Українська правда

Иван Семесюк: "Жлобство" – это наше украинское определение сансары

2 вересня 2011, 15:39

Художник, скульптор и дизайнер Иван Семесюк - автор иконоподобного портрета Нестора Махно, летописец люмпенизированной Украины ("жлоб-арт"), создатель весьма забавных предметов-декоративного искусства.

Его искусство - это и озорная игра с китчем, и нежнейшие вышивки в традициях украинского наивного искусства. Собственно, первое и второе органично проникают друг в друга.

Замес сарказма и сентиментальности приводит даже к чересчур активному творческому брожению - от количества картин, малых скульптурных форм, объектов голова может пойти кругом. В этом смысле, художнику хочется пожелать, кроме материального благополучия, само собой, решительно определиться: или масштабная индустрия и тиражирование, или напротив -авторский хенд-мейд в одном экземпляре.

Кажется, что драйва более чем достаточно для юношеских метаний, но степень зрелости, тоже соответствующая.

Как по мне, плюс этого искусства в том, что оно не стесняется декоративности, узнаваемых сюжетов, в конце концов, аутентичности. Является ли оно таким уж провокативным? Или, к примеру, социально-критическим? Едва ли. Уж скорее это изживание опыта травмирующей интеллигентного человека люмпенизированной повседневности.

Но если б Семесюку предложить темы для социальной рекламы и отдать биллборды, то полстраны бы вздрогнуло.

Понятно, что его "пацанская серия" зрителя, лишенного соответствующего воспитания и способности воспринимать символическое, запросто превратят в зверя, такого же собственно, как он изображает. Словом, его искусство про жлобов, но не для них.

Иван Семесюк рассказал "Украинской Правде. Жизнь" о собственном восприятии национализма, космосе жлобства, а также исторической достоверности некоторых деталей портрета Махно.

- Думаю, у многих зрителей ваших работ возникает вопрос: любите ли вы родину?

- Родину люблю. Люблю просто так. Инстинктивно, как и положено социально-здоровому существу. Зов предков.

- Многие едва ли в это поверят. Все же, внесите ясность - вы украинофил или украинофоб?

- Я не "фил" и не "фоб". Я люблю Украину и, соответственно, искоса смотрю на её врагов, внешних и внутренних, вот как.

- Махно - главный выразитель украинской идеи?

- По сути, да. Хотя мне симпатичней партизанская идея и эстетика воинов УПА, чем лихая махновщина. Махновщина живописней конечно, но продуктивней всё-таки не она.

- Украинская анархия от анархии как таковой чем-то отличается?

- Отличается фактурой и эстетикой, прежде всего. В Европе - это скорее графика, а в Украине живопись мастихином, если пользоваться художественной терминологией. Но это всё в прошлом.

 
- Хотелось бы услышать пару слов об актуальных политических взглядах.

- Мне как агностику и, не побоюсь этого слова, стихийному буддисту, неприлично даже и говорить об этом. Скорее "правый" чем "левый", но это условность конечно.

- Вы религиозны?

- Нет. Я антирелигиозен скорее. На этой почве я очень полюбил слово "духовность". Почти никто не может дать внятного определения этому слову, но тьма бородатых мужиков в женских траурных платьях очень лихо этим словом оперируют. Это очень мило выглядит.

- Нужна ли сегодня национальная идея?

- Про национальную идею так сказать нельзя, нужна она или нет. Она либо есть, либо её нет. Нет пассионарности в обществе - нет и идеи. Вот у нас пока так и обстоит дело. Но это пока, поскольку всё циклично. И вообще, что такое эта национальная идея?

Спросить бы у финнов или у исландцев, но и они вряд ли ответят. Хотя отсутствие таковой тоже можно превратить в национальную идею, и для Украины это сценарий вполне реалистичный. В общем и целом, конечно, это абсурд.

Давайте спросим любого прохожего в любом месте: а какова Ваша личная идея? Разнообразие и невнятность определений будет достойна отдельного исследования. Так же и с нациями, я думаю.

- Какая у вас национальная идентичность?

- Идентичность у меня простая - Семесюк Иван Леонидович, украинец. Поэтому да, я - националист.

Национализм - это естественная позиция для любого существа, которое идентифицирует себя как часть той или иной нации. А нация - это природная форма существования очень больших коллективов. В свою очередь, идентификация - естественная функция человеческого ума, самоопределение себя, как "то" или "это". Так распорядилась жизнь, и от этого никуда не деться. Закон природы-сансары.

Во всяком случае, пока он действует, и действует до тех пор, пока у человечества не появится общий внешний противник, к примеру, марсиане или ещё кто похуже. Об этом ещё Кеннеди говорил кстати. Вот.

- Кто член вашего фан-клуба?

- Члены нашего "фан-клуба" - это люди с чувством юмора и со склонностью к самоиронии. Но если говорить о политическом контексте, то очевидно нас недолюбливают "леваки" от искусства, люди склонные к социальной уравниловке в разных её формах и, соответственно, положительно отзываются сторонники классовой сегрегации, так сказать.

