие страны и города - всегда нахожу время зайти в местные музеи и галереи, что дает вдохновение и для моего творчества. Особенно люблю посещать Париж и Вену. Творческий заряд неимоверный.

Ко всему, я не люблю организованный туризм - только самостоятельно выбираю маршрут. Так, я объездил все восточное побережье Штатов. Там нашли очень красивый маяк, а потом еще один и еще...В общем, отпуск прошел в переездах от маяка к маяку. Но романтика какая!

- У вас была идея показать свои работы на Украине, в Киеве?

- Был бы очень рад показать карикатуры на Украине. И если найдется галерея, которая захочет в этом направлении сотрудничать, такую выставку можно будет сделать в следующем году.

Перепечатка карикатур запрещена Йозефом Блехой

Беседовал Артур Рудзицкий, Киев- Прага-Киев

powered by lun.ua