Но это, конечно же, очень грубое обобщение.

- Иначе спрошу. Мы живем в мире брендинга. "Семесюк" - это бренд? Если да, то какие основные его составляющие? Если нет, то почему?

- Любое слово из букв можно сделать брендом. Слово "Семесюк" тоже можно превратить в бренд. Особенно когда слово это является вербальным сопровождением определённого товара, а именно картин.

Составляющие тут могут быть очень простыми - ирония и, прости Господи, актуальность в контексте нашего общественного жития.

 
- Кто покупатель ваших работ? Есть ли они в Национальном музее украинского искусства?

- Национальный музей украинского искусства - заведение весьма консервативное. Нужно быть очень уж матёрым бобром, и чего уж греха таить, старым перцем, чтобы попасть в орбиту интересов такого уважаемого музея.

Хотя быть "музейным" художником весьма почётно. Особенно если твои работы есть именно в музеях со статусом "национальный".

В коллекции Национального музея декоративно-прикладного искусства, к примеру, имеется моя работа. Но к "жлоб-арту" она отношения не имеет. Это моя вышитая картина "Лише у двох".

В целом, покупатель очень разный но, как правило, это люди возрастом до 40 лет. Старшее поколение часто воспринимает "жлоб-арт" чуть ли не как личное оскорбление. Особенно пьющие аграрии с национал-демократическим уклоном.

- Художники часто демонизируют галеристов. А у вас с Мухарским как обстоит дело? У вас с ним отношения строятся по любви или по расчету?

- Антин Мухарский для меня, прежде всего друг, дружище даже. Хотя начинали сотрудничество мы без панибратства, на деловой основе и без лишних соплей, но с огоньком.

Встретились два одиночества. Мухарский - это бочка с динамитом, остро чувствующая жизнь, реалии Украины, актуальные темы в искусстве. Он на редкость удачно сочетает в себе украинскую козацкую лихость и живость реакции с каким-то, я бы сказал, германским перфекционизмом и хорошей деловой хваткой. Как в плане тактики, так и в смысле стратегии.

- У кого картина с Махно в настоящее время в собственности? И сколько она стоит. Как думаете, сколько она будет стоить лет через 10-ть?

- В собственности галереи ANTIN'S COLLECTIONS и моей: 50 на 50. Стоимость картины порядка 20 тысяч долларов.

- А почему вообще вы решили стать художником? Есть ли сегодня в этом какие-нибудь преимущества?

- Художником я просто стал, без решения. Я вообще не верю в свободу выбора или свободную волю, по той причине, что всё в мире обусловлено, так или иначе.

Не жалею потому, что я лишен начальства и никогда не ходил на роботу. Мечта многих и многих. Полный фридом короче говоря.

- К официальные наградкам - ордена и звания - как относитесь?

- Не без юмора отношусь. Особенно к надгробиям.

- Понимаю банальность этого вопроса, но тем не менее: критику как воспринимаете?

- Если критика порождена не старческим алко-маразмом, то положительно. Я прислушиваюсь ко всем мнениям, и не только мнениям специалистов.

 
- Помню, когда училась в школе, в средних классах появилось слово "жлобство". Оно выражало, с одной стороны, жадность, а с другой - ограниченность. Если судить по вашим работам, "жлобство" - это вообще особый космос. Правильно понимаю?

- Да. "Жлобство" - это наше украинское определение сансары, круга страстей и неутолимых желаний. Мира опухшего больного эго, мира жадных духов страдающих от неведения и бессознательности.

- Чем отличается рагуль от жлоба, если, конечно, отличается?

- Это просто региональная разница в терминах. Порода одна.

- Существуют ли какие-нибудь гендерные или возрастные особенности жлобства?

- Особенности конечно есть, но суть не в них. Главное, что есть общий фундамент, каркас на котором смонтирована оболочка, внешняя форма -выражение жлобства, а именно жадность ума и его же тупость.

- Держите ли под подушкой томик Бахтина? Как относитесь к его концепции карнавальной культуры.

- А я не знаю, кто это такой или не помню, но мне не стыдно. Нельзя объять необъятное.

- Все время хочу спросить о надписи на картине Махно, а почему именно "на х**", а не в "жопу", или еще куда-нибудь?

- В "жопу"? Ну как-то это слишком мягко сказано, что ли. И потом, тут есть историческая достоверность. На тачанках махновцы именно это слово и писали, обращаясь к красным и деникинцам.

- А чего больше хочется - славы или денег? И вообще, чего хочется?

- Слава - это недозревшие деньги. Её надо окучивать. А хочется достичь полного и безоговорочного просветления ума до полного его исчезновения. Деньги и слава - просто игра такая в существование, и довольно скучная игра.

- Что для вас как художника является вызовом?

- Ничего. Я просто реагирую на явления. Они приходят и уходят одно за другим. Реакция на явление - это тоже просто явление. Кто и кому тут может бросить вызов?